Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Почему пальцы похожи на колышки? Чтобы человек, услышав что-то недостойное, заткнул бы ими уши»Талмуд Ктубот 5
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.

По пути они задержались на севере Междуречья, в земле Харан, где вокруг Аврама собралась большая группа учеников: он обучал мужчин, а Сарай — женщин (Авот дераби Натан; Берешит раба 39:14; Раши, Берешит 12:5). По определению Талмуда, в этом 2000-ом году от Сотворения мира (1760 г. до н.э), когда пятидесятидвухлетний Аврам стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, Творца Вселенной, завершились два тысячелетия «хаоса» и начались два тысячелетия Торы (Авода зара 9а).

В 2003году /1757 г. до н.э./ в возрасте 55 лет Аврам впервые пришел в землю Кнаан (Сефер аяшар; Седер адорот). В 2006году /1754 г. до н.э./, на третий год его пребывания в Кнаане, умер старейший из наставников Аврама — Ноах (Берешит9:29; Сефер аяшар; Седер адорот). После смерти старейшины человечества Аврам стал одним из общепризнанных глав своего поколения. Вокруг него сплотилось множество учеников, и он обучал их на святом языке иврите, на котором говорили первые люди — Адам и Хава, а также Ноах, Шем и Эвер (Седер адорот).

Жители Кнаана называли Аврама «עברי — иври» (еврей) (Берешит 14:13), ведь слово עבר (эвер) означает«противоположный берег реки», а иври — это «человек с того берега», т.е.чужеземец, пришедший в страну Кнаан из Харана, с противоположного берега реки Евфрат (Берешит раба 42:6; Раши, Берешит 14:13). По иной версии, Аврама называли иври — евреем, потому что «весь мир был на одном берегу, а он (и его ученики) — на другом» (Берешит раба 42:6). К тому же, словом иври называли учеников и последователей мудреца Эвера, — а Аврам был величайшим из них (Берешит раба 42:6;Кузари 1:95; Сефорно, Берешит 10:21).

В2008 году /1752 г. до н.э./ Аврам был все же схвачен по приказу царя Нимрода и в течение десяти лет находился в заточении: три года в городе Кута и семь лет в Карду, в горах Армении (Бава батра 91а, Рашбам;Седер адорот). В эти годы произошли важные исторические события, вскоре отразившиеся на судьбе Аврама: в 2013 году /1747 г. до н.э./ разразилась война между Нимродом, правящим в Шинаре (Вавилоне), и Кедарлаомером, царем Элама, который в период строительства вавилонской башни был одним из полководцев Нимрода, а затем отделился от него. И хотя армия Нимрода состояла из семи тысяч человек, а войско Кедарлаомера — всего из пяти, царь Элама одержал убедительную победу, а Нимрод, потерявший в бою своего сына Мирдона и около шестисот воинов, был вынужден признать его верховную власть (Сефер аяшар, Лех).[1]

В2018 году /1742 г. до н.э./, после крушения империи царя Нимрода, семидесятилетний Аврам возвратился в Кнаан. 15 нисана того же года он удостоился своего первого пророчества, в котором Творец обещал даровать ему многочисленное потомство, а спустя четыреста лет передать землю Кнаан во владение его потомству (Берешит 15:1—20; Седер олам раба 1 и 5; Пиркей дераби Элиэзер 28; Тосафот, Брахот 7б). В этом пророческом откровении Творец показал Авраму переход его потомков — евреев — через расступившееся Тростниковое море, дарование Торы у горы Синай и иерусалимский Храм. Но Он показал ему и четыре царства, которым евреи будут подчинены в течение своей истории: Вавилон, Персию, Грецию и Эдом (Рим). Аврам молился перед Творцом, чтобы избавить своих сынов от этих грядущих бед. И тогда Всевышний повелел ему избрать для своих потомков путь искупления их будущих грехов: либо посмертные муки Геинома, либо подчинение четырем царствам в этом мире — и Аврам избрал изгнание и подчинение четырем царствам. А по версии ряда мидрашей, четвертое царство, показанное Авраму, — это власть потомков Ишмаэля, а затем произрастет царство Машиаха (Пиркей дераби Элиэзер 28; Берешит раба 44:21; Шохер тов 52).

После этого пророчества Аврам вновь вернулся в землю Харан, где оставались его отец и родные, и провел там еще пять лет. И опять вокруг него собралась община, включающая более семидесяти учеников (Седер олам раба 1; Сефер аяшар;Авода зара 9а). Одной из основных составляющих его учения было представление о посмертной жизни человеческой души, а также о переселении душ, переходящих из одного земного воплощения в другое. И поэтому об его учениках сказано в Торе: «души, которые они (Аврам и Сарай) сделали в Харане» (Берешит12:5) — т.е. люди, которые благодаря ним обрели веру в бессмертие своей души (Р. Менаше бен Исраэль Нишмат хаим 4:21).

В кабалистической книге Сефер Йецира (Книга Творения) повествуется, что Аврам, не ограничиваясь знаниями, полученными от своих великих наставников, самостоятельно исследовал окружающий мир и свою внутреннюю природу. Поднимаясь со ступени на ступень, он сумел постичь тайну сотворения мира с помощью двадцати двух букв еврейского алфавита, и он мог создавать, а, возможно, и создавал человеческие существа — и на это тоже намекают слова Торы: «души, которые они сделали в Харане». И лишь когда Аврам дошел до предела постижения, возможного с помощью самостоятельного исследования, ему открылся Творец и заключил с ним вечный союз, избрав его в родоначальники еврейского народа (Сефер Йецира 6:7, Раза дейецира; см. также Берешит раба 61:1; Кли якар, Берешит 1:1; Хохма умусар 1, 445).

И вот, в 2023 году /1737 г. до н.э./, когда Авраму было семьдесят пять лет, он вновь удостоился пророческого откровения, в котором Творец повелел ему: «Уходи из своей страны, со своей родины, из дома твоего отца, в землю, которую Я тебе укажу…» (Берешит 12:1). Следуя этому повелению, Аврам навсегда оставил Харан и, взяв с собой Сарай, ее брата Лота и всех своих учеников, возвратился в Кнаан. Возглавляемый им караван прошел от Шхема к югу страны по направлению к горе Мория, где находился жертвенник Адама и Ноаха. Но в стране свирепствовал голод, вызванный тяжелейшей засухой, и Аврам был вынужден повернуть в сторону Египта, где, по доходившим до него сведениям, оставался хлеб (Берешит 12:1—10;Рамбани р. Бехайе, Берешит 12:9—10). И это было четвертым испытанием, в котором устоял Аврам, — ведь он даже мысленно не упрекнул Всевышнего, направившего его в страну Кнаан, где невозможно отыскать пропитание(Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 40:2; Раши, Берешит 12:10).

Египтом в тот период правил Рикъён из земли Шинар, прозванный египтянами Паро (Фараон).Чиновники Паро доставили сохранившую красоту своей юности Сарай к нему во дворец. А Аврам получил многочисленные дары, так как он выдавал себя за ее брата. Такая предосторожность была необходима потому, что среди окружающих народов было принято приводить к царям очень красивых женщин, а их мужей убивать по какому-либо ложному обвинению (Берешит 12:14—16, Рамбан; Берешит раба 45:4; Сефер аяшар). И это было пятым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).

В ту ночь, пятнадцатого нисана 2023 года, Паро не сумел приблизиться к Сарай, поскольку в ответ на ее мольбу о защите ангел Всевышнего поразил его и всех слуг болезнью раатан, которая делает близость невозможной. И тогда Сарай открыла ему, что она жена Аврама, и Паро возвратил ее мужу, а также отдал ей в служанки свою дочь Агарь, рожденную одной из его наложниц (Берешит 12:17—19;Пиркей дераби Элиэзер 26; Берешит раба 41:2, 45:1). В кабалистической книге Зоар объяснено: Всевышний вершит всё, происходящее в мире, заранее зная, что случится в будущем. И Он часто осуществляет некое событие в настоящем, чтобы в будущем повторить его в более совершенной форме.Так и в данном случае: как в ту ночь, пятнадцатого нисана, Всевышний избавил Сарай из плена, поразив египетского царя и его слуг, — так в будущем, пятнадцатого нисана 2448 года, Он избавит потомков Сарай из египетского рабства, поразив Египет десятью казнями (Зоар 1, 82а).

Во время пребывания в Египте Аврам вступил в тесный контакт с египетскими жрецами, которые в совершенстве владели «нижними уровнями мудрости», связанными с магией и колдовством. Аврам «спустился до их глубин и познал их, но не прилепился к ним, а вернулся к своему Владыке» (Зоар 1, 83а). В свою очередь, египетские жрецы переняли от него учение о посмертной жизни и переселении душ из одного тела в другое. А от них много веков спустя эти представления перешли к древним грекам (Нишмат хаим 4:21).



[1]В этот период царя Нимрода стали называть также именем Амрафель (Эрувин53а; Сефер аяшар; Берешит раба 42:4; Раши, Берешит 14:1).Некоторые историки идентифицируют Нимрода-Амрафеля с царем Хаммурапи, который правил обширным вавилонским государством предположительно в 1792—1750 годах до н.э. Археологи обнаружили древние клинописные таблички, на которых имя Хаммурапи читается как «Амураппи» или «Амурафель». И также найдены таблички, повествующие о войнах Хаммурапи с царем Элама, — и в одной из этих войн царь Элама захватил и разрушил столицу вавилонян (Р. Й. Шварц Эмет меэрец тицмах 4, стр.75—76).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше