Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек дает, даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Тема

Дарий — Дарьявеш, царь Персии (Дарий II)

Дарьявеш (ДарийII), царь Персидской империи. Правил в 34063448 годах (354-312 гг. до н.э.). В еврейской традиции считается сыном Ахашвероша и Эстер, о которых рассказывается в Свитке Эстер, читаемом в праздник Пурим. Помогал евреям в строительстве Второго Иерусалимского Храма и восстановлении Иерусалима, разрушенного еще царем Навуходоносором в 3338 году (422 г. до н.э.). Назван в некоторых еврейских источниках также Кореш (что означает «кошерный», хороший царь) и Артахшаста (общий титул персидских императоров). Стал царем в 7 лет, после убийства Ахашвероша. Когда в 3442 году (318 г. до н.э.) Александр Македонский завоевал Персидскую Империю, Дарьявеш правил еще шесть лет, после чего был убит одним из своих слуг.

Оглавление

Дарьявеш — сын злодея Ахашвероша и праведницы Эстер [↑]

Отцом Дарьявеша был персидский царь Ахашверош, правивший в период, когда евреи находились в изгнании в Персидской империи. Ахашверош задумал ассимилировать, духовно уничтожить евреев. Но Свыше было решено, что его женой станет еврейка, праведница Эстер. Как известно из Свитка Эстер (Мегилат Эстер), она вместе со своим дядей Мордехаем спасла народ от заговора Амана — министра Ахашвероша, разработавшего план полного уничтожения евреев. В результате нависшей опасности евреи, ранее отошедшие от соблюдения заповедей, раскаялись, и планы Ахашвероша стали неосуществимыми. Спасению еврейского народа посвящен праздник Пурим.

Через год после пуримских событий, в 3406 г. (354 г. до н.э.), Ахашверош был убит, и царем стал Дарьявеш.

Ближайшими советниками Дарьявеша были еврейские праведники — Эстер и Мордехай. Его называли Корешом, т.е. добрым, кошерным царем: он разрешил возобновить строительство Второго Храма, помогал с его финансированием, способствовал переселению из Персии в Иерусалим руководителей еврейской общины Эзры (Ездры) и Нехемии (Неемии), возглавивших восстановление Храма и города (см. об этом в Книгах Писаний — книги Эзры и Нехемии).

Однако, мудрецы считают Дарьявеша двоякой фигурой. В Мидраше, посвященном главе Шмини, он приводится в качестве примера сочетания чистых и нечистых (кошерных и некошерных) признаков, подобно некошерному животному — шафану (в современном иврите этим словом называют кролика): «Он жует жвачку, но копыта не имеет, — нечист он для вас», — говорится в главе Шмини (Ваикра, 11:5). Также и Дарьявеш был «чист от матери и нечист от отца» (Мидраш Раба, Ваикра, 11:5).

Выражалось это в том, что, способствуя строительству Храма, он думал не только о создании Дома Б-га, но и о прославлении себя и своего царства. За это он был наказан — его царство было завоевано Александром Македонским и прекратило свое существование (подробнее об этом см. в лекции рава Н.Шатхина).

Дарьявеш и возвращение евреев из Вавилонского плена [↑]

В 3338 году (422 г. до н.э.) Вавилонский царь Навухаднецар (Навуходоносор) разрушил Иерусалим и Первый Иерусалимский Храм, а оставшихся в живых жителей города увел в плен в Вавилон. Но через пророков Иешаяу (Исайю), Ирмияу (Иеремию) и провидца Даниэля (Даниила) евреи получили предсказания о восстановлении Храма. В пророчестве Ирмияу сообщалось: «Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмияу, 29:10).

Здесь, по существу, содержалось два пророчества. Они выражались словами «вспомню» и «исполню».

Первое — «вспомню» — предполагало отсчет 70 лет от воцарения Навухаднецара и завоевания им Иудеи и Иерусалима в 3319 году (441 г. до н.э.), когда Вавилон стал мощной державой. Действительно, к моменту, когда 70 лет истекли, вавилонское царство было завоевано Персидско-Мидийской империей, и персидский царь Кир (его тоже звали Кореш) в 3390 году (370 г. до н.э.) разрешил евреям вернуться и отстроить Храм. К этому времени относится начало «возвращения в Сион»: изгнанники во главе с Зерубавелем вернулись в Землю Израиля и заложили фундамент Второго Храма.

Однако надежда на то, что Храм будет быстро построен, не оправдалась. Самаритяне (кутим) — потомки переселенцев из Ассирии и Вавилона, поселившиеся в горах Самарии (Шомрона), тоже хотели участвовать в строительстве, но евреи отклонили их просьбу. Оскорбленные самаритяне начали посылать в Персию доносы, и строительство было запрещено тогдашним царем Ахашверошем.

Работы прервались на 18 лет, в которые вошли 3 года царствования Кира, 14 лет — Ахашвероша и 1 год — Дарьявеша.

На второй год царствования Дарьявеша, в 3408 году (352 г.до н.э.) евреи по совету пророков Хагая (Аггея) и Захарии, не дожидаясь разрешения царя, продолжили строить Храм. В Книге Эзры описывается, как местные народы (самаритяне, аммонитяне и др.) послали донос царю Дарьявешу и просили проверить, правду ли говорят евреи, что во времена Кира им было дано разрешение на строительство. Проверка была произведена, и разрешение нашлось. Тогда Дарьявеш приказал: «Из имущества царского, из налогов Заречья (т.е. Земли Израиля) пусть тотчас же выдано будет этим людям (на расходы), чтобы не была прекращена (работа). И то, что им нужно: и быков, и баранов, и ягнят для всесожжения Б-гу небесному, зерно, соль, вино и масло — по указанию священников, что в Иерусалиме, — пусть выдается им ежедневно без упущений. Дабы приносили они (жертвы) приятные Б-гу небесному и молились о жизни царя и сыновей его…И Б-г, чье имя пребывает там, низвергнет всякого царя и народ, который протянет руку свою, чтобы изменить (этот приказ)… Я, Дарьявеш, отдал повеление к немедленному исполнению». После этого сказано, что «…старейшины иудеев строили и преуспевали… И окончили они этот Храм к третьему дню месяца адар, в (год), что был шестым годом царствования царя Дарьявеша» (Эзра, 6:8-10, 12, 14, 15). Шестой год царствования Дарьявеша — это 3412 год (348 г. до н.э.).

Строительство Второго Храма возобновилось в 3408 году. Так сбылась вторая часть пророчества Ирмияу, выраженная словом «исполню» — прошло 70 лет после разрушения Первого Храма (был разрушен в 3338 году).

Позднее, в 3426 году (334 г. до н.э.), под руководством Нехемии и при поддержке царя Дарьявеша была отстроена крепостная стена Иерусалима.

Выводить материалы