Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Вавилон

Вавилон — древнее царство, которое находилось между реками Тигр и Эфрат, и город-столица этого царства. Сейчас на этой территории находится Ирак. К царству также применительно название Вавилония. Слово «Вавилон» происходит от корня «бавель», или «билбэль» («балаль») — смешение, путаница, и связано с известной историей о Вавилонской башне, которая рассказана в Торе: при ее возведении смешались языки строителей, и в дальнейшем место, где строили башню, стали называть «Бавель» — то есть, на русском, «Вавилон». Вавилон в свое время сыграл значительную роль в культурной и политической жизни человечества.

Оглавление

Вавилонская башня [↑]

Слово «Вавилон» впервые упоминается в Торе в связи с Вавилонской башней, которая была построена первым императором Земли Нимродом в долине Шинар. Как говорилось выше, имя свое она получила уже после прекращения строительства, так как Вс-вышний перемешал («балаль») языки людей, в результате чего они уже не могли продолжать работать вместе. Люди разошлись в разные стороны, а башня обвалилась. На территории современного Ирака, южнее Багдада, археологами были найдены глиняные кирпичи, обожженные огнем страшной силы, объяснить которую с точки зрения законов природы невозможно. По-видимому, в этом месте и находилась Вавилонская башня.

Царь Нимрод же после разрушения башни продолжал укреплять свою империю, с тех пор именующуюся Вавилонской.

Столица Вавилонской империи [↑]

Город Вавилон был хорошо укреплен и прекрасно спроектирован. В период расцвета Вавилонской Империи, простирающейся от Средиземного моря до Персидского залива — при царе Навухаднецаре — в столице проживало несколько сотен тысяч жителей. Некоторые улицы были вымощены камнем, другие — залиты асфальтом; жилые кварталы состояли из трех-четырехэтажных домов. В городе был проведен водопровод и канализация.

Древний историк Геродот оставил описание сложной системы сводчатых арок, которые поддерживали знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света. Самым высоким зданием в городе был храм Бела — вавилонского божества. Рассказывали, что фундаментом этому храму послужили руины Вавилонской башни. Храм Бела был высотой в сто восемьдесят метров, все скульптурные изображения, украшавшие его, были из чистого золота.

Покорение Иудеи и история Даниэля [↑]

В ходе войн с Египтом Навухаднецар установил контроль над Иудейским царством. Иудейский царь Йеояким (Иоаким) покорился и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. Но вскоре Иудея восстает против Вавилонского правления, войска Навухаднецара нападают на Иерусалим и захватывают в плен Йеоякима и большую часть еврейской духовной элиты, в том числе и нескольких юношей царского рода.

Среди пленных этой волны были праведник и провидец Даниэль, а также Хананья, Мишаэль и Азарья. В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Навухаднецара.

Особую милость царя заслужил Даниэль после того, как истолковал сон Невухаднецара. Царь видел во сне огромного истукана, стоявшего на ногах, которые были частью железные, а частью глиняные. Затем от горы оторвался камень и, ударив по ногам истукана, разбил их. Царь утром забыл свой сон и потребовал от вавилонских мудрецов напомнить ему этот сон и разгадать его. Ни один из них не смог этого сделать. А Вс-вышний открыл Даниэлю и сам сон, и его истолкование: четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении всей истории и подчинят себе сыновей Израиля. И первое из этих четырех царств — Вавилон.

Убедившись в исключительных способностях Даниэля, Навухаднецар возвысил его над всеми своими министрами, а затем и три его товарища получили высокие посты.

Через несколько лет в вавилонский плен были отправлены еще десять тысяч евреев. Утварь из Иерусалимского Храма тоже была увезена в Вавилон. А еще через 11 лет, в 3338 (422 до н.э.) году, Иерусалимский Храм был разрушен, и в Вавилон были угнаны все оставшиеся в живых евреи.

Живший в то время пророк Ирмияу (Иеремия) пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и безуспешно призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Навухаднецару. Но евреи не послушали его и подняли восстание, окончившееся разрушением Храма и вавилонским изгнанием.

Вавилонское пленение [↑]

Евреям, находящимся в вавилонском изгнании, Вс-вышний послал своего пророка, Ехезкеля бен Бузи Акоэна. Ехезкель упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест. Изгнанники вернутся на родную землю и раскаются в своих грехах: «И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля. И придете туда, и удалите из нее все мерзости ее и все гнусности ее…»

Пророк Хавакук также предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Вс-вышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук1:12).

Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Навухаднецаром одиннадцать лет назад. Евреям была предоставлена автономия в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и властей интересовали только налоги, которые подданные платили по требованию царя. Так началось духовное возрождение евреев.

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным. Жили они в основном в городах и пользовались всеми правами граждан.

Возвращение из вавилонского плена [↑]

После смерти Навухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга.

При царе Бельшацаре (Валтасаре) победоносная армия персидского царя Кореша (Кира) уже захватила несколько крупных провинций Вавилонской империи.

Захватить сам Вавилон удалось только спустя пять лет, потому что с одной стороны он был хорошо защищен толстой крепостной стеной, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. Корешу пришлось отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.

Это произошло как раз в ту ночь, через 70 лет от вос­хождения на престол Навухаднецара, когда Бельшацар осквернил драгоценные сосуды, захваченные Навухаднецаром в Иерусалимском Храме, использовав их для питья и еды во время пира (т.н. «пир Валтасара»). Бельшацар был убит, а власть в Вавилоне перешла в руки персов и мидийцев.

Через год после этих событий Кореш дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме. Более сорока двух тысяч человек выразили желание вернуться. Их возглавили Зерубавель бен Шалтиэль и потомок священников-коэнов Йеошуа бен Йеоцедак. Кореш предложил им взять с собой на родину священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Навухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.

Вавилон после захвата Персией [↑]

Персы убили не только Бельшацара, но и всю вавилонскую знать, сокровища разграбили — и Вавилонской империи пришел конец.

Как и предрекал пророк Ирмияу: «Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его и пойдем каждый в свою страну» (Ирмияу, 51:9) — Александр Македонский попытался вернуть Вавилону его былое величие, но восстановить город не удалось: Македонский неожиданно умер в Вавилоне в возрасте 32 лет, не успев совершить задуманного, и даже не оставив распоряжения о наследниках.

Столица великой империи до сих пор пуста. Вот что говорит один из исследователей, посетивший те края: «Из-за зверей, обитающих в округе, арабы близко не подходят к руинам Вавилона. К тому же арабы суеверно считают, что эти места отданы во власть злых духов и горе тому, кто придет туда. Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся коры кирпичей, камней — остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот».

Всё произошло так, как должно было — ведь так сказано в пророчестве Ирмияу: «Вот, Я (уничтожу) тебя, гора губительная, слово Г-спода, — (гора), уничтожающая всю землю; наложу руку Мою на тебя. И низвергну тебя… и превращу тебя в … пожарище» (Ирмияу, 51:25).

В течение последних столетий там, где была столица Вавилона, вообще не ступала нога человека, да и что там делать людям? — кругом одни болота…

Но в качестве провинции Вавилон продолжал существовать еще полторы тысячи лет, переходя от одного правителя к другому, и на весь этот долгий период Вавилония стал центром еврейской мысли.

Вавилонская диаспора [↑]

Не все евреи поспешили вернуться на Святую Землю. Были такие, которые не захотели бросить свои дома и сельскохозяйственные угодья в Вавилоне, а также те, по чьим подсчетам еще не прошли семьдесят лет изгнания, предсказанные пророком Ирмияу.

В силу объективных причин не все мудрецы удостоились жить в Земле
Израиля. Именно поэтому ведущие академии по изучению Торы оставались
в Вавилоне вплоть до X-го века н.э.

Евреи, обосновавшиеся в Вавилонии и в других царствах, входящих в персидскую империю, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. Большой, богатой державой правили персидские владыки, благоволившие к своим еврейским подданным, которые жили совсем не так, как их собратья в Эрец Исраэль, страдавшие от ига византийцев. В течение нескольких столетий евреи в Вавилонии не испытывали особых гонений и притеснений, что дало мудрецам возможность спокойно трудиться над составлением Талмуда.

Вавилонские мудрецы [↑]

Период Амораим (составителей Талмуда) начался с завершения редакции Мишны мудрецом раби Иеудой аНаси и длился без малого три столетия. В эту эпоху, в силу начавшихся гонений и нестабильности в Земле Израиля, центр жизни еврейского народа (а значит, и центр изучения Торы) постепенно перемещается из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Принято весь этот период делить на несколько поколений. В Вавилонии наиболее известные центры Торы располагались сначала в Неардее и Суре, а затем ешива Неардеи переехала в Пумбедиту.

