Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный. И повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее

Декреты Кореша

Предсказание еврейских пророков сбылось: Вавилон был разрушен. Еврейские беженцы опасались за свою судьбу и вместе с тем не теряли надежды на освобождение. Они снова и снова перечитывали пророчества Иешаяу, в которых за сто восемьдесят лет до изгнания упоминалось имя Кореша, как будущего разрушителя Вавилона и освободителя еврейского народа. И их надежда еще более окрепла, когда Кореш издал указ следующего содержания:

Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный. И повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.

Кто есть из вас, из всего народа Его, который поднимется в Иерусалим, что в Иудее, и отстроит дом Г-спода, Б-га Израилева, того Б-га, что в Иерусалиме, — да будет Б-г его с ним!

(Эзра 1:2—3)

Этот указ напомнил изгнанникам слова утешения, сказанные ранее пророком Иешаяу своему страдающему народу:

Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его.

(Иешаяу 40:1,2)

Возвращение из изгнания

Призыв к свободе и возвращению на родину, а также возможность строительства нового Храма были встречены евреями с большим энтузиазмом, и более сорока двух тысяч человек выразили желание вернуться на землю своих предков. Их возглавили Зерубавель бен Шалтиэль и Йеошуа бен Йеоцедак Акоэн. Кореш предложил им взять с собой на родину священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Невухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.

Среди возвращавшихся на родину было много богатых людей, обладавших большим количеством золота и серебра, а также множеством рабов и рабынь. Коэнам пришлось проделать огромную работу, проверяя происхождение возвращавшихся, которые относились к разным слоям населения; некоторым из них пришлось привести доказательства того, что они являются потомками Аарона — лишь в этом случае они могли претендовать на служение в будущем Храме.

По различным причинам далеко не все изгнанники откликнулись на призыв оставить Вавилон и возвратиться на родину. Были такие, которые не захотели бросить свои дома и сельскохозяйственные угодья в Вавилоне, а также те, по чьим подсчетам еще не прошли семьдесят лет изгнания, предсказанные Ирмияу. Но все без исключения готовы были жертвовать возвращавшимся в Иерусалим соплеменникам золото, серебро и скот.

Чувства возвращавшихся из изгнания выражены в пророчестве царя Давида, сказавшего:

Когда возвратил Г-сподь пленников Циона, были мы, как во сне.

Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш — пением.

(Теилим 126:1—2)

Изгнанники вместе со своими семьями отправились на родину. Никто не чинил им препятствий, только самаритяне, жившие в горах Шомрона (Самарии), не разрешили им пройти через свою территорию. Большинство возвратившихся поселились в тех же местах, где жили их предки. Главой новой еврейской общины стал Зерубавель, который возглавлял изгнанников на пути домой. Он правил от имени персидского царя. Кореш не вмешивался в их внутренние дела, требуя только уплаты налогов.

В Рош ашана все евреи собрались в Иерусалиме и на прежнем месте построили жертвенник. В предписанное Торой время они отпраздновали там праздник Суккот. А после Песаха был заложен фундамент нового Храма. Радость была поистине беспредельной! Правда, старики, помнившие роскошь и великолепие Первого Храма, плакали при виде нового скромного Храма.

Происки самаритян

Надежда на то, что новый Храм будет быстро построен, не оправдалась. Самаритяне — потомки переселенцев из Ассирии и Вавилона, жившие в горах Шомрона, тоже хотели участвовать в строительстве Храма. Но Зерубавель и духовные вожди евреев отклонили их просьбу. Все годы изгнания евреи ревностно охраняли свои традиции и свой особый образ жизни. Самаритяне не приняли Тору и выполняли лишь некоторые из ее заповедей. Кроме того, они не отказывались от поклонения своим старым божествам. Их объединение с вернувшимися на родину евреями оказало бы сильное отрицательное влияние на духовное здоровье молодой общины. Поэтому евреи отклонили их просьбу, заявив: «Не вам, а нам заповедано построить Храм Всевышнему».

Оскорбленные самаритяне начали посылать в Персию доносы. В это время в Персидской империи происходили серьезные изменения. Царь Кореш умер, и ему наследовал его сын Камбиз, начавший управлять делами еще при жизни отца. Он завоевал Египет и значительно расширил пределы империи, простиравшейся теперь от Индии до южной части Египта. Доносы самаритян обеспокоили Камбиза, и он не позволил евреям завершить строительство Храма, который простоял недостроенным до второго года правления царя Дария Второго.

Пророки Хагай и Захарья, жившие в тот период, призывали народ не отчаиваться и продолжать строительство Храма. Они обращались со словами поддержки к евреям, призывая их не терять надежды и укреплять в вере сердца.

И было сказано слово Г-сподне через пророка Хагая: Время ли вам сидеть в домах ваших крытых — а Дом этот разрушен? И теперь так сказал Г-сподь Воинств:

«Обратите сердце к путям вашим!» Сеете вы много, а собираете мало, едите и не насыщаетесь, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, но нет тепла никому, а нанимающийся зарабатывает для дырявого кошелька.

(Хагай 14—7)

Пророк Зехарья обращался к евреям с таким посланием Всевышнего:

И отвечал ангел Г-сподень и сказал: Г-сподь Воинств! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над горами Йеуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? …И сказал мне ангел, говоривший со мной: Провозгласи, говоря: Так сказал Г-сподь Воинств: «Разгневался я за Иерусалим и за Цион гневом великим.»

(Зехарья 1:12—14)

На второй год царствования Дария Второго народ, возглавляемый Зерубавелем и Йеошуа Акоэном, возобновили строительство Храма. Несмотря на различные препятствия, евреи продолжали свое дело, работая днем и ночью. К этому времени Дарий приказал поднять архивы и разыскать декрет Кореша, распорядившегося о строительстве Храма, на который ссылались евреи. Когда декрет был найден, Дарий не только разрешил продолжать строительство, но и приказал помочь евреям деньгами из царской казны.

На шестой год царствования Дария, третьего адара завершилась постройка Храма. Исполнилось ровно семьдесят лет со дня разрушения Первого Храма. Освящение Второго Храма, реализовавшего давние пророчества, стало радостным праздником.

Второй Храм простоял 420 лет, и слава его, как и предсказывал пророк Хагай, превзошла славу Первого Храма.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше