Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что заставляет людей связывать свою судьбу с Торой Израиля и ее заповедями? Рациональный ответ на этот вопрос - в новой книге известного израильского лектора р. М. Нойгершля.

Публикуем отрывки из книги рава М. Нойгершеля «Путешествие к вершине горы Синай». Речь в ней идет о рациональных доказательствах божественного происхождения Торы. Книга написана в форме беседы исследователя и рава, легко читается. Посылайте ваши отзывы по адресу shneyder@toldot.ru

Беседа первая

Гора Синай — исторический факт

Исследователь: Скажите мне, пожалуйста, что заставляет такое большое количество людей связывать свою судьбу с Торой Израиля и ее заповедями? Ведь заповеди Торы являются системой, охватывающей все сферы жизни, и налагают на человека многочисленные ограничения во всех областях его деятельности.

Рав: Соблюдающие заповеди евреи верят, что Творец дал людям Тору, и она содержит точные указания, что человек должен делать в этом мире.

Исследователь: Что ты имеешь в виду под словом «верят»? Значит ли это, что только те, кто с детства был воспитан в непреклонном убеждении, что Тора Израиля дана на Синае, и ее заповеди — указания Б-га, могут исполнять заповеди, а те, кто не приучен с детства к этой вере, никогда не смогут присоединиться к ним?

Рав: В нашей первой беседе (в книге «Путешествие в глубины Бытия») мы обсуждали, каким образом можно доказать существование Творца человеку, который не был воспитан с детства верить в Б-га. Теперь мы должны проверить, как можно показать человеку, не получившему традиционного еврейского воспитания, что Тора Израиля — это учение Б-га.

Исследователь: Не зависит ли это от веры?

Рав: От веры — да, от слепой веры — нет! Евреи прошли огонь и воду со словами «Я верю!» на устах. Но еврейская вера не полагается только на личную интуицию каждого конкретного человека или только на воспитание с малых лет. Еврей, не получивший религиозного воспитания с детства и никогда не слышавший о том, что есть Б-г и есть Тора, тоже обязан исполнять все заповеди. Иудаизм заявляет, что есть возможность с помощью одного лишь разума достичь признания того факта, что Тора дана на горе Синай Творцом мира.

Исследователь: Интересно было бы услышать подобное доказательство.

Рав: Что бы вы сказали, если бы к вам пришел человек и сказал, что Б-г открылся ему и дал ему определенные указания?

Исследователь: Я счел бы это сном или выдумкой.

Рав: А если несколько человек свидетельствуют о подобном происшествии?

Исследователь: Может быть, все они грезят или фантазируют.

Рав: А если речь идет не о небольшой группе людей, а о целом народе, насчитывающем миллионы людей, которые испытали на себе подобное явление, в рамках которого им было даны определенные указания, и все они относятся к этому явлению как к абсолютно реальному до конца жизни (ведь все, кто испытывают определенные переживания под воздействием различных факторов, таких как наркотики или другие психоделические воздействия, после прекращения действия наркотика могут различить эти переживания и события реальной жизни)? Что бы вы сказали по поводу такого события?

Исследователь: Целый народ не может придумать рассказ, который согласовывался бы во всех деталях , и чтобы каждый из них подробно рассказывал его одинаковым образом. Вряд ли можно предположить также, что целый народ испытал какое-то фантастическое переживание, и поэтому, если кто-либо утверждает, что подобный рассказ тем не менее выдуман, обязанность доказать свое утверждение будет возложена, несомненно, на него… Он должен будет доказать, что событие, о котором идет речь, — иллюзия или что-либо подобное… До тех пор, пока он не представит веское доказательство, сторонники мнения, о Б-жественном откровении будут считаться правыми.

Рав: Более того, поскольку мы находимся уже на этапе, когда нам ясно, что существование Б-га — несомненный факт (об этом идет речь в книге «Путешествие в глубины Бытия»), ничто не мешает предположить, что Б-г, который, безусловно, существует, действительно открылся народу…

Исследователь: Не спешите. Одно из другого не следует. Существование великого, всемогущего и нематериального Б-га совсем не связано с возможностью откровения. Ровно наоборот, вы, религиозные, преуменьшаете Б-га, когда говорите, что Он интересуется такими ничтожными созданиями, как люди, и связывается с ними, чтобы указать им, как нужно себя вести… Я считаю, что и сейчас, когда ясно, что есть Творец мира, Ему «подобает» создать мир, но не открываться людям и не интересоваться их поведением.

Рав: На это есть два ответа:

1. Все подобные идеи не выдержат проверку опытом, если вы и еще несколько миллионов людей станете свидетелями Откровения! (То есть, если мы покажем, что откровение действительно имело место, будет доказана ложность такого рода идей — прим.пер.).