Из первого поколения амораим необходимо выделить мудреца, которого Талмуд называет просто Рав, поскольку он был Равом (наставником) всех евреев изгнания. Его полное имя раби Аба бар Ибо (в другом прочтении бар Аву). Рав был главой евреев Вавилонии и основателем ешивы в Суре, ставшей новым центром изучения Торы. Также к первому поколению принадлежат Шмуэль, мар Уква.

Во втором поколении сурской ешивой руководил рав Уна, его преемником стал рав Хисда, признанный глава поколения и наиболее авторитетный законоучитель, к которому обращались во всех трудных и спорных случаях. В Талмуде отмечается, что подход р. Хисды к изучению Торы отличался глубиной постановки проблем и остротой их анализа. Рав Хисда установил текст благословения, произносимого коэнами перед Биркат коаним; он так же ввел обязанность, отправляясь в дальний путь, произносить «Тфилат адерех» (Дорожную молитву).

В этот же период рав Шешет основал свою ешиву в небольшом городке Шилахи, расположенном у реки Тигр. Он привлекал учеников именно тем, что его ответы всегда опирались на строго упорядоченные знания, а не на рассуждения или догадки.

В том же поколении жили Рава бар-бар Хана, Ула, рав Нахман, который стал руководителем возрожденной общины Неардея и городским судьей.

Основателем и руководителем ешивы в Пумбедите стал Рав Йеуда бар Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»). Рав Йеуда считал, что с образованием новых крупных центров изучения Торы в Суре и Пумбедите вся земля Вавилонии освятилась святостью Торы — и теперь «каждый живущий в Вавилонии подобен живущему в Земле Израиля».

Рав Йеуда уделял особое внимание сохранению в изгнании иврита — святого языка Торы. Он запрещал использовать в молитве арамейский язык — разговорный язык евреев Вавилонии; благодаря этому иврит был сохранен как язык молитвы.

В третьем поколении развивается ешива в Пумбедите. Ее руководителями (последовательно) были величайшие «архитекторы» Вавилонского Талмуда Раба бар Нахман и Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»), который отличался выдающейся эрудицией: мудрецы называли его «Синай», поскольку «все законы Торы были столь же упорядочены в его сознании, как при даровании Торы с горы Синай»

К четвертому поколению принадлежалРава бар Йосеф бар Хама, он же Рав Аба бар Йосеф (в Талмуде назван Рава) — один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.

В своем родном городе Махозе Рава основал собственную ешиву, которая вскоре стала самой авторитетной в еврейском мире. Рава всячески подчеркивал значимость изучения Торы. Он говорил: «Тот, кто занят изучением Торы, не нуждается ни в жертве всесожжения, ни в хлебном даре, ни в грехоочистительной, ни в повинной жертвах» — поскольку «само изучение Торы искупает наши грехи», но при этом Рава призывал помнить о том, что «цель мудрости — раскаяние и добрые дела».

Абае стал руководителем ешивы в Пумбедите. Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава — их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда.

Также к этому поколению относятся Рами бар Хама, рав Нахман бар Ицхак.

Появлением на свет Вавилонского Талмуда мы обязаны пятому поколению мудрецов, и особенно —раву Аши, одному из величайших мудрецов Израиля всех поколений.

Рав Аши руководил ешивой в Суре около полувека, и за эти годы Сура вновь стала мировым центром еврейской мысли. Вместе со своими учениками р. Аши начал работу по сбору и систематизации многовекового наследия мудрецов прошлых поколений. Весь накопленный материал он располагал в соответствии с порядком законов в Мишне. Первоначально каждый раздел Талмуда подвергался публичному обсуждению на открытых конференциях — ярхей кала, на которые дважды в год, в месяцы нисан и тишрей, в Суру собирались сотни знатоков Торы из различных общин диаспоры. Результаты обсуждений записывались.

Рав Аши не только обладал высочайшим авторитетом законоучителя, но и пользовался большим влиянием при дворе персидского царя Йездегерда I. Всё это способствовало тому, что составленный им Талмуд был принят общинами Вавилонии, а затем и всей диаспоры в качестве основного свода законов.

По свидетельству мудрецов, «со дней Моше и до Раби (составителя Мишны) величие в познании Торы и власть не соединялись в одном человеке; … и со дней Раби и до рава Аши величие в Торе и власть не соединялись в одном человеке».

При р. Аши завершился этап в цепочке передаче Торы: Моше (Моисей), получивший Тору от Вс-вышнего, передал толкования законов устно, р. Йеуда Анаси — Раби — записал их кратко — при составлении Мишны, а р. Аши и его ученики развернуто и подробно — при составлении Талмуда.

Создав Вавилонский Талмуд, мудрецы проделали такую огромную работу, какую создатели Иерусалимского Талмуда не имели возможности проделать в связи с постоянными гонениями на них. Каждое положение, прежде чем войти в Вавилонский Талмуд, должно было пройти через «сито» многочисленных проверок и дебатов, которые велись между всеми мудрецами поколения рава Аши. Любое утверждение попадало на страницы Талмуда, только если с ним соглашались все мудрецы поколения. Иерусалимский же Талмуд во многом остался незавершенным, поэтому в спорных вопросах приоритет остался за Вави­лонским Талмудом.

Редактура Вавилонского Талмуда: сабураи [↑]

Сабураями называли мудрецов первых трех поколений после рава Аши, занимавшихся окончательной «доводкой» и «шли­фовкой» талмудического текста. Название происходит от слова «савар» («обдумывать»), так как их основной работой было именно обдумывание и объяснение. Они добавляли предложения-связки, указывали, к какому месту в Мишне относится данная дискуссия в Гемаре, приводили необходимые цитаты и ссылки, в результате чего Талмуд вышел из их рук завершенной книгой, которую мог прочесть и выучить наизусть любой еврей. Таким образом, сабураи стали связующим веном между создателями Талмуда и гаонами, которые в следующую эпоху распространили Талмуд по всему миру.

Преследования евреев [↑]

Всего лишь через двадцать лет после смерти рава Аши в Вавилонии начались преследования евреев. Царь Ездегер силой пытался навязать евреям религию новоперсов. В особенности пострадала Сура, бывшая со времен рава Аши главным центром Торы. Оставшиеся в живых сурские мудрецы бежали в Пумбедиту.

Во главе первого поколения сабураев Пумбедиты встал рав Йоси. Сорок лет занимал он пост руководителя. Есть основания считать, что именно под его началом был записан Талмуд, составленный равом Аши устно. Начавшаяся сразу после записи редакторская работа продолжалась и в следующем поколении. После смерти рава Йоси во главе сабураев встают рав Ина и рав Симона.

Вскоре царь Пируз возобновил гонения на евреев. Он казнил рэйш галута Мара Зутру и многих мудрецов, разрушил синагоги и собрал еврейских детей для обращения в веру язычников. Со смертью Пируза в Персии произошел переворот, еще более усугубивший страдания евреев. Ешивы были закрыты, и лишь нескольким мудрецам удавалось продолжать занятия Торой.

Эпоха гаонов [↑]

Ешивы опустели на тридцать лет. Лишь в 589 году н.э. рав Ханан, видный вавилонский ученый и учитель, покинув с группой учеников город Пируз-Шабур, где они переждали смутное время, вернулся в Пумбедиту и возобновил занятия в древней ешиве. Приблизительно через двадцать лет открылся и второй центр изучения Торы — традиционная ешива в Суре. Именно так началась эпоха гаонов, которая продлилась четыре с половиной столетия.

Гаонами называли руководителей двух центральных ешив — в Суре и Пумбедите. На иврите «гаон» — значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Эти ешивы были не столько учебными заведениями, сколько центрами исследования алахи. В их стенах периодически собирались все крупные авторитеты Торы.

Некоторые мудрецы постоянно находились при этих центрах, посвящая учебе все время и живя на очень скромную стипендию. Остальные ученые съезжались на ежегодные двухмесячные сессии — ярхей кала, как было принято еще со времен амораим.

Смена власти в Вавилонии [↑]

Тем временем правительству Персии для удержания власти приходилось прилагать неимоверные усилия. Гражданские войны истощали страну, и евреи сильно страдали от этих войн.

В 4397 (637 н.э.) году войска халифа Омара захватили всю территорию Вавилонии до ее границы с Индией, и с тех пор стали называть ее Ираком.

Господство арабов в Вавилонии оказалось не так плохо для евреев. Арабы признали рэйш галута автономным правителем и передали в его ведение не только решение вопросов, относящихся к религии, но также и судопроизводство. От евреев они требовали лишь уплаты налогов.

Вавилония начала эпохи гаонов была почти полностью оторвана от всего остального мира. А в конце седьмого столетия, когда арабский халифат прибрал к рукам всю Переднюю и Среднюю Азии, а также Северную Африку с Испанией, а Багдад превратился в политическую и культурную столицу «средиземного» мира, наладились регулярные почтовые связи между еврейскими общинами многих других стран и вавилонскими ешивами.

Вопросы и ответы: ШуТ [↑]

Поскольку большинство алахических вопросов, которые разбирались первыми гаонами, поступало от жителей Вавилонии устно, о деятельности этих гаонов сохранилось очень мало письменных свидетельств.

Евреи эпохи гаонов прекрасно понимали, что даже те из них, кто хорошо разбираются в Талмуде, вынуждены обращаться по всем сложным алахическим вопросам исключительно к вавилонским мудрецам. В самых отдаленных общинах знали, что всеобъемлющий ответ (респонс) на любой вопрос можно получить только в двух центральных ешивах, и именно туда посылали свои вопросы.

Гаоны сочли в связи с этим, что созрела необходимость в выпуске сборников законов и положений, по которым могли бы учиться евреи отдаленных общин, не имевшие возможности заниматься в вавилонских ешивах. Назывались такие сборники «Шеэлот утшувот» («Вопросы и ответы»), сокращенно — ШуТ.

С именем сурского гаона рава Амрама связано возникновение молитвенника по испанскому канону. Далекая община из Испании обратилась к нему с просьбой составить для нее молитвенник. До сих пор молитвы, которым детей учили с раннего возраста, произносились евреями всего мира наизусть. Со временем в отдаленных общинах возникли разночтения, приведшие к спорам по поводу порядка и формулировок некоторых молитв. В результате рав Амрам составил по их просьбе сидур, сборник молитв, текст которого дошел до наших дней. По нему мы можем проследить, как испанский канон (нусах Сефард) берет свое начало в традиции вавилонских ешив.

Конец эпохи гаонов [↑]

В конце IX-го века на ешиву Суры обрушились серьезные испытания. За короткий срок ушло в лучший мир большинство мудрецов ешивы. Уровень занятий заметно понизился, и ученики один за другим стали переходить в ешиву Пумбедиты.

Ослабление внешнеполитических позиций Багдадского халифата отрицательно сказалось на внутреннем положении в стране. Как всегда, первыми от этого пострадали евреи. Власти, прежде настроенные по отношению к евреям вполне сносно, стали постепенно ограничивать их в правах. Терял свое былое значение пост рош галута, превращаясь в обычную чиновную должность в рамках багдадской администрации. Общее ухудшение положения и постепенное лишение всех свобод привели к началу эмиграции из Вавилонии.

Евреи стали переезжать в Северную Африку и Испанию. В течение нескольких десятков лет создалась новая ситуация, при которой основная масса еврейского населения мира переместилась далеко на запад, покинув берега Тигра и Евфрата. И все же еще долгое время Пумбедита продолжала оставаться духовным центром мирового еврейства. Но и ей пришел конец.

Рав Ая стал практически последним из вавилонских гаонов. Впоследствии его называли Агаон, с определенным артиклем («Мудрец» — с большой буквы). И все же, при всем своем величии, ему удалось лишь поддержать угасающую ешиву, но не вдохнуть в нее новую жизнь.

После смерти рава Ая его преемник, рав Хизкия, был по ложному обвинению приговорен к тюремному заключению, после чего ешива в Пумбедите окончательно закрылась, просуществовав в общей сложности почти восемь столетий.

С закрытием Пумбедитской ешивы заканчивается полуторатысячелетняя история Торы в Вавилонии, начавшаяся еще до разрушения Первого Храма, когда еврейские мудрецы были переселены туда царем Навухаднецаром. Из этих пятнадцати столетий в течение 850 лет Вавилон по праву считался бесспорным центром изучения Торы. «Творец сделал милость Израилю, установив ешивы в Вавилоне», — так говорили мудрецы.

Выводить материалы