Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Антисемитизм. Почему не любят евреев?

Причины и история антисемитизма

Антисемитизм — нетерпимость, неприязненное и/или враждебное отношение к евреям. Антисемитизм выражается в нелюбви, антипатии и даже ненависти к этническим евреям и их потомкам, к религии Иудаизм, часто — ко всему, связанному с нашим народом. Антисемитизм был причиной многовековых гонений, массовых погромов, преследований, убийств, Холокоста. В XXI веке он также выражается в резких анти-израильских выступлениях.

Нацистский антисемитский плакат

Оглавление

История вопроса [↑]

Религиозная нетерпимость [↑]

В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности — в христианской Европе. В сущности, новый Завет обвинял евреев в том, что они распяли божество. Ненависть к нашей нации культивировалась на протяжении многих веков священниками, проповедниками и даже Римскими Папами.

В дальнейшем, в средние века, появился новый кровавый навет: иудеев обвиняли в том, что они используют христианскую кровь для изготовления пасхальной мацы.

Витраж на тему антисемитской легенды. Брюссель

Витраж на тему антисемитской легенды. Брюссельский соборБрюссель. Витраж на тему местной легенды о еврее, оскверняющем гостии (ритуальный церковный хлеб). Этот навет возник около 1370 г.

В эпоху Просвещения [↑]

С конца XVIII века, после Великой французской революции, влияние христианства на общественную жизнь стран Европы ослабевает; казалось бы, должен исчезнуть и антисемитизм. Но он только сменил поповскую рясу на профессорский фрак. В целом ряде научных центров западной Европы в 70-80-х годах позапрошлого века стала развиваться расовая теория, основными жертвами которой стали именно евреи.

Если прежде нас ненавидели по религиозным причинам, то теперь — по расовым. Получив в процессе эмансипации в Европе гражданские права, евреи быстро внедрились во все сферы общественной жизни. А параллельно с этим процессом в обществе начался подъем антисемитизма, который не утихал целый век: погромы в Польше, дело Дрейфуса, организация антисемитской партии в Германии, антисемитское законодательство в России, погромы в России и на Украине, процесс Бейлиса, погромы Петлюры и, наконец, события 2-й мировой войны.

Попытки светского решения проблемы [↑]

Вплоть до XIX века наши духовные вожди относились к антисемитизму как к данности. Они никогда не пытались найти радикального решения еврейского вопроса, они лишь пытались ослабить угрозу всякий раз, когда приближалась очередная опасность. В XIX веке начинается отход от иудаизма, и новые светские лидеры предпринимают попытки коренного решения «антисемитского вопроса».

«Достижения» реформистов [↑]

Немецкий антисемитский плакат

Выявить и объяснить корни антисемитизма взялись реформистские конгрегации, которые стали образовываться в Западной Европе (в основном, в Германии), и затем в Америке. Вдохновители этого движения полагали, что всё дело в том, что наш образ жизни слишком отличается от жизни окружающих народов. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма. Вдохновитель и теоретик реформистов философ Моше Мендельсон призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице.

Реформисты решили, что для того, чтобы нас полюбили, мы должны изменить образ жизни, то есть отказаться от таких законов Торы, которые нас выделяют: шабата, кашрута, брит-милы. Во многих немецких синагогах начали сопровождать молитву игрой на органе, а в Америке пробовали перенести субботние молитвы на воскресенье.

Реформа своей цели не достигла. Европейцы не видели разницы между «реформистом» и «талмудистом» во всем, что касалось отношения к капиталу и к неевреям и «стремления завладеть всем миром».

Теория ассимиляции [↑]

Ассимилянты предложили самое «простое» решение вопроса: нужно прекратить существование еврейского народа, и некого будет ненавидеть. Ассимилянты приветствовали смешанные браки, отказ от родного языка, принятие христианства — все способы были хороши.

Ассимилянтам казалось, что они преуспевают в своей борьбе: они получили все права и быстро проникли в экономические круги, промышленность и культуру. Однако прошло время, и настал момент, когда к ним стали появляться претензии. «Я бы ничего не имел против евреев, если бы они вели себя как евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Это слова Адольфа Гитлера.

Вопросы к ассимилянтам нам хорошо знакомы: что делают здесь «эти Рабиновичи», почему они овладевают нашей культурой? Что они могут понимать в русской (немецкой, польской и т. д.) литературе? Ассимиляция нисколько не ослабила антисемитизм, а наоборот — обострила еврейский вопрос.

Желтая звезда Давида на окне. Дискриминация евреевБольше всего реформизм и ассимиляция расцвели в Германии.
Но именно там в 30-е гг. и началась узаконенная дискриминация евреев, переросшая в Холокост

Идеи сионизма [↑]

Первый сильный удар движение ассимилянтов получило во Франции во время известного процесса Дрейфуса. Сам процесс и все, что происходило вокруг него, произвели переворот в душе венгерского ассимилированного еврея Теодора Герцля. В дальнейшем этот человек стал основателем нового движения — сионизма.