2. Мысль о том, что Б-г настолько велик, что не интересуется маленькими людьми, не возвеличивает Б-га, а, наоборот, унижает. Говоря так, вы превращаете бесконечного Б-га в конечную сущность. Я объясню, что я имею в виду.

Представим себе, что Петя и Вася соревнуются в беге. Цель находится на бесконечном расстоянии от них. Петя опередил Васю на сто шагов. Кто из них ближе к цели?

Исследователь: Оба находятся на абсолютно одинаковом расстоянии, ведь бесконечность и бесконечность минус сто — в точности одно и то же — бесконечность! Или, другими словами, любое количество, сколь угодно большое, не имеет никакого значения по сравнению с бесконечностью.

Рав: Раз это так, давайте посмотрим, что делает тот, кто заявляет, что Б-гу «подобает» сотворить мир, но не заниматься нашими мелкими делами или открываться нам. Он говорит, что разница между нашими «маленькими делами» и «большой Вселенной» приближает Вселенную к Б-гу по сравнению с нами. Другими словами, он утверждает, что из того факта, что Вселенная намного больше нас, должно следовать, что она «ближе» к Б-гу и «важнее» для него, и Он должен интересоваться ею больше, чем нами.

Это высказывание преуменьшает Б-га, относясь к Нему, как к конечной сущности, для которой имеют значение различия в размерах. На самом деле, Б-г бесконечен, и «расстояние» между Ним и самыми большими объектами в точности равняется «расстоянию» между Ним и объектами самыми малыми. И если Творец несмотря на это создал мир, — это потому, что Он так пожелал, а раз так, ничто не препятствует нам сказать, что Он пожелал также и открыться людям и «интересоваться» их «ничтожными делами».

Исследователь: Поясните, пожалуйста, последнее предложение.

Рав: Поскольку Б-г несравненно выше всей Вселенной и несопоставим с ней, Он создал мир не потому, что ему «подобает» сотворить такой «большой» мир, а потому, что пожелал так по одному лишь Ему известным причинам. Эти же причины могли повлечь и Его заинтересованность нашими «маленькими» делами.

И еще: у нас нет никакой возможности установить, что является «маленьким», «несущественным», а что — «большим» и «важным», поскольку мы не имеем правильной перспективы. То, что кажется нам большим и важным, с другой точки зрения может оказаться малозначительным, и наоборот.

Исследователь: Вернемся к нашей теме. Мы пришли к согласию, что у того, кто присутствует при откровении Б-га множеству народа, не будет сомнения в реальности происходящего. Что же вы хотите этим сказать?

Рав: Давайте рассмотрим вместе следующую цитату. «Сыны Израиля поверили Моше не из-за знамений, которые он сделал… а из-за чего поверили ему? У горы Синай, где мы видели своими глазами и слышали своими ушами огонь, голоса и факелы, и он входит в туман, и голос говорит ему, а мы слышим: Моше, Моше, иди и скажи им так и так». (Рамбам, Законы об основах Торы, 8:1).

Стояние у горы Синай, где Б-г открылся Израилю, является основой еврейской веры. Это событие — единственное в своем роде в истории. Нет народа, в «национальном фонде» которого был бы рассказ о подобном историческом событии, когда Б-г открылся массе людей. Рассказы всех религий в мире начинаются с одного человека, который пришел и рассказал, что он — посланник Б-га и т.п. Никто не говорит о явном Б-жественном откровении, подобном горе Синай. И хотя часть религий переняли свои основоположения у иудаизма, ни одна из них не скопировала идею о таком принародном раскрытии! Задумайтесь на минутку: если бы была возможность выдумать подобный рассказ, различные религии были бы очень рады его придумать и принять, поскольку его отсутствие значительно преуменьшает правдоподобность любой религии.

Исследователь: Почему именно отсутствие рассказа о принародном Б-жественном откровении ослабляет религию?

Рав: Поскольку основа религии — Б-жественная миссия, которую получил ее основатель — построена на его рассказе без каких-либо свидетелей или реальных доказательств. Никто не видел, как Мухаммад встретил ангела Гавриила (во что верят мусульмане), и никто не видел, как основатель христианства получает какие-то указания от Б-га (а его мать не представила справку о своей невинности… — прим.пер.). Он сам пришел и рассказал об этом. Истинность такого рассказа можно с легкостью поставить под сомнение, ведь любой человек может выдумать бесконечное число рассказов, и если он талантлив и харизматичен, то убедит большие массы народа в их истинности. Всякий, кто присоединяется к религии на подобной основе, делает это только вследствие слепой веры, веры, о которой сказал царь Шломо (Мишлей 14:15): «глупец поверит всему».

Кардинально отличается религия, основа которой — массовое откровение, религия, начинающаяся с множества людей, которые рассказывают, что видели Б-га, что слышали Его слова и т.п. Много людей сразу не могут выдумать одну и ту же историю одномоментно и рассказывать ее со всеми подробностями, как будто все они видели ее и были ей свидетелями.

Тора знала заранее, что никто не сможет выдумать подобный рассказ. В стихах четвертой главы книги Дварим, начинающихся со слов «Когда родятся у тебя сыны и сыновья сынов, и проживете долго на земле… и сделаете зло в глазах Б-га», Тора провозвещает нам разрушение и рассеяние. После этого она добавляет: «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, вернешься к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться Его голоса… Ибо спроси-ка о прежних днях, которые были прежде тебя, со дня, когда сотворил Г-сподь Б-г человека на земле, и от края неба до края неба — было ли подобное этому великому делу, или слыхано ли было подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, как слышал ты, и остался в живых?»

То есть, Тора, обращающаяся к евреям в каждом поколении, обещает, что ни в каком месте Вселенной — «от края неба и до края неба», на протяжении всей человеческой истории — «со дня, когда сотворил Г-сподь Б-г человека на земле» и до «конца дней», не было и не будет события, подобного горе Синай, где Б-г открылся целому народу…

Исследователь: В чем же проблема? Тот, кто не верит в существование Б-га, может безо всякого труда обещать, что Б-г, которого по его мнению не существует, не откроется никакому народу! И также тот, кто верит в существование Б-га, но считает, что Он не интересуется людьми, может с легкостью обещать, что такой Б-г не откроется никому.

Рав: Очень хорошо. Однако, если это так, каким образом, по твоему мнению, Б-г открылся народу Израиля у горы Синай, если Он, как вы утверждаете, не существует или не интересуется людьми?

Исследователь: В это атеист тоже не верит! Атеист не верит в Б-жественное откровение у горы Синай!

Рав: Однако никто не может отрицать, что миллионы людей на протяжении тысячелетий верили, что это событие имело место!

Исследователь: Атеист, тем не менее, будет утверждать, что нет никакой проблемы выдумать подобный рассказ и убедить массы людей, что он истинен…

Рав: Мы еще увидим далее, что нет никакой возможности сочинить подобный рассказ и убедить миллионы людей в его истинности. Но даже на этом этапе, прежде чем мы доказали это утверждение, мы можем заметить очень интересные вещи.

Смотрите, если действительно возможно выдумать подобную историю, кто может знать лучше автора этих стихов — который по утверждению атеиста придумал этот рассказ — что это возможно! А раз так, как он взял на себя ответственность обещать, что никто никогда не сможет сочинить подобную историю и рассказать ее? Ведь стих не ограничивается обязательством, что Б-жественное откровение народу не произойдет еще раз, он обещает, что никто не сможет выдумать подобную историю, ведь Тора обещает, что не будет и не услышится!

Одно из двух: если нет возможности выдумать подобный рассказ и «вживить» его, то автор этих стихов ничем не рискует, обещая, что такого не случится. Но тогда, с другой стороны, ясно, что откровение у горы Синай действительно произошло, ибо, в противном случае, как удалось убедить столь многих людей в его истинности?! Если же откровения у горы Синай не было, и возможно придумать его и убедить множество людей в его правдивости, и именно таким образом рассказ Торы начал распространяться, то кому, как не автору, знать, что такая возможность существует! Как же он обещал, что никто не сможет, подражая ему, сочинить подобную историю и преуспеть в этом?! Факт, что это пророчество осуществилось, и никто из основателей различных религий, преуспевших в их распространении, не смогли выдумать подобную историю!!! А ведь несравнимо труднее изобрести идею и создать прецедент, чем скопировать его!

Если бы Тора обещала, что никто не даст заповедь, подобную заповеди о красной корове, или о запрете на ношение одежды, сотканной из шерсти и льна вместе, в этом не было бы большой опасности, поскольку речь идет о заповедях, смысл которых непонятен, и нет никакой причины, что различные основатели религий захотят скопировать их. С другой стороны, любая религия была бы заинтересована в истории, подобной откровению у горы Синай, истории, без которой основы религии настолько слабы. Ведь без такой истории вся религия основана на слепой вере, и невозможно доказать, что событие, лежащее в ее основе, действительно произошло! Если бы была какая-то возможность преуспеть в сочинении подобного рассказа, очень многие сделали бы это. Факт, что ни одна религия не смогла это сделать…

Продолжение