Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как во время коронавируса молятся на балконе?

Темы: Миньян, Еврейский закон, Молитва, Благословения, Болезни, Здоровье, Коронавирус

Отложить Отложено

У нас в районе синагоги уже почти месяц закрыты, но я слышу, что в соседнем доме люди молятся на балконах, каждый со своего, разве такое тоже возможно? Ка это работает? Спасибо, Изя

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Изя,

Большое спасибо, что обратились к нам. Вот уже около месяца по распоряжению Минздрава и постановлению раввинов из-за коронавируса в Израиле закрыты все синагоги. Абсолютное большинство религиозных евреев скрупулёзно выполняют все рекомендации врачей, ведь самая большая ценность в иудаизме — это человеческая жизнь, спасение и сохранение которой «отодвигает» другие заповеди.

К сожалению, тут и там есть небольшие группы людей, которые грубо нарушают постановление раввинов. Но их, скорее, можно отнести к категории «анархистов», для которых не существует авторитетов и которые никого не готовы слушать: ни врачей, ни раввинов. Впрочем, такие группы есть и среди нерелигиозных людей, которые пренебрегают рекомендациями врачей и в массовом порядке собираются, например, на шашлыки и т.п. Просто предвзятые СМИ, как всегда, замечают проблемы только у религиозных.

Поэтому по Вашей просьбе мы наглядно рассказываем и показываем, как проводится молитва в Рамоте, одном из самых крупных религиозных районов Иерусалима.

На первом этапе была разрешено молиться на открытой местности небольшими группами: так, чтобы молящиеся держались на расстоянии двух метров друг от друга. Это происходило приблизительно так:

Балконный миньян, фото 1

Далее двор дома был усовершенствован. Местный народный умелец р. Александр Саликов своими золотыми руками соорудил биму (возвышение для чтения Торы) и даже снабдил ее специальным покрытием, которое защищало свиток Торы от дождя и солнца:

Балконный миньян, фото 2

Балконный миньян, фото 3

Потом запретили молиться даже во дворе дома. Проблема заключается в том, что вирус передается воздушно-капельным путем, поэтому, когда люди длительное время находятся рядом, молятся и общаются, дотрагиваются до общих вещей, это может привести к передаче вируса. И хотя молиться в миньяне — очень важная заповедь, даже ею пришлось пожертвовать из опасения, что кто-то может заразиться или заразить других. Поэтому большинство людей были вынуждены начать молиться дома без миньяна.

Тем не менее, в ряде домов нашли возможность продолжать молиться в миньяне, при этом строго соблюдая все постановления раввинов и рекомендации врачей. Это так называемый «балконный миньян».

Как же это работает? Изначально для общественной молитвы в миньяне необходимо, чтобы все десять евреев находились в одном помещении. Если же, например, пять находятся в одной комнате, а другие пять в другой, то они не «соединяются» — не считаются миньяном. Но когда уже есть 10 человек в одной комнате, то к ним могут присоединиться и другие, те, кто находится в других комнатах.

Однако Мишна Брура (Орах Хаим 55:57) пишет, что в стесненных обстоятельствах можно полагаться на мнение тех галахических авторитетов, которые считают: даже люди, находящиеся в разных помещениях, могут представлять собой миньян при условии, что они видят друг друга. На этом постановлении и основывается создание так называемых «балконных миньянов». Поскольку нет возможности молиться в миньяне в одном помещении, каждый выходит на свой балкон — и таким образом создается миньян.

Однако даже в этом случае изначально необходимым условием является, чтобы хотя бы 10 молящихся видели друг друга. Если это условие соблюдено, к ним «присоединяются» и другие молящиеся, которые, может быть, не видят всех десятерых, но видят хотя бы часть их них.

Следует также отметить: когда на одном балконе находится несколько человек, например, семья, где есть несколько взрослых мужчин, то, если кто-то видит хотя бы одного человека с этого балкона, считается, что он видит всех молящихся на этом балконе.

Допустим, в нашем дворе есть семья, где сейчас вместе живут отец, три сына и еще муж дочери, которая родила за две недели до Песаха и по традиции на первых порах после родов живет с мужем и ребенком у родителей. Получается, что на этом балконе уже находится 5 молящихся (все они члены одной семьи, поэтому могут находиться рядом друг с другом):

Балконный миньян, фото 4

Но, поскольку их балкон находится по другую сторону дома и остальные молящиеся видят только его край, для «присоединения» этой семьи к миньяну необходимо, чтобы один из молящихся стоял в самом углу балкона, который виден другим людям, и тогда все 5 членов этой семьи «присоединяются» к миньяну:

Балконный миньян, фото 5

Именно поэтому, когда они читают свиток Торы, они ставят его на самый край балкона, чтобы читающий Тору был виден другим молящимся.

Балконный миньян, фото 6

Как мы помним, молящиеся «присоединяются» к миньяну, только если все десять видят друг друга. Подчеркнем: по цепочке они не присоединяются. Т.е., допустим, на одном балконе есть группа «А» из трех человек, и они видят группу «Б» из четырех человек. А есть еще группа «В» из трех человек, которая также видит группу «Б», но не видит группу «А». В таком случае они не создают миньяна, т. к. «А» не видят «В». Но, как было сказано выше, если один человек из группы «А», один человек из группы «Б» и один человека из группы «В» видят друг друга, то все эти группы образуют миньян.

Когда таким образом складывается миньян, к нему «присоединяются» все те, кто видит хотя бы одну группу. В таком случае молитва проходит как обычно в синагоге — с чтением Торы:

Балконный миньян, фото 7

и даже благословением коэнов:

Балконный миньян, фото 8

Причем могут «присоединяться» люди как из одного дома:

Балконный миньян, фото 9

Балконный миньян, фото 10

так и из соседних домов:

Балконный миньян, фото 11

Главное — чтобы между домами не проходила дорога или тропинка, разделяющая эти дома, как, например, эта. В таком случае дома по обе стороны дороги не «соединяются» в миньян, даже если люди видят друг друга:

Балконный миньян, фото 12

А вот если это просто дорога или тропинка, которая ведет в дом, но не проходит между домами, она не разделяет дома, и молящиеся по обе стороны дороги «соединяются» в миньян, как, например, здесь:

Балконный миньян, фото 13

Хотя есть галахические авторитеты, которые считают, что дорога разделяет только тех молящихся, которые находятся на земле — не выше, чем 10 локтей (приблизительно 1 метр). Если же молящиеся на балконе, т. е. выше, чем 10 локтей от земли, то дорога не разделяет их.

Что касается чтения Торы, то, понятно, что, когда свиток находится в одной из квартир из-за соображений безопасности нельзя пригашать туда других людей. Поэтому в такой ситуации, разрешено, чтобы один человек подымался к Торе семь раз (в Шаббат или три раза в будний день), каждый раз говоря благословение до и после чтения.

Другой вариант: по обычаю ашкеназим, разрешено вызывать к Торе даже человека с другого балкона. Он поворачивается в направлении Торы и произносит благословения. Это разрешение основывается на том, что у ашкеназим позволено вызывать слепого к Торе. Т. е., даже если человек не видит и не может прочитать то, что написано в Торе, он, всё же, выполняет заповедь, слушая чтение Торы. Вот — как, например, здесь: один из молящихся произносит благословения:

Балконный миньян, фото 14

а свиток Торы находится на балконе под ним:

Балконный миньян, фото 15

Кстати, обратите внимание: читающий Тору — в перчатках. Во-первых, поскольку в данном случае — это сефардский свиток Торы и, чтобы его перематывать, приходится дотрагиваться до клафа (пергамента, на которой написана Тора). А это нельзя делать голыми руками. Но самое главное — поскольку один свиток читают в нескольких местах и до него могут дотрагиваться другие люди, то бааль коре (читающий Тору) надел перчатки, чтобы избежать переноса вируса, который, как известно, живет также на поверхностях. На самом деле, когда еще было разрешено молиться во дворе, у нас в миньяне постановили, что ни тот, кого вызывают к Торе, ни другие молящиеся вообще не дотрагиваются до свитка Торы и, тем более, не целуют его, т.к. это также может привести к переносу вируса.

Кстати, есть еще один вариант «присоединения» к миньяну: когда девять молящихся видят хазана (ведущего молитву) и он видит их, даже если девять молящихся не видят друг друга, а видят только хазана, он «присоединяет» их, поскольку благодаря нему они выполняют заповедь общественной молитвы. Подобный вариант упоминается в Шулхан Арухе (Орах Хаим 195:1-2).

Понятно, что молитва на балконах имеет свои недостатки, особенно, когда вмешивается нежданный апрельский дождь:

Балконный миньян, фото 16

Балконный миньян, фото 17

Балконный миньян, фото 18

Но у нее есть и свои достоинства, например, завораживающий иерусалимский вид, который открывается перед молящимися:

Балконный миньян, фото 19

Балконный миньян, фото 20

Но больше всего такому «развлечению» рады мальчишки-ешиботники. Они больше всего страдают от вынужденного сидения в четырех стенах. Именно они чаще всего вызываются вести молитву: ведь не каждый готов молиться так громко, чтобы было слышно в соседних домах. А тут их звонкие голоса приходятся как нельзя кстати, и получается использование «ядерной энергии в мирных целях»:

Балконный миньян, фото 21

Балконный миньян, фото 22

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше