Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя

Мордехай бен Яир (מרדכי בן יאיר) — мудрец и духовный вождь евреев своего поколения.

Потомок царя Шауля и его сына Йонатана, друга царя Давида (см.) (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053). Среди его предков был также Шими, наставник царя Шломо (см.) (Мегилат Эстер 2:5, Таргум и Мальбим).

Его отец был из колена Биньямина, а мать из колена Йеуды (Мегилат Эстер 2:5, Раши; Мегила 12б).

По свидетельству кабалистов, Мордехай стал новым воплощением души праотца Яакова (Седер адорот 3404).

Мордехай входил в число судей Великого Санхедрина. Знал семьдесят основных языков (Мегила 13б).

В 3327 году /433 г. до н. э./, после завоевания Иерусалима вавилонским царем Невухаднецаром, Мордехай был угнан в Вавилон в числе восемнадцати тысяч евреев, среди которых был и пророк Йехезкель (см.) (II Мелахим 24:12-16; Мегилат Эстер 2:6; Седер олам зута 7:2; Седер адорот акацар с. 46).

Впоследствии Мордехаю удалось возвратиться в Иерусалим (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053).

Но затем царь Йеуды Цидкия восстал против власти Невухаднецара, и десятого тевета 3336 года /424 г. до н. э./ началась осада Иерусалима. Город был взят, а девятого ава 3338 года /422 г. до н. э./ вавилоняне подожгли Храм (II Мелахим 25:1-9, Радак; Таанит 29а; Седер адорот). Вместе с другими пленниками Мордехай был вновь угнан в Вавилон (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053). Пленников гнали длинными колоннами, в цепях, с жестокостью убивая каждого выбившегося из сил (Танхума, Итро 5; Псикта рабати 29; Мидрешей корот амейну 1, 30).

В 3389 году /371 г. до н. э./ вавилонская империя пала, и Мордехай переселился из Вавилона в город Шушан (Сузы) (Таргум, Эстер 2:6; Седер адорот). А еще год спустя персидский царь Кореш (Кир), воцарившейся над бывшими владениями Вавилона, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Эзра 1:1-4; II Диврей аямим 36:22-23; Седер адорот). В 3390 году /370 г. до н. э./ Мордехай поднялся в Иерусалим, где стал одним из руководителей возрождающейся еврейской общины (Эзра 2:1-2; Седер адорот акацар с. 48).

В 3392 году /368 г. до н. э./ над персидской державой, рубежи которой простирались от Индии до Эфиопии, воцарился Ахашверош (Артаксеркс), сразу же запретивший работы по восстановлению Иерусалимского Храма (Мегилат Эстер 1:1-2, Таргум и Раши; Седер олам раба 29; Эстер раба 1:3; Седер адорот). Мордехай вернулся в изгнание и вновь поселился в персидской столице Шушан, где стал главой еврейской общины (Мегилат Эстер 2:5; Ральбаг, Эзра 2:2).

Все свое время он по-прежнему посвящал изучению и преподаванию Торы (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1052).

В 3395 году /365 г. до н. э./, на третий год своего царствования, Ахашверош устроил пир для своих воевод и наместников (Мегилат Эстер 1:1-3; Седер адорот). Пир продолжался в течение шести месяцев, а затем был устроен особый пир только для жителей Шушана, на который были приглашены и евреи (Мегилат Эстер 1:4-5). На этом особом пиру царь Ахашверош и царица Вашти облачались в храмовые одеяния еврейских первосвященников, вывезенные Невухаднецаром из Иерусалима (Эстер раба 2:1, 3:9). А, кроме того, по обычаю персов для гостей пригласили множество блудниц. Поэтому Мордехай запретил евреям участвовать в этом празднестве. Но большинство из них — восемнадцать с половиной тысяч — предпочли нарушить запрет, чтобы не обидеть царя, — они ели, напивались и блудили. И тогда на Небесном Суде был вынесен приговор, по которому евреи персидской империи подлежали уничтожению (Эстер раба 2:5, 7:14, Радаль и Эц Йосеф; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).

Мордехай провел семь дней, в течение которых продолжался этот особый пир, в посте и молитве (Таргум Йонатан, Эстер 1:10). На седьмой день пира охмелевший царь приказал своей жене Вашти — гордой царевне из рода Невухаднецара — показаться гостям без одежды. А когда она отказалась, то была казнена (Мегилат Эстер 1:10-21, Таргум Йонатан; Эстер раба 3:13; Ялкут Шимони, Эстер 1, 1049).

После этого царь повелел собрать тысячи красивых девиц и женщин, чтобы выбрать из них новую царицу. Среди прочих во дворец была взята родственница Мордехая — Адасса, прозванная на чужбине персидским именем Эстер. Эта девушка была сиротой, и Мордехай воспитал ее в своем доме, как дочь (Мегилат Эстер 2:2-8, Беур Агро). Мордехай наказал ей не говорить во дворце царя, из какого она народа и из какой семьи. Это было сделано для того, чтобы во дворце не узнали, что Эстер, также как и сам Мордехай, происходила из царского рода Шауля, — ведь это могло предопределить выбор Ахашвероша (там же 2:10, Раши).

И, тем не менее, именно эта девушка приглянулась царю — в 3399 году /361 г. до н. э./ она стала царицей вместо Вашти (там же 2:16-17; Седер адорот). Знатоки сокровенного учения поясняют, что Мордехай, используя свои познания в практической кабале, вызвал к жизни демоническое существо женского пола (шеда), точно повторяющее облик Эстер, — и именно это существо выполняло супружеские обязанности царицы. От этой связи у царя родился наследник престола Дарий, которого считали сыном Эстер, — но он был неевреем (Зоар 3, 276а; Магид мейшарим, Ваякхель; Эц хаим 49, 60; Сифтей хаим, Эмуна 2, с. 266).

Вскоре Мордехаю стало известно, что два стражника царя замыслили заговор, и через Эстер он сообщил об этом Ахашверошу, чем спас его жизнь (Мегилат Эстер 2:21-23).

Через несколько лет при дворе Ахашвероша возвысился и стал верховным визирем Аман, происходящий из рода амалекитянского царя Агага. Следуя приказу царя, все сановники становились на колени перед Аманом и кланялись ему до земли, и только Мордехай отказывался склоняться перед этим идолопоклонником, на одежде которого, прямо напротив сердца, всегда было вышито изображение идола (там же 3:1-4; Эстер раба 7:5). Кроме того, кабалисты указывают, что, поскольку Мордехай был воплощением души праотца Яакова, а Аман — Эсава, Мордехай был призван исправить ошибку Яакова, который поклонился до земли своему брату-нечестивцу Эсаву (Седер адорот 3404).

Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя (Мегилат Эстер 3:5-6, 3:11).

В месяце нисан 3404 года /356 г. до н. э./ Аман определил с помощью жребия благоприятный день для массового истребления евреев — и жребий выпал на тринадцатый день месяца адар (там же 3:7, Мальбим; Седер адорот). Тринадцатого нисана, за день до праздника Песах, по всем ста двадцати семи странам, находившимся под властью Персии, были разосланы приказы от имени Ахашвероша: «Истребить, уничтожить и погубить всех Йеудев — от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адара, а имущество их разграбить» (Мегилат Эстер 3:12-15; Седер олам раба 29; Седер адорот).

Мордехай через посланца потребовал от Эстер, чтобы она пошла к царю и умолила его о милости для евреев. «Не полагай в душе, что спасешься в царском доме одна из всех Йеудев, — сказал Мордехай свой воспитаннице. — Но если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям другим путем, а ты и род твоего отца погибните. Кто знает — не для такой ли поры ты стала царицей?!» (Мегилат Эстер 4:6-14).

Это было очень трудное решение. Ведь если прежде вместо Эстер к царю посылалось демоническое существо женского пола, то теперь к нему должна была направиться сама Эстер, чтобы умолять его о спасении (Хида, Мидбар кдемот 1, 50; Бен Йеояда, Мегила 15; Сифтей хаим, Эмуна 2, с. 267). По просьбе Эстер все евреи Шушана погрузились в трехдневный пост и поддержали ее своей молитвой — в течение трех суток евреи постились днем, но им разрешалось есть и пить ночью (Мегилат Эстер 4:15-16, Тора тмима 18). И хотя последние дни поста приходились на праздник Песах, когда заповедано устраивать трапезы и днем, Эстер сказала Мордехаю: «Если евреев не станет, то кто же будет праздновать Песах? Если не будет евреев, что станет с Торой? Лучше уж упустить выполнение одной заповеди, но спасти народ — может быть, сжалятся над нами с Небес!» И Мордехай принял ее просьбу — ведь этот пост был призван искупить участие евреев в пире Ахашвероша (там же 4:17, Раши; Мегила 15а; Мидраш Паним ахерим 4, нусах «бет»; см. также Пиркей дераби Элиэзер 50). В дни поста Мордехай собрал в доме молитвы всех еврейских детей Шушана — он обучал их Торе и молился вместе с ними (Эстер раба 8:7, 9:4; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).

Пятнадцатого нисана Эстер пригласила Ахашвероша и Амана к себе на вечерний пир (Мегилат Эстер 5:1-6; Седер олам раба 29; Седер адорот 3404). В ночь после пира Аман, вдохновленный своей близостью к царю и царице, приготовил во дворе своего дома огромное дерево высотой в пятьдесят локтей, чтобы наутро повесить на нем Мордехая (Мегилат Эстер 5:14).

В ту ночь, на исходе вторых суток поста, Мордехай не спал и молился, — и его молитва была услышана (Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057). Ахашверошу тоже не спалось, и он велел слугам читать ему царские летописи. Среди прочего ему прочли и о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор его стражников и избавил его от смертельной опасности. Царь решил наградить Мордехая за его поступок, и как раз в это время во дворец пришел Аман, чтобы попросить у царя согласия на казнь Мордехая. Ахашверош спросил Амана: «Что бы сделать человеку, которому царь желает оказать почет?» Подумав, что речь идет о нем самом, Аман предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю (Мегилат Эстер 6:1-10). Аман разыскал Мордехая в доме молитвы, и был вынужден выполнить приказ. Увидев мудреца на царском коне и в царском одеянии, многие евреи Шушана присоединились к процессии, громко провозглашая: «Так делают человеку, которому Царь, Создатель земли и неба, желает оказать почет». А затем Мордехай снова облачился в траурное вретище и продолжил пост (там же 6:11-12, Таргум шени; Мегила 16а).

Шестнадцатого нисана Эстер вновь пригласила царя и Амана на пир, и там призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. А когда царь в гневе вышел из комнаты, Аман бросился на ложе царицы, чтобы умолить ее о пощаде. Возвратившемуся царю показалось, что Аман попытался овладеть царицей прямо в его дворце — и Амана повесили на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10; Седер олам раба 29; Седер адорот).

В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо повешенного Амана (Мегилат Эстер 8:1-2, 10:3). А поскольку, согласно законам Персии, отменять приказы царя было нельзя, Ахашверош издал новый указ, в соответствии с которым евреям разрешалось подняться с оружием в руках и перебить всех, кто попытается на них напасть (там же 8:3-15).

В заранее назначенный для погрома день, 13 адара 3405 года /355 г. до н. э./, евреи, поддерживаемые персидскими властями, перебили около семидесяти тысяч своих врагов — а в Шушане схватки продолжались и 14 адара. На следующий день после победы — 14 адара по всей империи и 15 адара в Шушане — евреи праздновали и веселились. В память об этих днях Мордехай и Эстер установили праздник Пурим (от слова пур — жребий) (9:1-28).

Через год после этих событий, в адаре 3406 года /354 г. до н. э./, Мордехай записал историю спасения евреев, составив книгу Мегилат Эстер (Свиток Эстер), которая впоследствии была включена мудрецами Великого Собрания в состав Танаха (9:20-22, Раши; Бава батра 15а; Седер адорот 3404). Это единственная из книг Танаха, в которой вообще не упоминается имя Б-га, но, согласно традиции, там, где написано не просто «царь» (мелех), а «этот царь» (а-мелех — с определенным артиклем) подразумевается Царь царей (Эстер раба 3:10).

В тот же год, после смерти Ахашвероша, убитого его слугами, на престол был возведен его семилетний сын Дарий, который считался сыном Эстер (Раши, Эзра 4:24; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 49). В тот период Мордехай даже чеканил свои монеты: на одной стороне их было написано его имя, а на второй — имя царицы Эстер. На других выпущенных им монетах на одной стороне была изображена золотая корона, а на второй — вретище и пепел, в память о том, как он посыпал голову пеплом во время трехдневного поста (Эстер раба 10:12, Эц Йосеф; Берешит раба 39:11).

В этот период часть мудрецов Санхедрина отдалилась от Мордехая (Мегила 16б), поскольку он «приблизился к власти и отвлекся от изучения Торы» (Раши, Эстер 10:3). В перечне имен мудрецов, отражающем меру их авторитетности до событий, описанных в «Свитке Эстер», Мордехай указан на пятом месте (Эзра 2:2), а в аналогичном перечне, отражающем ситуацию через двадцать четыре года, когда он уже стал главным визирем, — лишь на шестом (Нехемья 7:7; Раши,Мегила 16б). А поскольку Мордехай «отвлекся от изучения Торы» только ради спасения всего народа Израиля, мудрецы Талмуда делают вывод: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Мегила 16б). И хотя, если жизни другого еврея угрожает опасность, то его, безусловно, необходимо спасти, прервав все другие занятия, — тем не менее, заслуга того, кто непрерывно занимался Торой, больше, чем заслуга того, кто спас человека, — и именно в этом заключается значение слов: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Таз, Йорэ деа 251:6). А кроме того, Мордехай стал «вторым по величию после царя» уже после того, как произошло чудо Пурима и истребление евреям более не угрожало — в такой ситуации ему следовало бы сразу же «уйти от власти» и вернуться к постоянному изучению Торы, потому что «изучение Торы важнее» (Бен Йеояда на Мегила 16б).

В 3408 году /352 г. до н. э./, на второй год правления юного Дария, евреям было разрешено продолжить возведение Иерусалимского Храма — ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма (Седер олам раба 29; Седер олам зута 1:7). В тот год Мордехай впервые удостоился пророческого откровения (Мегила 15а).

В конце жизни Мордехай переселился в Иерусалим, где входил в состав созданного Эзрой (см.) Великого Собрания мудрецов (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).

Похоронен в Земле Израиля (Седер адорот 3404).

с разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше