Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Аман

Аман — злодей из рода Амалека, родоначальника народа амалекитян, целью жизни которого было уничтожение евреев, как носителей веры в Единого Б-га. Аман — одна из центральных фигур в истории праздника Пурим: будучи советником персидского царя Ахашвероша (годы правления 3392-3406 / 368-354 гг. до н.э.), Аман задумал истребить все еврейское население Персидской империи. Он составил особый указ об уничтожении евреев, а царь Ахашверош подписал его. Но благодаря раскаянию евреев и возвращению их к Вс-вышнему, план Амана был разрушен, а сам он и десять его сыновей казнены. Об этих событиях рассказывается Свитке Эстер (Мегилат Эстер), который читают в праздник Пурим.

Оглавление

Амалек — предок Амана [↑]

Родоначальник народа, к которому принадлежал Аман — Амалек, внук Эсава, брата праотца Яакова. Эсав ненавидел Яакова и передал эту ненависть Амалеку.

Мидраш приводит слова Эсава: «Сколько раз я пытался убить Яакова, но не был дан он в мою руку. Теперь ты направь мысль свою, чтобы осуществить мою месть! Ответил Амалек: Как смогу я одолеть его? Сказал Эсав: Расскажу я тебе о законах их, и когда увидишь, что пренебрегают они ими, тогда нападай».

Впервые Амалек напал на евреев в пустыне, после их выхода из Египта и перехода через Красное море. Тогда, видя чудеса, которые Б-г сделал для евреев (десять египетских казней, рассечение Красного моря), весь мир трепетал перед Вс-вышним и Его народом. И только Амалек сделал вид, что это не имеет никакого значения.

В Книге Шмот описывается война евреев с Амалеком: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моше (Моисей) Иеошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Б-жьим в руке моей. И сделал Иеошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком; а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеошуа Амалека и народ его острием меча» (Шмот, 17:8-13).

Название места, где произошло сражение — Рефидим — означает «опускание рук», «рифьон ядаим». Здесь евреи пали духом из-за того, что кончилась вода, и стали роптать: «Есть ли Г-сподь в нашей среде и нет?» (Шмот, 17:7). Сомнение и привело к тому, что «пришел Амалек». И наоборот, поднятые руки Моше убеждали евреев обращаться к Вс-вышнему и тем самым укрепляли их в борьбе с врагом.

Впоследствии евреям была дана заповедь уничтожить Амалека и всех его потомков. В субботу перед Пуримом мы читаем специальный отрывок из книги Дварим, настолько важный, что эта суббота называется «шабат захор» — суббота «помни!»: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из — под небес; не забудь» (Дварим, 25:17-19).

Война царя Шауля с Агагом, царем амалекитян [↑]

Вступив на Землю Израиля, евреи должны были исполнить три заповеди: поставить над собой царя, искоренить Амалека и построить Храм(см. ком. Радака к Первой книге Шмуэля, 15:1).

Поэтому первому царю Шаулю через пророка Шмуэля было передано повеление Творца разбить амалекитянского царя Агага. В Танахе, в Книге пророка Шмуэля читаем: «И сказал Шмуэль Шаулю: “Меня послал Г-сподь помазать тебя на царство над Его народом, над Израилем. И ныне услышь глас речей Г-сподних!.. Ныне иди и разбей Амалека, и обреките все, что у него, и не пощади его, и умертви от мужа до жены, от младенца до сосуна, от быка до агнца, от верблюда до осла”. И дошел Шауль до города Амалека, и он враждовал в долине… И разбил Шауль Амалека… И захватил он Агага, царя Амалека, живым, а весь народ обрек (и истребил) мечом.» (Шмуэль 1, 15:1-2,5,7,8)

Агаг остался в живых, и в этом была огромная ошибка, за которую у Шауля было отнято царство. Агага убил пророк Шмуэль. Однако за пожалованную ему ночь жизни амалекитянин успел зачать ребенка, прямым потомком которого стал Аман, 500 лет спустя едва не осуществивший свой страшный план.

Возвышение Амана [↑]

Из Устной Торы мы знаем, что Аман, как и его отец, в молодости был парикмахером и банщиком (Талмуд, трактат Мегила, 16А; Мидраш Раба, Эстер, 10:4). Впоследствии он стал неслыханно богатым. Как пишут комментаторы, он получил свое богатство, найдя и присвоив себе сокровища царей Иудеи и Первого Иерусалимского Храма, к тому времени уже разрушенного. В Мидраш Раба, например, читаем: «Сказал раби Пинхас: два богача были в мире — один у Израиля, другой у идолопоклонников. И не принесло им их имущество ничего, кроме зла: Корах в еврейском народе, который нашел клады серебра и золота, зарытые Йосефом; и Аман у идолопоклонников, взявший клады Иудейских царей» (Мидраш Раба, Эстер, 7:5; ср. Пиркей де-раби Элиэзер,3).

Далее Мидраш рассказывает о том, что, когда царь Ахашверош увидел богатство Амана, он возвеличил его и заставил всех своих подданных ему кланяться (см. Мегилат Эстер, гл.3). Что тогда сделал Аман? Он вышил на своей одежде, напротив сердца, изображение идола, и тот, кто склонялся перед ним, совершал идолопоклонство.