С точки зрения сионизма, причиной антисемитизма является то, что наш народ живет в рассеянии и лишено своего национального дома. Значит, нужно построить для себя национальный дом — то есть отдельное государство, которое сможет дать защиту и уважение евреям во всех странах рассеяния.

Герцль долго подыскивал подходящее место, обдумывал вариант Аргентины или Уганды, пока, наконец, не решил остановиться на Эрец Исраэль. В результате нескольких десятилетий напряженных усилий государство, наконец, было основано — это был, без сомнения, большой успех сионизма. Но создание государства Израиль не ослабило антисемитизм, а наоборот — усилило.

Практические результаты светских «решений» проблемы [↑]

Нацистский антисемитский плакат

Еврей, даже самый ассимилированный, становится в диаспоре чужаком в квадрате и адресатом для выкриков: «Убирайтесь в свой Израиль!»

Немецким антисемитам сионистское движение в 1912-м году дало дополнительную легитимацию требовать изгнания или уничтожения евреев.

Создание государства Израиль в первые годы заставило антисемитов замолчать. После окончания войны все узнали о злодеяниях нацистов, и народы испытывали некоторую вину перед евреями. Исключением был Советский Союз, для которого Израиль быстро превратился в фактор внутренней, а не внешней политики. Все мы помним: разоблачение псевдонимов в 1946-м году и последовавшая за ним травля «космополитов», разгром антифашистского комитета и убийство Михоэлса, наконец, дело о заговоре врачей в 1953 году — последний аккорд сталинской власти.

После нескольких лет «оттепели» — новый взрыв антисемитизма в результате шестидневной войны 1967г., травля евреев в средствах массовой информации в начале 80-х годов, «Память», жидо-массонский психоз 1990-х. За последние два десятилетия на русском языке опубликованы сотни статей и книг, мишенью которых стали сами евреи, их прошлое, их культура, традиции, религия. Снова всплыли на поверхность «Протоколы сионских мудрецов». Идея о том, что евреи издавна стремятся овладеть миром и уже почти достигли своей цели муссируется журналистами и становится все более популярной в СМИ и в социальных сетях.

В 1975-м году ООН принимает резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму. Эта резолюция привела к быстрому распространению антисемитизма в третьем мире; там, где никогда не видели евреев, охотно приняли этот идеологический шаблон для объяснения их внутренних и внешних проблем. ООН их убедила в том, что еврейские империалисты грабят развивающиеся страны.

Антисемитская надпись на стене синагоги

Создание государства Израиль вызвало взрыв антисемитизма в арабских странах, особенно в Египте. Там интеллигенты, деятели культуры периодически публикуют в журнале «Октобер» статьи, утверждающие, что только Гитлер до конца понял опасность, исходящую от евреев. Новый очаг антисемитизма, на этот раз религиозного, — мусульмане-шииты, вдохновляемые айтолами из Тегерана. В Западной Европе с середины 20-го века растет неонацизм, а в освободившейся Восточной Европе антисемитизм вспыхнул в конце 80-х.

И сейчас, в XXI веке, на страницах мировой прессы постоянно появляются утверждения, что Израиль угрожает безопасности человечества и идеалам гуманизма. Новости кишат сообщениями об антиизраильских демонстрациях. Эта новая волна антисемитизма направлена против самого существования государства Израиль как воплощения всего иудейского.

Речь не идет о критике израильского правительства и его политики, это кровавый навет на израильтянина как такового со всеми вытекающими отсюда последствиями для евреев диаспоры.

Итак, ни одно из предложенных решений проблемы не достигло своей цели. Серьезные люди, мыслители, на протяжении двух веков безуспешно. Так может быть, антисемитизм по сути своей нерационален?

Антиизраильский митинг. Нью-Йорк, 2021 г.Многие считают, что сегодня антисемитизм приобретает новые формы

Ненависть к евреям других народов априорна, но каков же ее источник? За что же, в конце концов, нас так ненавидят? Сартр приводит следующую фразу антисемита: «Должно быть, что-то есть в евреях, порой они вызывают у меня физическое отвращение». «Это все равно, что сказать, что должно быть что-то в помидорах, если они вызывают у меня отвращение» — замечает Сартр. Антисемитизм — иррациональное явление, не имеющее никакого объяснения. Достаточно вспомнить, что в наше время антисемитизм процветает в странах, в которых почти нет евреев.

Те, кто искал рациональную причину антисемитизма, пытались найти то, чего на самом деле нет, поэтому все их попытки ни к чему не привели. Пора обратиться к еврейским источникам.

Еврейские источники — об антисемитизме [↑]

Антисемитизм и галут (изгнание из земли Израиля) [↑]

Надо сказать, что сионисты были близки к истине в одной точке, в том, что антисемитизм — это результат нашего изгнания. Однако сионизм не задал себе два вопроса — почему наш народ оказался и в изгнании, и почему другие народы, оказавшись в изгнании, быстро исчезли, ассимилировавшись, а еврейский народ не ассимилировался?

Тора, в книге «Дварим», предупреждает евреев о соблюдении законов Торы. Написано так: «Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам». А если это случится — «И возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет Он небо, и не будет дождя, и вы скоро исчезнете с прекрасной земли, которую Г-сподь Б-г даст вам». Тора предупреждает, что наказанием за неисполнение заповедей будет изгнание из Эрец Исраэль. Эрец Исраэль — место необычное, это резиденция Б-га, «царский дворец».

Понятно, что нарушать законы царя в далекой провинции — это одно дело, а нарушать их в самом дворце — в десять раз хуже. Того, кто не умеет вести себя в царском дворце, скорее всего, выгонят вон. Но если даже за воротами он не раскается и не попросит прощения, то его еще и накажут. Поэтому Тора говорит, что изгнание может принять более легкую форму, а может — и более тяжелую. Изгнание само по себе уже наказание, но если народ не раскается, изгнание будет сопровождаться страданиями: «И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли. И будешь служить божествам иным, не ведомым ни тебе, ни твоим отцам — дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души».

Так и было все эти века. Не было ни одной страны, в которой еврей чувствовал бы себя уверенно. Жизнь народа в галуте — это постоянные изгнания: из Англии во Францию, из Франции в Германию, из Германии — во Францию и т. д. «И не будет покоя ступне твоей, и даст тебе Г-сподь там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске перед тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен…»

Тора предсказывает, что если еврейский народ не извлечет опыта из изгнания, не поймет, что оно пришло в наказание за отход от Торы, то тогда его настигнут страдания: народы станут ненавидеть его. Эта необъяснимая животная ненависть будет бичом в руках Творца, наказывающим наш народ за то, что он оставил Тору. Мудрецы в Талмуде говорят о том, каким образом это происходит: каждый, кто ненавидит евреев, «становится во главе». Иными словами, политические условия будут складываться так, что антисемиты легко найдут дорогу к власти и сумеют воплотить в жизнь свою ненависть.

Антисемитизм — защитник цельности народа Израиля [↑]

Однако наказание евреев за отход от Торы — не единственная цель антисемитизма. У пророка Йехезкеля в 20-й главе мы читаем: «И не бывать задуманному вами, тому, о чем вы говорите: Будем, как другие народы, служить дереву и камню. Жив Я — говорит Г-сподь. Рукою твердой и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами, и выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны».

Пророк предсказывает, что настанет момент, когда еврейский народ устанет от двухтысячелетней борьбы, и найдутся такие, которые захотят сбросить с себя бремя и попытаются приблизиться к народам мира: «Будем, как другие народы!» Пророк предупреждает их заранее: «Задуманному вами не бывать». Комментаторы говорят, что слова: «И изолью Свою ярость» означают, что Всевышний внушит народам ненависть к евреям для того, чтобы они изгнали их из своей среды. Иными словами, появится сила, противостоящая желанию евреев ассимилироваться, иррациональная животная ненависть, имя которой — антисемитизм. Она и сохранила наш народ!

Подготовка к геуле (избавлению) [↑]

Самая главная цель антисемитизма — это приготовление к будущему Конечному Избавлению. Вспомним период египетского рабства — оно было не столько наказанием, сколько подготовкой к получению Торы! Страдания рабства в Египте духовно очистили и подготовили нас к исполнению нашей возвышенной миссии в истории. Мудрецы говорят, что этот наш последний галут (изгнание) тоже является подготовкой еврейского народа к его величественной роли — нести свет Торы всему человечеству.

* * *

Закончим притчей. Когда Творец создавал животных, Он создал голубя без крыльев. Пришел голубь к Творцу и говорит: «Владыка мира, где же справедливость? Всех зверей Ты сделал нормальными, только я с трудом бегаю, ноги у меня слабые, каждый хищник может меня настичь в два счета». Сказал ему Творец: «Я дам тебе надежное средство, с помощью которого ты всегда сможешь спастись, Я дам тебе крылья». И дал ему Творец крылья. Через некоторое время возвращается голубь и говорит: «Что Ты сделал? Мало того, что раньше я с трудом мог убежать от своих врагов, теперь Ты дал мне эти тяжелые крылья, которые путаются у меня под ногами, я на них наступаю, падаю, теперь мне совсем нет жизни». Сказал ему Творец: «Дурачок, разве крылья для, того, чтобы ходить? Крылья для того, чтобы летать!»

Смысл притчи ясен. Наше отношение к ненависти, которая нас окружает, зависит от того, понимаем ли мы смысл своего еврейства. Если мы пытаемся ходить с нашими крыльями — они превращаются в тяжелую ношу. Но если поймем, что крылья даны для того, чтобы летать, тогда еврейство перестанет быть тяжелым бременем.

Выводить материалы