Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О милосердных, которые кормят голодных, поят жаждущих, одевают нагих и раздают цдаку, написано «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».»Трактат «Дерех эрец раба», 2

"И прошел Аврам по стране до места Шхем до Элон Море…" - экскурс в надел Йосефа

15 октября 2010, 08:51

Отложить Отложено

 

Процесс еврейского возвращения в Самарию начался всего 35 лет назад. После шестидневной войны в 1967 году правительство Израиля начало создавать новые поселения в Иорданской долине и на Синае. Однако весь надел Биньямина и район Самарии к северу от Иерусалима не был затронут поселенческим движением. Правительства Голды Меер и Ицхака Рабина противились идее еврейского заселения этой части Земли Израиля, намериваясь использовать её для достижения договора с арабами. 

 

 Вид на район Шхема

 

 

Еврейские корни в Самарии

В памяти еврейского народа район Шхема занимает особое место. Именно здесь Авраам впервые получил обещание В-севышнего о даровании Страны его потомкам: «И прошел Аврам по стране до места Шхем …. И открылся аШем (Б-г) Авраму, и сказал: потомству твоему Я дам страну эту. И построил там жертвенникаШему, открывшемуся ему». (Берешит 12, 6-7).

 

Праотец Яаков купил к востоку от города надел земли, на котором позднее был похоронен его любимый сын Йосеф. Могила Йосефа находится неподалеку от кургана древнего Шхема. Это одно из трех мест, купленных нашими предками в Израиле (Другие – Пещера Праотцов в Хевроне и Храмовая Гора в Иерусалиме) вокруг которых, по мнению мудрецов, не будет спора - кому они принадлежат. (Интересно, что именно эти три места являются эпицентрами борьбы между евреями и арабами в современном Израиле).

курган древнего Шхема          Могила Йосефа 

Позднее, при завоевании Земли еврейскими племенами, рядом со Шхемом произошла церемония Благословления и Проклятия. На горах Эйваль и Гризим, окружающих Шхем, был запечатлен Союз между В-севышнем и Народом Израиля. Этот Союз стал основой наследования этой Земли еврейским народом. (Дварим 27; Йеошуа 9, 30-35).

Сыновья Йосефа, Эфраим и Менаше, ставшие равноправными главами колен, получили наделы к югу и к северу от могилы своего отца. Их территория располагалась на центральном горном хребте Израиля и на склонах в сторону Приморской равнины (Средиземного моря) и Иорданской долины. Будучи географическим центром страны, надел Йосефа превратился в главную часть северного Израильского государства.

Вид на Шхем с горы Гризим

Позднее, этот район был назван Самарией (Шомрон), по имени города Шомрон, построенного царем Израиля – Омри.

Высокие горы, покрытые террасами с масличными плантациями, широкие плодородные равнины и перекресток центральных дорог превратили этот район в самый богатый надел древней Земли Израиля.

 

Самария в 20-ом веке

Спустя тысячи лет, в 70-ых годах 20-ого столетия, Самария представляла собой отдаленный и малоразвитый район Страны Израиля. Не только современная цивилизация, но и историки и археологи не добрались до этого края, ставшего центром арабского национализма и воинственности в Израиле. Долгие годы здесь не было практически никаких еврейских общин и поселений. Однако первозданные виды Библейской Страны манили сюда еврейскую религиозную молодежь.

После шестидневной войны многие израильтяне устремились в просторы Иудеи и Самарии, на Голанские высоты и в Синай. В этих районах, при поддержке Израильского правительства, начали строиться новые еврейские поселения. Только просторы Самарии оставались без еврейского присутствия.

В 1973 году, после войны Судного Дня, организовалась небольшая группа «Ядро Элон Море» во главе с Бени Кацовером и Менахемом Феликсом, поставившая себе цель построить еврейское поселение в районе Шхема. Организаторы прекрасно понимали, что речь идет не об одном поселении, а о возвращении еврейского народа в этот Библейский надел.

С Бени Кацовером на горе Кабир

 

Шесть долгих лет прошло, пока их мечта осуществилась. Это были годы энергичной общественной деятельности, борьбы, достижений и поражений. Семь раз поселенцы и их сторонники предпринимали попытки построить в районе Шхема еврейское поселение, и семь раз израильское правительство их изгоняло. Активисты организовали широкое общественное движение Гуш Эмуним, для поддержки еврейского заселения всей Земли Израиля. Десятки тысяч людей принимали участие в демонстрациях, в походах по Самарии, в попытках обосноваться в этой земле.

Только в восьмой раз был достигнут компромисс. Это было в Хануку, в конце 1975 года, неделю спустя после принятия резолюции ООН, сравнивавшей Сионизм - идею возвращения еврейского народа в Израиль, с расизмом. В то время в Иерусалиме в поддержку еврейского государства собрался конгресс еврейских представителей со всего мира. При этих обстоятельствах тогдашнему главе правительства было не удобно направить армию против тысяч евреев, собравшихся неподалеку от Себастии, древнего города Шомрон, и решивших отстоять право еврейского народа селиться по всей территории Земли Израиля. Согласно достигнутому компромиссу, Ядро Элон Море поселилось в военном лагере Кадум, в центре Самарии.

Прошло еще несколько лет, пока поселенцы получили разрешение поселиться в избранном ими месте – на горе Кабир к востоку от Шхема. Эти годы борьбы вызвали широкую общественную поддержку поселенческого движения и проложили дорогу к созданию десятков еврейских поселений в Самарии. Сейчас в Элон Море проживают 400 семей, а в наделе Йосеф – более 50 тысяч еврейских жителей.

Теги не заданы