Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.

Предыдущая недельная глава заканчивается неприятным инцидентом. В вещах Биньямина, младшего сына Яакова, был обнаружен кубок, принадлежавший высокопоставленному египетскому чиновнику (то есть Йосефу, который до поры до времени скрывал свое происхождение от братьев и самостоятельно инсценировал кражу). Разгневанный «египтянин» заявляет о своем намерении взять Биньямина в рабство.

Такое поведение не осталось без ответа. «И подступил к нему Йегуда и сказал: О господин мой! Дай же молвить рабу твоему слово во услышание моего господина, и пусть не воспылает твой гнев на раба твоего, ибо ты как Паро!» (Вайигаш 44:18) Комментатор Раши трактует слова «ибо ты как Паро» двояко: Йегуда сказал Йосефу, что он велик как фараон, но кроме того, является таким же обманщиком как и фараон — обещает одно, а делает другое. Ведь поначалу Йосеф попросил привести Биньямина, чтобы взглянуть на него, а теперь требует его себе в рабы.

«Мидраш раба» сообщает нам подробности этой нелицеприятной беседы. Йегуда заявил, что по еврейским законам в рабство продают только того человека, у которого нет средств для компенсации украденного имущества. У Биньямина и его братьев эти средства были, а потому решение Йосефа неправомерно.

При прочтении этого мидраша первым делом хочется задать вопрос: Йегуда видит перед собой местного египетского вельможу. Какое ему дело до каких-то там еврейских законов? Мы с вами не одиноки — ровно тот же вопрос был задан магиду из Дубно.

Но начнем по порядку. Согласно Торе, попавшийся на воровстве еврей, который не может вернуть украденное или компенсировать его стоимость, продается в рабство на срок, не превышающий шести лет. Его хозяин обязан обеспечить работнику благоприятные условия жизни, а работа, соответственно, послужит компенсацией пострадавшей стороне за воровство.

Если человеку нечего было есть, из-за этого он украл вещь и не в силах оплатить ее стоимость, у такого раба появятся потенциальные покупатели, которые заинтересованы в том, чтобы он работал на них. Если же речь идет о зажиточном человеке, который отважился на кражу, никто не захочет стать его рабовладельцем. Бедный ворует из-за бедности, а богач — из-за любви к воровству. Такого человека опасно нанимать на работу, потому что страсть к грабежу проявится и в дальнейшем.

Объяснение, согласно магиду из Дубно, заключается в следующем. Закон, озвученный Йегудой, максимально логичен. А вот история с Биньямином, так как преподносит ее Йосеф, выглядит как заранее спланированный навет. Если бы происходящий из зажиточной семьи Биньямин являлся тем, кто украл кубок, Йосефу было бы совершенно невыгодно взять его в рабство. Поэтому остается предположить, что злонамеренный египтянин остановил свой выбор на молодом и красивом Биньямине по какой-то другой причине.

Йегуда цитирует Йосефу его собственные слова: «Мой господин вопрошал рабов своих так: есть ли у вас отец или брат?» (Вайигаш 44:19) Йегуда удивляется: к тебе пришли люди за зерном — укажи цену, а мы заплатим всё необходимое. Но к чему эти непонятные и совершенно лишние разговоры о семье? Потом ты обвинил нас в шпионаже и силой потребовал привести Биньямина: «Не видеть вам моего лица без вашего брата с вами!» (Микец 43:3) Всё указывает на то, что история с кубком — это заранее спланированная трагикомедия. И соглашаться с ее результатами преступно.

После этого разговора прошло несколько минут. Йосеф приказал слугам выйти из комнаты. Затем он разрыдался и признался окружившим его братьям: «Я — Йосеф».


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.