Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Да сотрётся имя Амана? Или помнить, что он сделал нам?

18 марта 2011 года, темы: Аман, Пурим, Амалек

Отложить Отложено

Вопрос чисто пуримский. Почему мы говорим "да сотрется имя Амана", а с другой стороны, мы всё время и каждый год Амана вспоминаем. "Помни, что тебе сделал Амалек" (прапрадед Амана). Может, о праправнуке, т е Амане, говорить не нужно? Не противоречие ли это, что мы мешаем стереться памяти об Амане, или должна уничтожиться его душа? А можно уничтожить душу, - в ней Б-ная искра?

Z., Бруклин

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Z.!

Задам дополнительный вопрос, ответ на который поможет ответить и на Ваш вопрос.

Тора говорит (Дварим 25, 19): «…сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь». Противоречие в этом стихе бросается в глаза — сначала говорится «сотри память об Амалеке», это означает, что мы должны забыть Амалека, а сразу после этого говорится «не забудь». Ответ на этот вопрос содержится в словах Раши, который объясняет: стереть память об Амалеке значит уничтожить даже принадлежащий ему скот, «чтобы не упоминалось имя Амалека даже в связи со скотиной». Из слов Раши мы делаем вывод, что нет обязанности забыть, что сделал нам Амалек в прошлом. Наша задача — чтобы не осталось в окружающем нас мире чего-либо, связанного с Амалеком, несущего в себе память о нём, в том числе, его идеологии.

Более того, чем больше мы будем напоминать себе, какие зверства творил Амалек в отношении еврейского народа, тем больше будет наше желание уничтожить память о нём и, тем самым, приблизить исполнение заповеди об уничтожении Амалека.

То же самое — в отношении Амана. Упоминая его коварные замыслы, мы приближаем исполнение заповеди об уничтожении Амалека.

С уважением,

Реувен Куклин

Читайте:Пурим — обзор статей

Антисемитизм

Материалы по теме


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше