Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя

Мордехай бен Яир (מרדכי בן יאיר) — мудрец и духовный вождь евреев своего поколения.

Потомок царя Шауля и его сына Йонатана, друга царя Давида (см.) (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053). Среди его предков был также Шими, наставник царя Шломо (см.) (Мегилат Эстер 2:5, Таргум и Мальбим).

Его отец был из колена Биньямина, а мать из колена Йеуды (Мегилат Эстер 2:5, Раши; Мегила 12б).

По свидетельству кабалистов, Мордехай стал новым воплощением души праотца Яакова (Седер адорот 3404).

Мордехай входил в число судей Великого Санхедрина. Знал семьдесят основных языков (Мегила 13б).

В 3327 году /433 г. до н. э./, после завоевания Иерусалима вавилонским царем Невухаднецаром, Мордехай был угнан в Вавилон в числе восемнадцати тысяч евреев, среди которых был и пророк Йехезкель (см.) (II Мелахим 24:12-16; Мегилат Эстер 2:6; Седер олам зута 7:2; Седер адорот акацар с. 46).

Впоследствии Мордехаю удалось возвратиться в Иерусалим (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053).

Но затем царь Йеуды Цидкия восстал против власти Невухаднецара, и десятого тевета 3336 года /424 г. до н. э./ началась осада Иерусалима. Город был взят, а девятого ава 3338 года /422 г. до н. э./ вавилоняне подожгли Храм (II Мелахим 25:1-9, Радак; Таанит 29а; Седер адорот). Вместе с другими пленниками Мордехай был вновь угнан в Вавилон (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1053). Пленников гнали длинными колоннами, в цепях, с жестокостью убивая каждого выбившегося из сил (Танхума, Итро 5; Псикта рабати 29; Мидрешей корот амейну 1, 30).

В 3389 году /371 г. до н. э./ вавилонская империя пала, и Мордехай переселился из Вавилона в город Шушан (Сузы) (Таргум, Эстер 2:6; Седер адорот). А еще год спустя персидский царь Кореш (Кир), воцарившейся над бывшими владениями Вавилона, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Эзра 1:1-4; II Диврей аямим 36:22-23; Седер адорот). В 3390 году /370 г. до н. э./ Мордехай поднялся в Иерусалим, где стал одним из руководителей возрождающейся еврейской общины (Эзра 2:1-2; Седер адорот акацар с. 48).

В 3392 году /368 г. до н. э./ над персидской державой, рубежи которой простирались от Индии до Эфиопии, воцарился Ахашверош (Артаксеркс), сразу же запретивший работы по восстановлению Иерусалимского Храма (Мегилат Эстер 1:1-2, Таргум и Раши; Седер олам раба 29; Эстер раба 1:3; Седер адорот). Мордехай вернулся в изгнание и вновь поселился в персидской столице Шушан, где стал главой еврейской общины (Мегилат Эстер 2:5; Ральбаг, Эзра 2:2).

Все свое время он по-прежнему посвящал изучению и преподаванию Торы (Ялкут Шимони, Эстер 2, 1052).

В 3395 году /365 г. до н. э./, на третий год своего царствования, Ахашверош устроил пир для своих воевод и наместников (Мегилат Эстер 1:1-3; Седер адорот). Пир продолжался в течение шести месяцев, а затем был устроен особый пир только для жителей Шушана, на который были приглашены и евреи (Мегилат Эстер 1:4-5). На этом особом пиру царь Ахашверош и царица Вашти облачались в храмовые одеяния еврейских первосвященников, вывезенные Невухаднецаром из Иерусалима (Эстер раба 2:1, 3:9). А, кроме того, по обычаю персов для гостей пригласили множество блудниц. Поэтому Мордехай запретил евреям участвовать в этом празднестве. Но большинство из них — восемнадцать с половиной тысяч — предпочли нарушить запрет, чтобы не обидеть царя, — они ели, напивались и блудили. И тогда на Небесном Суде был вынесен приговор, по которому евреи персидской империи подлежали уничтожению (Эстер раба 2:5, 7:14, Радаль и Эц Йосеф; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).

Мордехай провел семь дней, в течение которых продолжался этот особый пир, в посте и молитве (Таргум Йонатан, Эстер 1:10). На седьмой день пира охмелевший царь приказал своей жене Вашти — гордой царевне из рода Невухаднецара — показаться гостям без одежды. А когда она отказалась, то была казнена (Мегилат Эстер 1:10-21, Таргум Йонатан; Эстер раба 3:13; Ялкут Шимони, Эстер 1, 1049).

После этого царь повелел собрать тысячи красивых девиц и женщин, чтобы выбрать из них новую царицу. Среди прочих во дворец была взята родственница Мордехая — Адасса, прозванная на чужбине персидским именем Эстер. Эта девушка была сиротой, и Мордехай воспитал ее в своем доме, как дочь (Мегилат Эстер 2:2-8, Беур Агро). Мордехай наказал ей не говорить во дворце царя, из какого она народа и из какой семьи. Это было сделано для того, чтобы во дворце не узнали, что Эстер, также как и сам Мордехай, происходила из царского рода Шауля, — ведь это могло предопределить выбор Ахашвероша (там же 2:10, Раши).

И, тем не менее, именно эта девушка приглянулась царю — в 3399 году /361 г. до н. э./ она стала царицей вместо Вашти (там же 2:16-17; Седер адорот). Знатоки сокровенного учения поясняют, что Мордехай, используя свои познания в практической кабале, вызвал к жизни демоническое существо женского пола (шеда), точно повторяющее облик Эстер, — и именно это существо выполняло супружеские обязанности царицы. От этой связи у царя родился наследник престола Дарий, которого считали сыном Эстер, — но он был неевреем (Зоар 3, 276а; Магид мейшарим, Ваякхель; Эц хаим 49, 60; Сифтей хаим, Эмуна 2, с. 266).

Вскоре Мордехаю стало известно, что два стражника царя замыслили заговор, и через Эстер он сообщил об этом Ахашверошу, чем спас его жизнь (Мегилат Эстер 2:21-23).

Через несколько лет при дворе Ахашвероша возвысился и стал верховным визирем Аман, происходящий из рода амалекитянского царя Агага. Следуя приказу царя, все сановники становились на колени перед Аманом и кланялись ему до земли, и только Мордехай отказывался склоняться перед этим идолопоклонником, на одежде которого, прямо напротив сердца, всегда было вышито изображение идола (там же 3:1-4; Эстер раба 7:5). Кроме того, кабалисты указывают, что, поскольку Мордехай был воплощением души праотца Яакова, а Аман — Эсава, Мордехай был призван исправить ошибку Яакова, который поклонился до земли своему брату-нечестивцу Эсаву (Седер адорот 3404).

Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя (Мегилат Эстер 3:5-6, 3:11).

В месяце нисан 3404 года /356 г. до н. э./ Аман определил с помощью жребия благоприятный день для массового истребления евреев — и жребий выпал на тринадцатый день месяца адар (там же 3:7, Мальбим; Седер адорот). Тринадцатого нисана, за день до праздника Песах, по всем ста двадцати семи странам, находившимся под властью Персии, были разосланы приказы от имени Ахашвероша: «Истребить, уничтожить и погубить всех Йеудев — от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адара, а имущество их разграбить» (Мегилат Эстер 3:12-15; Седер олам раба 29; Седер адорот).

Мордехай через посланца потребовал от Эстер, чтобы она пошла к царю и умолила его о милости для евреев. «Не полагай в душе, что спасешься в царском доме одна из всех Йеудев, — сказал Мордехай свой воспитаннице. — Но если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям другим путем, а ты и род твоего отца погибните. Кто знает — не для такой ли поры ты стала царицей?!» (Мегилат Эстер 4:6-14).

Это было очень трудное решение. Ведь если прежде вместо Эстер к царю посылалось демоническое существо женского пола, то теперь к нему должна была направиться сама Эстер, чтобы умолять его о спасении (Хида, Мидбар кдемот 1, 50; Бен Йеояда, Мегила 15; Сифтей хаим, Эмуна 2, с. 267). По просьбе Эстер все евреи Шушана погрузились в трехдневный пост и поддержали ее своей молитвой — в течение трех суток евреи постились днем, но им разрешалось есть и пить ночью (Мегилат Эстер 4:15-16, Тора тмима 18). И хотя последние дни поста приходились на праздник Песах, когда заповедано устраивать трапезы и днем, Эстер сказала Мордехаю: «Если евреев не станет, то кто же будет праздновать Песах? Если не будет евреев, что станет с Торой? Лучше уж упустить выполнение одной заповеди, но спасти народ — может быть, сжалятся над нами с Небес!» И Мордехай принял ее просьбу — ведь этот пост был призван искупить участие евреев в пире Ахашвероша (там же 4:17, Раши; Мегила 15а; Мидраш Паним ахерим 4, нусах «бет»; см. также Пиркей дераби Элиэзер 50). В дни поста Мордехай собрал в доме молитвы всех еврейских детей Шушана — он обучал их Торе и молился вместе с ними (Эстер раба 8:7, 9:4; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).

Пятнадцатого нисана Эстер пригласила Ахашвероша и Амана к себе на вечерний пир (Мегилат Эстер 5:1-6; Седер олам раба 29; Седер адорот 3404). В ночь после пира Аман, вдохновленный своей близостью к царю и царице, приготовил во дворе своего дома огромное дерево высотой в пятьдесят локтей, чтобы наутро повесить на нем Мордехая (Мегилат Эстер 5:14).

В ту ночь, на исходе вторых суток поста, Мордехай не спал и молился, — и его молитва была услышана (Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057). Ахашверошу тоже не спалось, и он велел слугам читать ему царские летописи. Среди прочего ему прочли и о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор его стражников и избавил его от смертельной опасности. Царь решил наградить Мордехая за его поступок, и как раз в это время во дворец пришел Аман, чтобы попросить у царя согласия на казнь Мордехая. Ахашверош спросил Амана: «Что бы сделать человеку, которому царь желает оказать почет?» Подумав, что речь идет о нем самом, Аман предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю (Мегилат Эстер 6:1-10). Аман разыскал Мордехая в доме молитвы, и был вынужден выполнить приказ. Увидев мудреца на царском коне и в царском одеянии, многие евреи Шушана присоединились к процессии, громко провозглашая: «Так делают человеку, которому Царь, Создатель земли и неба, желает оказать почет». А затем Мордехай снова облачился в траурное вретище и продолжил пост (там же 6:11-12, Таргум шени; Мегила 16а).

Шестнадцатого нисана Эстер вновь пригласила царя и Амана на пир, и там призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. А когда царь в гневе вышел из комнаты, Аман бросился на ложе царицы, чтобы умолить ее о пощаде. Возвратившемуся царю показалось, что Аман попытался овладеть царицей прямо в его дворце — и Амана повесили на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10; Седер олам раба 29; Седер адорот).

В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо повешенного Амана (Мегилат Эстер 8:1-2, 10:3). А поскольку, согласно законам Персии, отменять приказы царя было нельзя, Ахашверош издал новый указ, в соответствии с которым евреям разрешалось подняться с оружием в руках и перебить всех, кто попытается на них напасть (там же 8:3-15).

В заранее назначенный для погрома день, 13 адара 3405 года /355 г. до н. э./, евреи, поддерживаемые персидскими властями, перебили около семидесяти тысяч своих врагов — а в Шушане схватки продолжались и 14 адара. На следующий день после победы — 14 адара по всей империи и 15 адара в Шушане — евреи праздновали и веселились. В память об этих днях Мордехай и Эстер установили праздник Пурим (от слова пур — жребий) (9:1-28).

Через год после этих событий, в адаре 3406 года /354 г. до н. э./, Мордехай записал историю спасения евреев, составив книгу Мегилат Эстер (Свиток Эстер), которая впоследствии была включена мудрецами Великого Собрания в состав Танаха (9:20-22, Раши; Бава батра 15а; Седер адорот 3404). Это единственная из книг Танаха, в которой вообще не упоминается имя Б-га, но, согласно традиции, там, где написано не просто «царь» (мелех), а «этот царь» (а-мелех — с определенным артиклем) подразумевается Царь царей (Эстер раба 3:10).

В тот же год, после смерти Ахашвероша, убитого его слугами, на престол был возведен его семилетний сын Дарий, который считался сыном Эстер (Раши, Эзра 4:24; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 49). В тот период Мордехай даже чеканил свои монеты: на одной стороне их было написано его имя, а на второй — имя царицы Эстер. На других выпущенных им монетах на одной стороне была изображена золотая корона, а на второй — вретище и пепел, в память о том, как он посыпал голову пеплом во время трехдневного поста (Эстер раба 10:12, Эц Йосеф; Берешит раба 39:11).

В этот период часть мудрецов Санхедрина отдалилась от Мордехая (Мегила 16б), поскольку он «приблизился к власти и отвлекся от изучения Торы» (Раши, Эстер 10:3). В перечне имен мудрецов, отражающем меру их авторитетности до событий, описанных в «Свитке Эстер», Мордехай указан на пятом месте (Эзра 2:2), а в аналогичном перечне, отражающем ситуацию через двадцать четыре года, когда он уже стал главным визирем, — лишь на шестом (Нехемья 7:7; Раши,Мегила 16б). А поскольку Мордехай «отвлекся от изучения Торы» только ради спасения всего народа Израиля, мудрецы Талмуда делают вывод: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Мегила 16б). И хотя, если жизни другого еврея угрожает опасность, то его, безусловно, необходимо спасти, прервав все другие занятия, — тем не менее, заслуга того, кто непрерывно занимался Торой, больше, чем заслуга того, кто спас человека, — и именно в этом заключается значение слов: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Таз, Йорэ деа 251:6). А кроме того, Мордехай стал «вторым по величию после царя» уже после того, как произошло чудо Пурима и истребление евреям более не угрожало — в такой ситуации ему следовало бы сразу же «уйти от власти» и вернуться к постоянному изучению Торы, потому что «изучение Торы важнее» (Бен Йеояда на Мегила 16б).

В 3408 году /352 г. до н. э./, на второй год правления юного Дария, евреям было разрешено продолжить возведение Иерусалимского Храма — ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма (Седер олам раба 29; Седер олам зута 1:7). В тот год Мордехай впервые удостоился пророческого откровения (Мегила 15а).

В конце жизни Мордехай переселился в Иерусалим, где входил в состав созданного Эзрой (см.) Великого Собрания мудрецов (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).

Похоронен в Земле Израиля (Седер адорот 3404).

с разрешения издательства Швут Ами


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше