Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Окончательно запутался в хронологии царей Персии, помогите разобраться?

Темы: Пурим, Вавилон, История, Рав Натан Агрес, Персидское царство, Дарий

Отложить Отложено

Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться.

Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира — Бардию. Его сверг Дарий — дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария — Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс — вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс — тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa — Дарий Второй.

Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара — Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма.

Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии — приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Даниэль! Прежде всего, хочу принести свои извинения за задержку в ответе, все это время я надеялся прояснить для себя эту тему, просмотрел несколько книг и т. п., но, увы, ясного и определенного ответа я не нашел. Раби Шимон Шваб в своей книге «Избранные речи» (книга на английском «SELECTED SPEACHES») упоминает эту проблему, но мне не удалось ее раздобыть.

Тем не менее, чтобы не оставлять Вас с пустыми руками, приведу здесь сведения из еврейских источников, известные мне, а также направление мысли по поводу нестыковки двух традиций.

Тот, кто «окончательно запутался в хронологии царей Персии», находится в «хорошей компании», т. к. среди историков эта тема также считается наиболее сложной и запутанной (как сообщил мне один знакомый, доктор по истории), Мальбим (Эзра 6:14) тоже пишет, что нет по этому поводу единого мнения.

Как Вы упомянули, нестыковка существует в двух плоскостях — количество царей, и продолжительность их правлений. Надо заметить, что и в самих греческих источниках есть противоречия, одни говорят, что было 11 царей, другие — 14, да и насчет времени их правления есть много споров.

С другой стороны, в еврейской традиции имеются четкие данные по поводу времени правления царей и существования Персидской Империи в целом. Талмуд в трактате Мегила (11б) сообщает, что Дарьявеш аМади (Дарий Мидийский) правил один год (3389-3390 от сотворения мира, 3760 г. соответствует первому году новой эры по нееврейскому летосчислению), Кореш аПарси (Кир Персидский) — три года (до 3393), затем Ахашверош — 14 лет (до 3407), и Дарьявеш аПарси (Дарий Второй), сын Эстер от Ахашвероша — 34 года (до 3442). Затем империя была захвачена Александром Македонским. Т. е. всего Персидская Империя просуществовала 52 года.

Однако здесь следует отметить, что речь идет о Персидско-Мидийской империи в период ее мирового владычества, с момента покорения Дарием и Киром Вавилона, и до падения от рук греков. Но, как однозначно следует из наших источников, Персидско-Мидийское царство существовало задолго до того, как ему удалось покорить Вавилон, и в тот период там тоже были могучие правители (что соответствует также мнению историков).

Это явно видно из слов пророка Ирмияу, предсказавшего падение Вавилона (Ирмияу 50:41): «Вот народ идет с севера и племя великое, и цари многочисленные пробудятся и пойдут с концов земли»; цари, упомянутые здесь — Дарий и Кореш (Раши, Радак там, Ибн Эзра на Даниэль 6:1). Кроме этого в книге Даниэля (9:1) сказано: «В первом году правления Дарьявеша, сына Ахашвероша из рода Мидии», т. е. отца Дария Первого звали Ахашверош (так же, как и Ахашвероша из свитка Эстер, см. ниже), и он был царем Мидии еще задолго до того, как его сын в возрасте 62 лет (Даниэль 6:1) завоевал Вавилон. Кир также правил Персией многие годы до завоевания Вавилона. А в более ранний период царства Персии и Мидии упоминаются уже в самом Хумаше (Пятикнижии), см. Берешит (14:1) с ком. Рамбана и Мидраш Раба (42:4).

В свете этого вполне возможно, что цари, упомянутые в греческих источниках, правили в более ранний период, до того, как Персия стала мировой державой. Мы видим также, что такие имена, как Ахашверош и Дарьявеш, повторялись несколько раз, как и изложено в греческих хрониках. Талмуд же обращается к этой империи в период ее апогея, по той причине, что именно тогда она имела непосредственное отношение к жизни еврейского народа (книга Маор Эйнаим от имени Абарбанеля).

Другими словами, основная несостыковка находится не в области самого факта существования дополнительных персидских правителей, а в определении четкого времени их правления, и их порядка — кто был раньше, а кто позже.

Так, например, Вы привели из греческих источников, что Дарий Первый женился на дочери Кореша, а в наших источниках приводится наоборот: Кореш был зятем Дария Мидийского (причем, еще до завоевания Вавилона). В подобных случаях достаточно одного «испорченного телефона», чтобы перевернуть картину вверх дном!

Из слов некоторых мидрашей (см. Леках Тов, предисловие к Эстер) можно заключить, что Дарий Мидийский — первый царь объединенной Мидийско-Персидской империи — это и есть Дарий Первый из греческих источников, по той причине, что в обоих местах он назван Дарий Великий (аГадоль).

По поводу происхождения Ахашвероша, Раши считал, что он не происходил из царского рода. Это мнение основывается на словах Талмуда (Мегила 11а), что Ахашверош стал царем только благодаря большому денежному подкупу, а также на оскорбление жены царя — Вашти, адресованных Ахашверошу: «Конюх моего отца» (Мегила 12б) (драшот Ри ибн Шуиб).

Однако в Мидрашах находим, что Ахашверош был сыном Дария Первого! В свете сказанного выше — что отца Дария звали Ахашверош — очень естественно, что Дарий назвал своего сына в честь деда. В свою очередь Ахашверош назвал своего сына (от Эстер) — Дарий, опять же в честь деда! И это нисколько не противоречит словам Талмуда. Согласно одному мнению, именно кандидатура Ахашвероша была самой достойной, но и согласно второму, что он не был достоин престола, а купил его с помощью взятки, не сказано прямо, что он не был царским наследником. А то, что он не был достоин царской короны, можно объяснить несколькими путями (оскорбление Вашти также можно понять иносказательно: по сравнению с величием ее отца, он был достоин прислуживать ему как конюх, и не более).

Одно из возможных объяснений: Талмуд приводит, что персы и мидийцы заключили договор между собой, что царский престол будет принадлежать им по очереди. Сам Кир уговорил Дария (своего тестя) взойти на престол первым, т. к. ему стало известно пророчество Даниэля, где упоминается падение Вавилона в руки Мидии и Персии, и поскольку Мидия была упомянута раньше Персии — право первенства принадлежит ее царю.

Ахашверош был сыном Дария Мидийца, но мать его была из Персии (Мидраш Таргум Шени Эстер 1:1). Поэтому, возможно, его статус был «персиец» по матери, а после Кира право на царство принадлежало Мидии, поэтому была необходима взятка, чтобы закрыть глаза на его происхождение, или учесть то, что его отец из Мидии.

А если положиться на предположение многих историков (в том числе и еврейских религиозных ученых), что Ахашверош — это «греческий» Ксеркс, сын Дария Первого, получаем другое объяснение. В царственной речи Ксеркса, найденной в одной из древних Персидских столиц Персеполесе (запечатленной на камне), сказано: «У моего отца Дария были и другие сыновья, однако … мой отец назначил именно меня быть его преемником». Это подтверждает сказанное в греческих источниках, что Ксеркс не был первенцем Дария, а царство, как известно, передается именно первенцу. Поэтому была необходимость «доплатить», чтобы удостоиться царства.

(Кстати, в заключение той речи сказано: «Когда мой отец приобщился к своим отцам, я правил вместо него». В соответствии с греческими источниками, действительно Ксеркс правил после Дария, но вопрос, как это сочетается с еврейской традицией, которая говорит, что между Дарием и Ахашверошем 3 года правил Кир (а может быть, и его сын Камбиз)? Возможно, из этого следует заключить, что Ксеркс это не Ахашверош, ведь связь между ними — всего лишь недоказанное предположение. А возможно, Ахашверош имел в виду, что Дарий завещал передать власть ему, когда это станет возможным (согласно договоренности чередоваться с персами), или допущена неточность в переводе. А возможно, эта надпись включает в себя определенную фальсификацию истории, примеры которой весьма многочисленны).

Отсюда ответ на Ваш вопрос, зачем Ахашверошу была необходима легитимация в лице Вашти, внучки Невухадар-Нецара. Когда есть какие-то причины считать его недостойным престола — отсутствие царской крови или более достойный старший брат — наличие жены из известного царского рода, безусловно, прибавляет уважения и легитимации его кандидатуре (понятия «славы» и «чести» имели в те времена еще большее значение, чем они имеют сегодня). К слову, объяснение, что Ахашверош женился на Вашти ради собственной легитимации, принадлежит перу некоторых относительно поздних комментаторов (р. Бецалель Ашкенази, Агро, Мальбим и др.), но из сказанного в Талмуде и Мидрашах можно заключить, что он взял Вашти в жены только по причине ее необыкновенной красоты.

Напоследок приведем данные еврейской традиции по поводу точного количества царей Персии. В книгах пророков (Даниэль, Эзра, Нехемья, Диврей аЯмим) мы находим Дария Мидийского, Кореша Персидского, Артахшаста (Артаксеркс — в греческой интерпретации), Ахашвероша, Дария Второго, Артахшаста — во времена которого вернулись в Иудею Эзра и Нехемья. Т. е. согласно простому пониманию, всего упоминаются 6 царей. В книге Даниэля (нач. гл. 11) также явно говорится о количестве Персидских царей, но, как ни странно, там тоже трудно обнаружить определенность в трактовке — есть возможность объяснить, что будет 6 царей, или 5, или 4 (см. Раши и Ибн Эзра).

Однако, как мы уже упомянули, согласно устной традиции (Талмуд Мегила 11б, Седер Олам гл. 28-30), было всего 4 царя (не включая более ранний период, см. выше): Артахшаста — последний, он же Дарий Второй. Дело в том, что Артахшаста — это общее наименование правителя Персии, как Фараон в Египте и Авимелех у филистимлян. Поэтому и Артахшаста Первый — не кто иной как сам Ахашверош.

С другой стороны, некоторые считают, что, возможно, Артахшаста Первый, упомянутый между Киром и Ахашверошем, — это сын Кира Камбиз (см. Раши на Даниэль (11:1) — Бамбиша).

Дарий Второй, кроме имени Артахшаста, назван Писанием (Эзра 6:14) Кореш (Кир), т. к. продолжил и завершил постройку Храма в Иерусалиме, начатую Киром, но прерванную из-за доноса врагов еврейского народа (Талмуд Рош аШана 3б).

Это — то немногое, что мне удалось прояснить на данный момент. Безусловно, эта тема требует дополнительного рассмотрения, тщательного анализа греческих источников и археологических находок.

В любом случае еврейские мудрецы всех поколений очень критично относились к греческим хроникам (Абарбанель — Маайней аЙешуа 2:7, Маараль — Бээр аГола конец части 6, Хазон Иш — сборник писем 1:206), подчеркивая, что наша традиция исходит от мудрецов Торы, современников и свидетелей тех событий, которые максимально четко и определенно передали нам необходимую информацию.

Если у Вас будут дополнительные сведения по этому вопросу, буду рад с ними ознакомиться.

С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше