Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Антисемитизм

Исследователи проблемы антисемитизма насчитывают не менее 30 всевозможных объяснений ее актуальности в современном мире. Среди них называются индивидуальные или общественные, религиозные или социальные предрассудки и психические отклонения, психозы, неврозы, ксенофобию и этническую агрессию, шовинизм и социальную нетерпимость, стремление использовать ненависть к евреям в качестве способа психической или политической защиты от опасностей, проистекающих либо от группы евреев, которой приписывается пагубное влияние, либо от внешнего мира, который не обуздывает более деятельность по поиску козла отпущения.

Подобное изобилие объяснений еще раз доказывает, что ответ не прост…

Для некоторых исследователей источник антисемитизма заключен в религиозно-сепаратистком поведении самих евреев! Чувствуется влияние эпохи: ассимилируйтесь, и вы поспособствуете исчезновению этого бедствия. Исторические события сами подтверждают бессодержательность этого тезиса: дело Дрейфуса, коснувшееся очень ассимилированного французского офицера-еврея, или Катастрофа европейского еврейства, когда даже те, чьи дедушки забыли о еврейской самобытности, стали жертвами, предназначенными нацистскому зверю.

Французский историк Жуль Изаак, потерявший в годы Холокоста жену и дочь, «только потому, что их фамилия была Изаак», обвинил в распространении антисемитизма церковь, утонувшую в прискорбной «политике презрения» по отношению к еврейскому народу.

Этот тезис, сформулированный Изааком, сначала стал банальным, а позже просто утратил актуальность от того, что христианство потеряло большую часть влияния, в то время как антисемитизм продолжается и развивается, особенно в мусульманских странах.

Фрейд основывает антисемитизм на «ревности, спровоцированной народом, который претендовал быть первенцем и любимцем Б-га Отца» — объяснение, вполне ожидаемое в плане психоанализа в рамках темы «отца»…

Но как эти чувства переходят из поколения в поколение? Как они распространяются в массах? Как люди вполне здоровые могут пасть от этого вируса при том условии, что современный мир не религиозен, что Гитлер был полным атеистом, а Арафат не завербован исламом. Не смотря на это, антисемитизм возвращается семимильными шагами!

Следовательно, исторические теории не способны объяснить феномен антисемитизма. Да и сами историки признают: религиозное направление исследований может быть более подходящим…

Попробуем посмотреть, чему нас учат по этому поводу Тора.

Союз

Творец по отношению к своему народу следует четко определенному договору: если Израиль почитает Тору и доверяет Всевышнему, ему гарантирован не только будущий мир, но и настоящий земной рай. Но если он отказывается и уклоняется от Б-жьей воли, если он бросает Тору, ему грозят самые страшные кары.

Многочисленны стихи, описывающие эти две перспективы.

Положительная: просто вспомним стихи, произносимые два раза в день в молитве «Шма, Исраэль…» (Дварим 11, 13—15):

(13) И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, (14) То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой; (15) И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться.

Итак, Тора рисует здесь картину изобилия, даже в материальном мире.

Другой случай (там же 28,1 и далее):

(1) И будет, если ты будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать и исполнять все заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, то поставит тебя Г-сподь, Б-г твой, выше всех народов земли. (2) И придут на тебя все благословения эти, и сбудутся для тебя, если будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего: (3) Благословен ты в городе и благословен ты в поле; (4) Благословен плод чрева твоего и плод земли твоей, и плод скота твоего, приплод быков твоих и приплод овец твоих; (5) Благословенна корзина твоя и квашня твоя; (6) Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. (7) Поразит пред тобою Г-сподь врагов твоих, восстающих против тебя; путем одним они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. (8) Ниспошлет Г-сподь тебе благословение в житницах твоих и во всяком начинании рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. (9) Поставит тебя Г-сподь Своим народом святым, как клялся Он тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Г-спода, Б-га твоего, и будешь ходить путями Его..

Далее из текста следует, что тому, кто почитает Тору, обещан по-настоящему лучший из миров. Во многих других случаях Тора обещает также долгую жизнь и владение обещанной землей.

В ответ на уход еврейского народа от соблюдения заповедей в Торе приводятся многочисленные угрожающие и суровые тексты. Два из них составляют нечто единое, названное Клалот — проклятия, сформулированные в недельных главах «Бехукотай» и «КиТаво». В одной главе перечисляются 49, а в другой — 98 последовательных и суровых проклятий. Серия проклятий покрывает все аспекты человеческой жизни, как в личном плане, так и в жизни всей общины. Процитируем (Дварим 28, 62—63):

(62) И останется вас мало, людей, тогда как множеством были подобны вы звездам небесным, потому что не слушал ты голоса Г-спода, Б-га твоего. (63) И будет, как радовался Г-сподь вам, творя вам добро и умножая вас, так точно будет радоваться Г-сподь, уничтожая вас и истребляя вас, и отторгнуты будете вы от земли, в которую ты вступаешь для владения ею. .

Или еще (Ваикра 26, 17 и 31):

17. И обращу лицо Мое. (פני следует понимать как) פנאי, Моя досужная пора. Я обращусь от всех Моих дел, чтобы творить зло вам (см. Раши к 17,10). (Раши)против вас, и поражены будете пред вашими врагами. Смерть настигнет вас внутри (города), а ваши враги будут осаждать вас снаружи. (Раши). И властвовать будут над вами ненавистники ваши. (Здесь בכם понимаем как «среди вас», ненавистники из вашей среды, и это означает: ) Я дам выйти ненавистникам из вашей среды. (Внутренние враги-ненавистники страшнее внешних); когда народы мира поднимаются против Исраэля, они домогаются чего-то открытого (находящегося снаружи), как сказано: «И было, когда засевал Исраэль, то поднимался Мидьян и Амалек и сыны востока… и располагались против них станом, и истребляли плоды земли» [Судьи6,3]. Но когда Я даю подняться против вас (ненавистникам) из вас и среди вас, они домогаются ваших сокрытых ценностей. И об этом сказано: «… которые пожрали плоть моего народа и кожу их с них сняли… » [Миха 3, 3]. (Раши). В прямом смысле: будут господствовать над вами. Агадическое толкование в Торат-коhаним таково: אף то и Я поступлю так — Я говорю с вами в гневе (אף); и так же אף также и Я буду ходить [26,41] (где אף означает гнев). (Раши), и в бегство вы обратитесь. В страхе паническом. (Раши), а никто не преследует вас. Не имея на то сил (т. е. ненавистники будут так же слабы, как и ненавидимые ими, и не будет у них сил преследовать). (Раши). 31. И сделаю города ваши пустынею, и опустошу святилища ваши, и обонять не стану благоухания (жертв) ваших.

Интересно отметить, что Тора изрекает угрозы не только о возможности нарушения. Творец открыто предупреждает Моше, что подобная ситуация негативного развития будет реализована! И, действительно, читаем (Дварим 31,16):

16. И сказал Господь Моше: «Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и блудно следовать будет за божествами племен земли נכר הארץ. (Означает: ) племен земли (букв.: чужих земли). (Раши), в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним».

Никакой иллюзии по поводу будущего.

Сам Всевышний даже принимает меры предосторожности, заставляя написать гимн (песнь) Азину (там же 32, 1—43), чтобы предупредить о сложном будущем, которое еврейский народ «кует» себе, уходя от Торы (там же 31, 19):

«19. И ныне запишите себе эту песнь. “Внемлите, небеса” до “… и умиротворит Он землю Свою, Свой народ” [32, 1—43]. (Раши), и научи ей сынов Исраэля, вложи ее в их уста, чтобы Мне была эта песнь свидетельством против сынов Исраэля».

Раши объясняет, что этот текст проясняет предупреждение, касающееся всех событий, которые возникнут впоследствии. Рав Эльханан Вассерман обращает внимание, что в тексте этого гимна указано больше мицвот, чем обычно, «чтобы этот гимн служил не только свидетельством, но и бросил очень звучный клич, говоря: Представьте: все, что с вами происходит, вам известно больше 3000 лет, ничего не отброшено и все осуществляется прямо у нас на глазах!»

Итак, речь идет о глобальном предупреждении, повторяемом и предназначенном для следующих поколений, которые не слышали на горе Синай послания Торы «своими ушами». Как оно реализовалось во времени? Это тема следующей главы.

Союз на практике

Постоянное присутствие Творца в жизни еврейского народа, которое мы только что увидели, осуществлялось во все времена. Оно проявилось со всей ясностью во времена приговора поколению Ноаха и во многих других случаях. Оно продолжает проявляться и в наши дни, несмотря на тяжелый мрак времен периода «сокрытого Лица», в котором мы живем уже в течение нескольких тысячелетий.

В настоящей главе перед тем, как спросить себя о том, как можно обнаружить Б-жье воздействие в нашей истории, когда придет спасение, обратимся к различным случаям вмешательства Творца в жизнь еврейского народа во время «высокого» периода истории, когда евреи жили в полном согласии с Создателем.

История еврейского народа не перестает доказывать это правило: колебание между высокими положительными периодами и следующим за ними классическим поведением: «Ты потучнел, растолстел, (жиром) покрылся כשית כשית. Глагол со значением “покрывать” может иметь форму קל (как в этом случае), подобно “… умный же וכסה покрывает позор” [Притчи 12, 16]. А при написании כשית (где буква “син” отмечена знаком) “дагеш”, означает “ты покрыл кого-либо, что-либо” (т. е. это переходная форма глагола), подобно “… покрыл лицо свое” [Иов15, 27]. (Раши). То же, что כסית (т. е. имеется чередование “син” и “шин”). Подобно “Ибо покрыл он лицо свое туком своим” [Иов 15, 27], так у человека, разжиревшего изнутри, жир на бедрах ложится складками, и сказано (далее) “… и обложил жиром бедра свои”. (Раши), — и покинул он Б-га, создавшего его…» (Дварим 32,15); плюс отрицательные периоды, когда еврейский народ падает, и вытекающие из этого сложности. Здесь-то и можно говорить о возникновении «изнанки избранности».

В ЕГИПТЕ

История нашего народа начинается с трудного периода: долгого рабства в Египте, заставившего евреев узнать все ужасы зависимости и гонений. Творец сам сообщает Аврааму об этом мрачном будущем:

«Знай же, знай, что чужим будет потомство твое. От рождения Ицхака до исхода сынов Исраэля из Мицраима (прошло) четыреста лет. Как это (получается)? Ицхаку было шестьдесят лет, когда родился Йааков. А Йааков, придя в Мицраим, сказал: “Дней скитальческих лет моих — сто тридцать лет” [47, 9]. Всего сто девяносто лет. А в Мицраиме (сыны Исраэля) пробыли двести десять лет, соответвенно цифровому значению Символизирует бедстви רדו (200+4+6) (см. Раши к 42, 2). Всего четыреста лет. А если скажешь, что в Мицраиме пробыли четыреста лет, то ведь Кеhат был среди пришедших в Мицраим (с Йааковом). Теперь сочти годы Кеhата (сто тридцать три) и Амрама (сто тридцать семь) и восемьдесят (лет) Моше сколько ему было при исходе сынов Исраэля из Мицраима, — и получится лишь триста пятьдесят. А ведь ты должен вычесть из этого годы, прожитые Кеhатом после рождения Амрама и прожитые Амрамом после рождения Моше [Мегила 9a]. (Раши)на земле, не им принадлежащей. Сказано не “на земле Мицраима”, а » (на земле), не им (принадлежащей) «. После рождения Ицхака (находим) [21, 34] : “И проживал (ויגר) Авраам… ” (а это есть временное жительство). И относительно Ицхака (сказано) : “Проживай на этой земле” [26, 3]; (и также) “а Йааков проживал на земле Хама” [Псалмы 105, 23], “Пожить на этой земле мы пришли” [47, 4]. (Раши)(принадлежащей), и будут порабощать и угнетать их четыреста лет». (Берейшит 15, 13).

Творец управляет своим миром и не может быть обстоятельств, не контролируемых Им и способных породить подобную ситуацию. В конце именно этого изгнания Всевышний протягивает нам руку и демонстрирует свою власть, победоносно выводя евреев из Египта (Шмот 14,8).

Многие доводы были приведены нашими великими учителями, чтобы объяснить это рабство. Согласно Рамбаму (Берейшит 12,1) причиной рабства стал тот факт, что Авраам спустился в Египет из-за голода, царившего в Эрец Исраэль, тогда как должен был доверять Творцу и остаться в Святой Земле. Рав Ицхак Абарбанель утверждает, что такое страшное наказание евреи получили из-за ненависти, которая царила между сыновьями Яакова. Сфорно (Шмот 4,1—3) обвиняет детей Израиля в моральном падении во время их пребывания в Египте.

Из этого комплекса объяснений, выдвинутых нашими учителями, следует, что начиная с этой первой встречи еврейского народа с ненавистью остальных народов, последующее их поведение не безосновательно и вызвано причинами духовного свойства, основанными на особых ошибках.

Трудности Моше

Творец сообщил Моше, что ему предназначена роль освободителя еврейского народа. Это предназначение превратилось в тяжелое испытание для него самого (глава Шмот, конец главы 5, начало 6) и для всего народа.

Старейшины (Шмот 5,21) говорят Моше:

«21. Да воззрит Господь на вас и рассудит (за то), что вы зловонным сделали дух наш для Паро и для его слуг, (а это то же, что) вложить меч в их руку, чтобы убить нас».

Моше взывает к Творцу (там же 22—23):

«22. Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу. А если возразишь: “Что тебе до этого?”, (то ведь) я сетую на то, что Ты послал меня [Танхума]. (Раши), почему Ты послал меня?и вернулся Это слово указывает на особую способность Моше обратиться ко Всевышнему и получить ответ. (Сончино) 23. С тех пор, как я пришел к Паро говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать. Это форма הפעיל, обрушил на них больше зла, умножил зло, обращенное против них. А в Таргуме (находим: ) אבאיש стал хуже поступать. (Раши)с этим народом, а спасти… Ты не спас Свой народ».

Поставлена проблема: насколько человек может понять целесообразность событий, свидетелем которым является? Ответ (там же 6,1) резок:

«Теперь увидишь…. Ты задумывался над Моим правлением (миром). (Ты поступал не так), как Авраам, которому Я сказал: “ибо в Ицхаке наречется тебе потомство” [В начале 21, 12], а затем Я сказал ему: “вознеси его во всесожжение” [там же 22, 2], и он не усомнился во Мне (и в Моих обетованиях). Поэтому “т е п е р ь увидишь” — увидишь то, что произойдет с Паро (т е п е р ь), но не то, что произойдет с царями семи народов, когда Я приведу (сынов Исраэля) в Страну [Санhедрин 111]. (Раши), что сделаю Я с Паро…»

Раши комментирует:

«Ты задумывался над тем, как Я управляю (миром). (Ты поступал не так), как Авраам, которому Я сказал: “Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство” [В начале 21, 12], а затем Я сказал ему: “Вознеси его во всесожжение” [там же 22, 2], и он не усомнился во Мне (и в Моих обетованиях). Поэтому “т е п е р ь увидишь” — увидишь то, что произойдет с Паро (т е п е р ь), но не то, что произойдет с царями семи народов, когда Я приведу (сынов Исраэля) в Страну [Санhедрин 111]. (Другими словами, Моше туда не войдет)».

Творец управляет миром согласно Его воле, согласно намеченной им цели. Человек, по определению, испытывает трудности в понимании всех обстоятельств Его поведения. Здесь под сомнение ставится вопрос веры.

Моше оступается в этом вопросе и получает выговор от Ашема. Из-за этой ошибки он не имел право участвовать в поражении семи царей Ханаана.

По материалам журнала «Контрасс», перевод Ханы Леи Шнайдерман, из журнала «Мир Торы», Москва