Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость

В чем разница между словами «ам» и «гой»?

Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит

Отложить Отложено

Шалом! В чём разница между «ам» и «гой»? С уважением, Николай

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Николай,

Значение слова ам на святом языке — народ. Подобное же значение и у слова гой. (Многие ошибочно считают, что это слово выражает, не дай Б-г, пренебрежительное отношение к неевреям. Однако это, конечно же, не так, как подробно объясняет рав Кушнир в ответе «Кто такие гои». Об этом также говорится в моем ответе «Каково отношение евреев к неевреям?»). Получается, эти слова полностью однозначны?

Однако, как известно, в святом языке нет двух слов с одним и тем же смыслом — у каждого слова свой оттенок, свой уникальное значение. Комментаторы Танаха часто объясняют различие между двумя однозначными, на первый взгляд, словами. Особое внимание обращают на это Виленский Гаон и Мальбим.

Виленский Гаон в комментарии к книге Йешаягу (1, 4) объясняет также различие между этими словами. Он пишет: слово ам обозначает группу людей, при этом не имеет значения, объединены они какой-либо внутренней связью или нет. Слово же гой обозначает группу людей, соблюдающих обычаи и законы, которые объединяют их в народ.

Так Виленский Гаон объясняет слова мудрецов в пасхальной Агаде, основанные на стихе Торы (Дварим 26, 5): «И был там большим, могучим и многочисленным народом»: евреи выполняли заповеди, находясь в Египте. Виленский Гаон обращает наше внимание на то, что в этом стихе, чтобы передать значение «народ», Тора употребляет слово гой, а, как сказано выше, это слово обозначает группу людей, соблюдающих законы, которые их объединяют. Поскольку еврейский народ объединяют заповеди Торы, из этого стиха следует, что евреи, находясь в Египте, соблюдали заповеди Торы.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше