Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Зерубавель удостоился пророчества: с ним говорил верховный ангел Метатрон, и ему был показан царь-Машиах из рода Давида по имени Менахем бен Амиэль

Возведение Второго Храма и Великое Собрание

Семьдесят лет вавилонского изгнания завершились.

В 3412 году /348 г. до н.э./ в Иерусалиме был отстроен Храм. Общину святого города возглавил Зерубавель — наследник царей из рода Давида.

Великие пророки Хагай и Зехарья призывали евреев возвратиться на свою землю.

Наконец, в 3413 /347/ году на святую землю вернулся из изгнания духовный глава поколения — великий мудрец Эзра.

Но и с ним отправились лишь немногие — тысяча восемьсот человек из десятков и сотен тысяч.

Большинство евреев осталось в «плену» — теперь уже по собственной воле.

Зерубавель (זרובבל) — глава евреев своего поколения, строитель Второго Храма.

Правнук одного из последних царей династии Давида — Йеояхина, в 3327 году /433 г. до н.э./ изгнанного из Иерусалима в Вавилон (II Мелахим 24:6-15; I Диврей аямим 3:17-19, Радак; Седер адорот). В 3364 году /396 г. до н.э./ Йеояхина выпустили из заточения, и он стал главой еврейских изгнанников. Но вскоре он умер, и его сменил сын Шалтиэль — дед Зерубавеля (Седер олам зута 7:7-8; Седер адорот 3364).

Отцом Зерубавеля был внук Йеояхина — Педая. Но впоследствии Зерубавеля часто называли «сыном Шалтиэля» (см. Эзра 3:8) — по имени деда, который был более известен (I Диврей аямим 3:17-19, Радак; Седер адорот 3413).

Родился в Вавилоне (Санхедрин 38а).

Около 3386 года /374 г. до н.э./ Зерубавель заменил своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута 7:10; Седер адорот 3364). А в 3389 году /371 г. до н.э./, после крушения вавилонской империи, по рекомендации великого мудреца и царедворца Даниэля (см.) Зерубавель стал одним из ближайших советников мидийского царя-победителя Дарьявеша (Дария), а затем — и его главным визирем (Сефер Йосифон 3).

В 3390 году /370 г. до н.э./ воцарился зять Дарьявеша — Кореш (Кир), разрешивший евреям вернуться на свою землю и отстроить Храм (Эзра 1:1-4; II Диврей аямим 36:22-23; Седер адорот 3298). Зерубавель возглавил возвращающихся на родину — всего более сорока двух тысяч человек. Вместе с ним в Иерусалим вернулись выдающиеся мудрецы, среди которых был и судья Великого Санхедрина Мордехай бен Яир (см.) (Эзра 1:5, 2:2, 2:64; Седер олам зута 7:10).

В конце этого года под наблюдением Зерубавеля был восстановлен жертвенник на горе Мория, а с месяца тишрей следующего, 3391 года, на нем начали приносить ежедневные и праздничные жертвы. После этого, в месяце хешван, приступили к возведению самого Храма (Эзра 3:1-8).

В этот период к Зерубавелю обратились самаритяне — иноземцы, переселенные на святую землю ассирийскими завоевателями и принявшие ряд законов Торы — вместе с тем, они по-прежнему поклонялись идолам. Теперь они желали участвовать в возведении Храма вместе с евреями. Но после того как Зерубавель отклонил их просьбу, они начали вредить евреям, направляя доносы персидским властям (там же 4:1-6).

В результате этих интриг в 3392 году /368 г. до н.э./, когда над персидской державой воцарился Ахашверош (Артаксеркс), работы по восстановлению Храма были запрещены (4:23-24; Седер олам раба 29; Седер адорот). И лишь в 3408 года /352 г. до н.э./, когда после смерти Ахашвероша на престол был возведен его семилетний сын — Дарий, работы возобновились — ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма (Эзра 4:24, Раши; Седер олам раба 29; Седер олам зута 1:7; Седер адорот). А 3 адара 3412 года /348 г. до н.э./ новое здание Храма было завершено (Эзра 6:15-16; Седер адорот).

В 3413 году /347 г. до н.э./ в Иерусалим прибыл из Вавилона величайший из мудрецов поколения Эзра (см.), и Зерубавель стал одним из руководителей созданного Эзрой Великого Собрания мудрецов Торы (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).

Зерубавель удостоился пророчества (это было в двадцать четвертый день месяца тишрей, но год неизвестен): с ним говорил верховный ангел Метатрон, и ему был показан царь-Машиах из рода Давида по имени Менахем бен Амиэль. Зерубавель спросил у ангела и у самого Машиаха, когда придет конечное избавление, и ему были открыты некоторые тайны последних дней. Его провидение было записано пророком Зехарьей (см.) «для поколения, которое будет жить в последние дни» (Сефер Зерубавель, Батей мидрашот 2).

У Зерубавеля были два сына и дочь, которые родились в изгнании и там остались. А еще пятеро детей родились в Земле Израиля (I Диврей аямим 3:19-20, Беур Агра).

Позднее Зерубавель возвратился в Вавилон и умер там. Во главе общины изгнанников его сменил старший сын Мешулам, возглавлявший евреев диаспоры до дня своей смерти в 3448 году /312 г. до н.э./ (Седер адорот 3413, 3448).

Зерубавель удостоился величайшего посмертного воздаяния. Когда в Ган Эдене Творец дает уроки для праведников и ангелов, раскрывая им сокровенные тайны Торы, именно Зерубавель, как ближайший ученик, разъясняет слова Б-га для остальных (Тана девей Элияу зута 20).

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.