Ненависть к евреям проявилась у Амана задолго до того, как он попытался воплотить свой план кровавой расправы, описанный в Мегилат Эстер. Он и его сыновья сыграли важную роль в принятии Ахашверошем решения остановить строительство Второго Иерусалимского Храма. В книге Эзры говорится о том, что в начале царствования Ахашвероша некие Рехум и Шимшай (Раши объясняет, что последний был сыном Амана), объединившись с нееврейскими жителями Земли Израиля, написали царю донос, в котором клеветали на строителей Храма и просили запретить им работать, а впоследствии претворяли это решение в жизнь (см. Эзра, 4:6-24).

Заговор Амана против евреев и его крушение [↑]

Когда Аман стал главным министром Ахашвероша, все сановники должны были становиться перед ним на колени кланяться до земли. И только служивший при дворе еврейский мудрец Мордехай отказывался склоняться. Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и получил на это разрешение царя.

В месяце нисан 3404 года /356 г. до н. э. Аман определил с помощью жребия благоприятный день для массового истребления евреев. Он выпал на 13 адара следующего года. За день до праздника Песах, 13 нисана, по всем ста двадцати семи странам, находившимся под властью Персии, были разосланы приказы от имени Ахашвероша: «Истребить, уничтожить и погубить всех Йеудеев — от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адара, а имущество их разграбить» (Мегилат Эстер 3:12-15).

Мордехай, узнав об этом, обратился через посланца к своей племяннице Эстер (Эсфирь)— жене Ахашвероша, чтобы она пошла к царю и умолила его о милости для евреев. По просьбе Эстер, все евреи столичного города Шушан погрузились в трехдневный пост и поддержали ее своей молитвой. Пятнадцатого нисана Эстер пригласила Ахашвероша и Амана к себе на вечерний пир. В ночь после пира Аман, вдохновленный своей близостью к царю и царице, приготовил во дворе своего дома огромное дерево высотой в пятьдесят локтей, чтобы наутро повесить на нем Мордехая.

В ту ночь, на исходе вторых суток поста, Мордехай не спал и молился, — и его молитва была услышана. Ахашверошу тоже не спалось, он велел слугам читать царские летописи. Среди прочего ему прочли о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор стражников и избавил его от смертельной опасности.

Царь решил наградить Мордехая за его поступок, и как раз в это время во дворец пришел Аман, чтобы попросить у царя согласия на казнь Мордехая. Ахашверош спросил Амана: «Что сделать человеку, которому царь желает оказать почет?» Подумав, что речь идет о нем самом, Аман предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю.

Аман разыскал Мордехая в доме молитвы и был вынужден выполнить приказ. А затем Мордехай снова облачился в траурное вретище и продолжил пост.

Шестнадцатого нисана Эстер вновь пригласила царя и Амана на пир, и там призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. А когда царь в гневе вышел из комнаты, Аман бросился на ложе царицы, чтобы умолить ее о пощаде. Возвратившемуся царю показалось, что Аман попытался овладеть царицей прямо в его дворце — и Амана повесили на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10).

В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо Амана. Ахашверош также издал новый указ, в соответствии с которым евреям разрешалось подняться с оружием и перебить всех, кто попытается на них напасть.

13 адара 3405 года / 355 г.до н.э., в тот день, когда Аман планировал осуществить свой план, евреи убили около семидесяти тысяч врагов. В Шушане схватки продолжались и 14 адара, а на следующий день — 14 адара по всей империи и 15 адара в Шушане — евреи праздновали и веселились. В память об этих днях Мордехай и Эстер установили праздник Пурим (от слова «пур» — жребий).

Среди прочих врагов были убиты (повешены) и десять сыновей Амана. По одному из мнений, это были именно те сыновья, которые участвовали в заговоре своего отца, по-другому — те, которые спровоцировали прекращение строительства Храма. Однако многие потомки Амана все же остались в живых.

Когда будет побежден Амалек? [↑]

Спрашивают мудрецы: где можно найти Амана в Торе? И отвечают: в стихе (о грехе Первого Человека) «ел ли ты от дерева, от которого Я тебе велел не есть» (на иврите — «амин аэц ашер цивитиха…» — см. Берешит, 3:11). Слово «амин» состоит из тех же букв, что и имя Аман(см. Мидраш Раба на Эстер, гл.9).

Таким образом, духовный источник существования Амана (Амалека) кроется в грехе, в сомнении в величии Вс-вышнего. Когда народ Израиля ясно осознает свою связь с Творцом, Амалек не может причинить ему зла.

В наше время Амалека, как отдельного народа, не существует. Он рассеян по другим народам и иногда проявляется то там, то здесь. Например, черты Амалека были свойственны целой стране — Германии во времена нацизма.

После прихода Машиаха нам откроется знание о том, как победить Амалека, и мы должны будем выполнить заповедь уничтожить и навсегда стереть память о нем!

Выводить материалы