Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.

Предыдущая недельная глава заканчивается неприятным инцидентом. В вещах Биньямина, младшего сына Яакова, был обнаружен кубок, принадлежавший высокопоставленному египетскому чиновнику (то есть Йосефу, который до поры до времени скрывал свое происхождение от братьев и самостоятельно инсценировал кражу). Разгневанный «египтянин» заявляет о своем намерении взять Биньямина в рабство.

Такое поведение не осталось без ответа. «И подступил к нему Йегуда и сказал: О господин мой! Дай же молвить рабу твоему слово во услышание моего господина, и пусть не воспылает твой гнев на раба твоего, ибо ты как Паро!» (Вайигаш 44:18) Комментатор Раши трактует слова «ибо ты как Паро» двояко: Йегуда сказал Йосефу, что он велик как фараон, но кроме того, является таким же обманщиком как и фараон — обещает одно, а делает другое. Ведь поначалу Йосеф попросил привести Биньямина, чтобы взглянуть на него, а теперь требует его себе в рабы.

«Мидраш раба» сообщает нам подробности этой нелицеприятной беседы. Йегуда заявил, что по еврейским законам в рабство продают только того человека, у которого нет средств для компенсации украденного имущества. У Биньямина и его братьев эти средства были, а потому решение Йосефа неправомерно.

При прочтении этого мидраша первым делом хочется задать вопрос: Йегуда видит перед собой местного египетского вельможу. Какое ему дело до каких-то там еврейских законов? Мы с вами не одиноки — ровно тот же вопрос был задан магиду из Дубно.

Но начнем по порядку. Согласно Торе, попавшийся на воровстве еврей, который не может вернуть украденное или компенсировать его стоимость, продается в рабство на срок, не превышающий шести лет. Его хозяин обязан обеспечить работнику благоприятные условия жизни, а работа, соответственно, послужит компенсацией пострадавшей стороне за воровство.

Если человеку нечего было есть, из-за этого он украл вещь и не в силах оплатить ее стоимость, у такого раба появятся потенциальные покупатели, которые заинтересованы в том, чтобы он работал на них. Если же речь идет о зажиточном человеке, который отважился на кражу, никто не захочет стать его рабовладельцем. Бедный ворует из-за бедности, а богач — из-за любви к воровству. Такого человека опасно нанимать на работу, потому что страсть к грабежу проявится и в дальнейшем.

Объяснение, согласно магиду из Дубно, заключается в следующем. Закон, озвученный Йегудой, максимально логичен. А вот история с Биньямином, так как преподносит ее Йосеф, выглядит как заранее спланированный навет. Если бы происходящий из зажиточной семьи Биньямин являлся тем, кто украл кубок, Йосефу было бы совершенно невыгодно взять его в рабство. Поэтому остается предположить, что злонамеренный египтянин остановил свой выбор на молодом и красивом Биньямине по какой-то другой причине.

Йегуда цитирует Йосефу его собственные слова: «Мой господин вопрошал рабов своих так: есть ли у вас отец или брат?» (Вайигаш 44:19) Йегуда удивляется: к тебе пришли люди за зерном — укажи цену, а мы заплатим всё необходимое. Но к чему эти непонятные и совершенно лишние разговоры о семье? Потом ты обвинил нас в шпионаже и силой потребовал привести Биньямина: «Не видеть вам моего лица без вашего брата с вами!» (Микец 43:3) Всё указывает на то, что история с кубком — это заранее спланированная трагикомедия. И соглашаться с ее результатами преступно.

После этого разговора прошло несколько минут. Йосеф приказал слугам выйти из комнаты. Затем он разрыдался и признался окружившим его братьям: «Я — Йосеф».


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.