Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Новейшие комменты на Мегилу

21 февраля 2013, 07:03

Отложить Отложено

Первая тема

После указа Амана об уничтожении евреев Мордехай передал Эстер, что она должна пойти к царю и "просить за свой народ".

Эстер ответила ему, что она не может этого сделать по двум причинам:

1. Все знают, что, если кто придет к царю без спроса, ему смертная казнь.

2. Меня не звали к царю уже 30 дней.

Что означают эти два аргумента и зачем их сразу два? Если "все знают", то почему не Мордехай? А если и он знает, то почему просит?

И при чем тут "30 дней", срок, когда Эстер не звали к царю? Если никого без спроса не пускают, то не все ли равно, сколько времени ее не приглашали к царю, разве не так?

А главное, по какой причине царь не приглашал к себе Эстер? Если она об этом говорит

–  значит, нам надо знать, что причина была. Какая?

 

** **

Вторая тема

Аман пожаловался своей жене, что в его глазах весь взлет его карьеры ничего не значит, пока он видит Мордехая, который не падает перед тобой ниц.

Зэреш дала ему совет, состоящий из двух частей: (1) раз тебе так горько, приготовь дерево высотой в 50 локтей (2) и иди утром к царю, попроси его распорядиться повесить на нем Мордехая.

Зачем готовить дерево, если достаточно попросить царя повесить Мордехая на любой виселице? Так что, вроде, можно было первую часть совета опустить. Но вот вам более трудный вопрос:

Известно, что Аман провез по городу Мордехая, обеспечив ему царский кортеж и прокричав, согласно приказу, всякие славословия в его адрес, отчего настроение Амана в конец испортилось. На это Зэреш сказала мужу: если Мордехай, перед которым ты начал падать, из евреев, то ты упадешь перед ним непременно.

Вопрос: разве она вчера этого не знала? Почему не сказала еще вчера, когда давала свой безумный совет бежать к царю и требовать от него немедленной казни Мордехая на специально приготовленном дереве, – почему не сказала, что ее первый совет правомочен только в случае, если Мордехай не еврей? Так бы и оповестила: если Мордехай не еврей, приготовь дерево и иди к царю, чтобы повесил его. Но если еврей, то ничего не готовь и никуда не ходи, сиди тихо.

Что произошло за эту ночь такого, в результате чего Зэреш прозрела?

** **

Ответы

Первая тема

Да, все знают, что, если кто-то придет к царю по своей инициативе, ему смертная казнь. Но возможно, некоторые думают (и ты, Мордехай, в их числе), что царица – исключение и имеет свободный доступ к царю. Так вот, это не так – потому что последние 30 дней он ее не вызывал. Остуда пала.

На что Мордехай передал ей: тем не менее, иди!

А что случилось такого, из-за чего царицу месяц не приглашали на территорию супруга? Раз Тора нам об этом сообщает, значит, в этом содержится информация, важная для понимания сюжета.

Царь был занят. Чем? – Так ведь написано чуть выше: "Указ об уничтожении евреев был объявлен в городе Шошан, и царь с Аманом сели пить".

Царь пил. А если вы скажете, что царь сел пировать только сейчас – когда город Шошан пришел в смятение, и тут же Мордехай облачился во вретище и пошел к Эстер, так что пил царь от силы один-два дня, отвечаем: пил уже месяц, потому что кому-то это было нужно – чтобы царь пил. Кому? Интересант у нас только один – Аман. И цель у него была понятная: чтобы никто к нему не приходил – даже по царской инициативе. А то вмешается и сорвет готовый и почти осуществленный план решения еврейского вопроса.

** **

Вторая тема, первый ответ

Почему Зэреш не сформулировала первый совет Аману с поправкой на возможное еврейское происхождение Мордехая ("если Мордехай не из евреев, то приготовь дерево и т.д.")?

Потому что, во-первых, знала, что он из евреев. И все знали. Но тут произошло следующее. Между советом Зэреш приготовить дерево и ее глубокомысленным замечанием о непременности падения Амана произошло одно существенное событие. А именно: в эту ночь не спалось царю.

После чего ей нетрудно было понять, что это помощь Всевышнего, Который снова взялся спасти Свой народ.

Не всегда Он спасает отдельных представителей еврейского племени – но на этот речь шла обо всех, и Он взялся действовать по полной программе. Иначе почему не спалось царю, в результате чего он нашел запись о Мордехае, надумал его наградить и использовал подвернувшегося Амана? Нет, цепочка событий не случайна. Зэреш увидела в этом прямой знак свыше – и заявила об этом мужу. (Потому-то и пришлось стражникам силком тянуть Амана на второй пир к Эстер. Он отчаянно упирался.)

** **

Вторая тема, второй ответ

Между советом Зэреш по поводу дерева и ее глубокомысленным замечанием на тему падения Амана произошло одно событие: Аман, как простой стремянный, водил по городу коня, на котором восседал Мордехай. И это был подъем евреев!

А нам известно правило: евреи поднимаются – их враги падают; евреи опускаются – их враги на взлете.

Еще вчера было неизвестно, поднимаются ли евреи (сделали ли они тшуву, исправились ли, постились ли). А теперь известно, что поднимаются. Значит, ты, Аман, непременно падешь до самого низа.

И простилась она с мужем, зная, что больше никогда его не увидит.

** **

Осталось отметить, кто автор этих хидушим, новаций в толковании текста Танаха. Отмечаю: ученики 9 и 10 классов школы "ЛеЦиён Берина", что в Бейтаре. Как въедете в город – так первое здание по левой стороне.

Теги: Хидуш, Танах, Праздники