Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85

В чем разница между словами «ам» и «гой»?

Темы: Иврит

Отложить Отложено

Шалом! В чём разница между «ам» и «гой»? С уважением, Николай

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Николай,

Значение слова ам на святом языке — народ. Подобное же значение и у слова гой. (Многие ошибочно считают, что это слово выражает, не дай Б-г, пренебрежительное отношение к неевреям. Однако это, конечно же, не так, как подробно объясняет рав Кушнир в ответе «Кто такие гои». Об этом также говорится в моем ответе «Каково отношение евреев к неевреям?»). Получается, эти слова полностью однозначны?

Однако, как известно, в святом языке нет двух слов с одним и тем же смыслом — у каждого слова свой оттенок, свой уникальное значение. Комментаторы Танаха часто объясняют различие между двумя однозначными, на первый взгляд, словами. Особое внимание обращают на это Виленский Гаон и Мальбим.

Виленский Гаон в комментарии к книге Йешаягу (1, 4) объясняет также различие между этими словами. Он пишет: слово ам обозначает группу людей, при этом не имеет значения, объединены они какой-либо внутренней связью или нет. Слово же гой обозначает группу людей, соблюдающих обычаи и законы, которые объединяют их в народ.

Так Виленский Гаон объясняет слова мудрецов в пасхальной Агаде, основанные на стихе Торы (Дварим 26, 5): «И был там большим, могучим и многочисленным народом»: евреи выполняли заповеди, находясь в Египте. Виленский Гаон обращает наше внимание на то, что в этом стихе, чтобы передать значение «народ», Тора употребляет слово гой, а, как сказано выше, это слово обозначает группу людей, соблюдающих законы, которые их объединяют. Поскольку еврейский народ объединяют заповеди Торы, из этого стиха следует, что евреи, находясь в Египте, соблюдали заповеди Торы.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше