Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Зерубавель удостоился пророчества: с ним говорил верховный ангел Метатрон, и ему был показан царь-Машиах из рода Давида по имени Менахем бен Амиэль

Возведение Второго Храма и Великое Собрание

Семьдесят лет вавилонского изгнания завершились.

В 3412 году /348 г. до н.э./ в Иерусалиме был отстроен Храм. Общину святого города возглавил Зерубавель — наследник царей из рода Давида.

Великие пророки Хагай и Зехарья призывали евреев возвратиться на свою землю.

Наконец, в 3413 /347/ году на святую землю вернулся из изгнания духовный глава поколения — великий мудрец Эзра.

Но и с ним отправились лишь немногие — тысяча восемьсот человек из десятков и сотен тысяч.

Большинство евреев осталось в «плену» — теперь уже по собственной воле.

Зерубавель (

Правнук одного из последних царей династии Давида — Йеояхина, в 3327 году /433 г. до н.э./ изгнанного из Иерусалима в Вавилон (II Мелахим 24:6-15; I Диврей аямим 3:17-19, Радак; Седер адорот). В 3364 году /396 г. до н.э./ Йеояхина выпустили из заточения, и он стал главой еврейских изгнанников. Но вскоре он умер, и его сменил сын Шалтиэль — дед Зерубавеля (Седер олам зута 7:7-8; Седер адорот 3364).

Отцом Зерубавеля был внук Йеояхина — Педая. Но впоследствии Зерубавеля часто называли «сыном Шалтиэля» (см. Эзра 3:8) — по имени деда, который был более известен (I Диврей аямим 3:17-19, Радак; Седер адорот 3413).

Родился в Вавилоне (Санхедрин 38а).

Около 3386 года /374 г. до н.э./ Зерубавель заменил своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута 7:10; Седер адорот 3364). А в 3389 году /371 г. до н.э./, после крушения вавилонской империи, по рекомендации великого мудреца и царедворца Даниэля (см.) Зерубавель стал одним из ближайших советников мидийского царя-победителя Дарьявеша (Дария), а затем — и его главным визирем (Сефер Йосифон 3).

В 3390 году /370 г. до н.э./ воцарился зять Дарьявеша — Кореш (Кир), разрешивший евреям вернуться на свою землю и отстроить Храм (Эзра 1:1-4; II Диврей аямим 36:22-23; Седер адорот 3298). Зерубавель возглавил возвращающихся на родину — всего более сорока двух тысяч человек. Вместе с ним в Иерусалим вернулись выдающиеся мудрецы, среди которых был и судья Великого Санхедрина Мордехай бен Яир (см.) (Эзра 1:5, 2:2, 2:64; Седер олам зута 7:10).

В конце этого года под наблюдением Зерубавеля был восстановлен жертвенник на горе Мория, а с месяца тишрей следующего, 3391 года, на нем начали приносить ежедневные и праздничные жертвы. После этого, в месяце хешван, приступили к возведению самого Храма (Эзра 3:1-8).

В этот период к Зерубавелю обратились самаритяне — иноземцы, переселенные на святую землю ассирийскими завоевателями и принявшие ряд законов Торы — вместе с тем, они по-прежнему поклонялись идолам. Теперь они желали участвовать в возведении Храма вместе с евреями. Но после того как Зерубавель отклонил их просьбу, они начали вредить евреям, направляя доносы персидским властям (там же 4:1-6).

В результате этих интриг в 3392 году /368 г. до н.э./, когда над персидской державой воцарился Ахашверош (Артаксеркс), работы по восстановлению Храма были запрещены (4:23-24; Седер олам раба 29; Седер адорот). И лишь в 3408 года /352 г. до н.э./, когда после смерти Ахашвероша на престол был возведен его семилетний сын — Дарий, работы возобновились — ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма (Эзра 4:24, Раши; Седер олам раба 29; Седер олам зута 1:7; Седер адорот). А 3 адара 3412 года /348 г. до н.э./ новое здание Храма было завершено (Эзра 6:15-16; Седер адорот).

В 3413 году /347 г. до н.э./ в Иерусалим прибыл из Вавилона величайший из мудрецов поколения Эзра (см.), и Зерубавель стал одним из руководителей созданного Эзрой Великого Собрания мудрецов Торы (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).

Зерубавель удостоился пророчества (это было в двадцать четвертый день месяца тишрей, но год неизвестен): с ним говорил верховный ангел Метатрон, и ему был показан царь-Машиах из рода Давида по имени Менахем бен Амиэль. Зерубавель спросил у ангела и у самого Машиаха, когда придет конечное избавление, и ему были открыты некоторые тайны последних дней. Его провидение было записано пророком Зехарьей (см.) «для поколения, которое будет жить в последние дни» (Сефер Зерубавель, Батей мидрашот 2).

У Зерубавеля были два сына и дочь, которые родились в изгнании и там остались. А еще пятеро детей родились в Земле Израиля (I Диврей аямим 3:19-20, Беур Агра).

Позднее Зерубавель возвратился в Вавилон и умер там. Во главе общины изгнанников его сменил старший сын Мешулам, возглавлявший евреев диаспоры до дня своей смерти в 3448 году /312 г. до н.э./ (Седер адорот 3413, 3448).

Зерубавель удостоился величайшего посмертного воздаяния. Когда в Ган Эдене Творец дает уроки для праведников и ангелов, раскрывая им сокровенные тайны Торы, именно Зерубавель, как ближайший ученик, разъясняет слова Б-га для остальных (Тана девей Элияу зута 20).

с разрешения издательства Швут Ами


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше