Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Война Судного дня

Оглавление

Война Судного дня [↑]

Четвертая по счету (после Войны за независимость 1947-1949, Синайской кампании 1956-1957 и Шестидневной войны 1967) война между Израилем и арабскими странами, продолжавшаяся с 6 октября по 24 октября 1973. Война была названа по тому дню, в который началась: Йом Кипур — День Искупления грехов, который евреи всего мира проводят в посте и молитве. В этот день в 1973, в субботу, армии Сирии и Египта неожиданно атаковали Израиль с двух фронтов одновременно. После 18 дней кровопролитных боев война закончилась победой Израиля.

Предыстория и причины [↑]

Несмотря на договор между Израилем и Египтом 1970 года, заключенный под давлением США, было ясно, что арабо-израильский конфликт далек от своего окончательного разрешения. Удивительная победа Израиля над объединённой армией арабских государств в Шестидневной войне и захват Синайского полуострова, Голанских высот, части Иерусалима и территорий в центре Страны стали тяжелым ударом по гордости народа этих государств. Не желая признавать поражение, Египет уже через месяц после заключения договора о прекращении огня в 1967 начал обстреливать израильские территории с целью парализовать жизнь гражданского населения и подорвать боевой дух израильской армии. Интенсивный обстрел израильских территорий и диверсионные вылазки террористов с 1967 по 1970 г. позже будет именоваться «Войной на истощение».

Практически сразу после окончания Шестидневной войны СССР возобновил поставки усовершенствованной военной техники как Египту, так и Сирии. За короткий период времени египетская и сирийская армии не только восполнили потери, понесенные во время Шестидневной войны, но и значительно увеличили свою военную мощь. Колоссальная помощь СССР, а также внутри — и внешнеполитическое давление подталкивали нового президента Египта, Анвара Садата, взять реванш и вернуть территории, принадлежавшие Египту до войны. На протяжении нескольких лет египетские и сирийские части под руководством советских военных советников и инструкторов планировали нападение на Израиль и проводили учения по прорыву линий израильских укреплений. Война готовилась долго и тщательно. Основой стратегического плана арабов должен был стать эффект неожиданности. Для этого подготовка к войне тщательно скрывалась, кроме того, был принят ряд мер, чтобы запутать израильскую разведку. Для нападения был выбран Йом Кипур, когда жизнь в Израиле почти полностью замирает.

Упущения израильского командования [↑]

В преддверии войны израильская разведка оповещала командование о беспрецедентной концентрации крупных армейских подразделений на границах — у Голанских высот и Суэцкого канала. Также были передана информация о спешной эвакуации семей советских чиновников из Сирии, что свидетельствовало о готовящимся вторжении. Тем не менее донесения разведки не были восприняты руководством должным образом, факты не были правильно интерпретированы. Неверно была оценена и мощь противника. По мнению начальника Генштаба Д. Элазара, Израилю следовало нанести превентивный удар, поскольку было ясно, что война неизбежна. Но израильское командование не только не нанесло опережающего удара, но и не провело своевременно мобилизацию резервистов. В результате неожиданная атака Египта и Сирии застала израильское командование врасплох, что привело к большим потерям в первые дни войны.

Основной причиной бездействия и халатного отношение к докладам внешней разведки называют эйфорию израильтян и ощущение собственной неуязвимости после ошеломляющей победы в Шестидневной войне. Уже в первые дни войны Судного дня многим стало ясно, что без сверхъестественного вмешательства победа в предыдущих войнах Израиля была бы невозможна. После войны была собрана специальная комиссия под руководством председателя Верховного суда, Шимона Аграната, для расследования причин неготовности к войне и первоначальных неудач.

Ход войны [↑]

В Йом Кипур, 6 октября, в 14:00 Египет и Сирия одновременно начинают массированную атаку на северной и южной границах Израиля в нарушение мирного договора, заключенного в 1970. Ей предшествовал и ее сопровождал сильнейший артиллерийский обстрел. Израильский гарнизон на горе Хермон, на важнейшей стратегической позиции, был уничтожен сирийскими десантниками, доставленными на вертолетах.

В 14:15 была объявлена всеобщая мобилизация резервистов по всей Стране. Военные джипы собирали мужчин призывного возраста прямо у выходов из синагог. Сняв талит и сменив праздничные одежды на военную форму, резервисты направлялись на сборные пункты, откуда их забирали на фронт.

Внезапность нападения принесла свои плоды, первые двое суток успех был на стороне египтян и сирийцев. К утру 7 октября передовые части сирийцев дошли до южной границы Голанских высот. На южном фронте укрепления в северном секторе линии Бар-Лева пали уже через несколько часов после начала наступления.

Перелом наступил через двое суток, когда на места сражений начали прибывать мобилизованные резервисты. В ходе жестоких сражений сирийцы были полностью вытеснены с Голанских высот. На Синайском фронте израильтяне ударили в стык двух египетских армий, пересекли Суэцкий канал (старую линию прекращения огня) и отрезали египетскую 3-ю армию от снабжения. Вскоре последовала резолюция ООН о прекращении огня.

К окончанию военных действий египетская 3-я армия была взята в кольцо и отсечена от источников воды и провизии. ЦаХаЛ стоял всего в 100 км. от Каира, а Дамаск мог обстреливаться израильской артиллерией с линии фронта, находившейся в 40 км. от него.

Исход войны [↑]

Хотя Израиль победил, война Судного дня стала для него тяжелой травмой. Число погибших израильтян было так велико, что в Стране был объявлен общенациональный траур. Потери Армии обороны Израиля в этой войне составили: 2552 военнослужащих убитыми, около 7500 раненными, 326 человек попало в плен.

Сирийцы потеряли около 3, 5 тыс. убитыми и около 1, 2 тыс. танков; 370 сирийских солдат попали в плен. Египетские потери — около 15 тыс. убитых, 8 тыс. пленных и свыше тысячи танков.

Победоносная с военной точки зрения, в политическом плане эта война была поражением для Израиля. Пытаясь оказать давление на Израиль, арабские государства наложили эмбарго на поставку нефти США и некоторым странам Западной Европы. Почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Внешнеполитическое давление, тяжелый экономический кризис, а также изоляция на мировой арене свели на нет значение этой победы. Это отразилось даже на политике традиционно дружественных Израилю государств Западной Европы и Южной Америки. Сложившееся положение усилило зависимость Израиля от США, которые также пытались улучшить свои отношения с арабскими странами. По мнению историка д-ра Меира Паиля, прямым следствием войны стали уступки Израиля во время мирных переговоров 21 декабря 1973 в Женеве. Тогда Израиль был вынужден подписать соглашение, которое ставило его стратегически в худшие, чем до начала войны, условия.

После войны была собрана комиссия по расследованию упущений разведки и командования в преддверии войны. По результатам отчета, опубликованного 2 апреля 1974, было рекомендовано отстранить от должности начальника ГенШтаба АОИ Давида Элазара, начальника военной разведки «Аман» генерала Эли Зейра и его заместителя, начальника разведки Южного округа подполковника Гедальи, а также Шмуэля Гонена, командующего Южным фронтом. Народные недовольство, в особенности, недовольство бывших офицеров и участников войны привело к отставке премьер-министра Голды Меир. За ней последовал весь кабинет, включая Моше Даяна.

Чудеса во время войны и их влияние на движение тшувы 70-х [↑]

Как и во многих других войнах молодого еврейского государства, чудеса сопровождали солдат и командование на всех этапах военных действий. После окончания войны в СМИ стали просачиваться удивительные истории: многие солдаты рассказывали о том, что остались в живых только благодаря чуду и Провидению. Как заявил однажды один из ветеранов войны: «В принципе, каждый оставшийся в живых спасся в той или иной степени благодаря чуду». В общей атмосфере духовного пробуждения тех дней зародилась новая волна возвращения к тшуве. К Торе и заповедям возвращались многие участники войны и бывшие офицеры.

Короткая история, ярко иллюстрирующая чудесные события тех дней, была опубликована в СМИ сразу после окончания войны: «В день Ошана Рабба (предпоследний день праздника Суккот) одному рядовому было приказано доставить грузовик с военным снаряжением на Южный фронт. После нескольких часов пути он заметил в окно группу солдат, толпившихся у опорного пункта ЦаХаЛа вблизи Суэцкого канала. Солдаты ждали в очереди, чтобы подержать лулав — единственный комплект на весь гарнизон. Водитель грузовика, который был абсолютным хилони (“светским”, не религиозным), удивился этому зрелищу и, убедившись, что здесь ничего кроме религиозного обряда не происходит, решил ехать дальше. Но после того, как один из участников “обряда” объяснил ему, что это последняя в этом году возможность выполнить заповедь о четырех видах растений, солдат почему-то решил это сделать, оставил машину подальше и встал в очередь. После долгого ожидания, когда подошла его очередь и он взял лулав, раздался оглушительный взрыв. Там, где мгновение назад стоял грузовик, дымилась глубокая воронка. Как оказалось, грузовик был уничтожен с воздуха силами противника. Все снаряжение, находившееся в машине, было взорвано, металлические части испарились, и после взрыва от грузовика ничего не осталось. У водителя не было никаких шансов уцелеть. Через три месяца у солдата родилась дочь. Поскольку он чудом избежал гибели — благодаря исполнению заповеди о лулаве, — он назвал дочь именем Лулава».

Помощь евреев диаспоры [↑]

Война Судного дня так же, как и Шестидневная война, вызвала волну еврейской солидарности. Во время военных действий усилилось добровольческое движение, оказавшее действенную помощь Израилю в разных областях. Сборы в пользу Израиля достигли беспрецедентных масштабов. В общинах диаспоры были организованы регулярные молитвы за спасение солдат и их победу. В разгар войны число репатриантов из Советского Союза не только не сократилось, но даже выросло по сравнению с предыдущими неделями. Война Судного дня вновь выявила единство еврейского народа и способность еврейской диаспоры оказать помощь в час тяжелых испытаний.

Выводить материалы