Начну опять с грузинского анекдота.
Среди грузинских народностей имеются две этнические группы: мегрелы, которых народная мудрость упрекает в хитрости, и добродушные, храбрые жители гор — сваны.
Сидит мегрел, держит в руках заряженный пистолет и рыдает. Всё у него не сложилось в жизни. Жена ушла. Дети свалились с обрыва. Друзья обманули. За ним гонятся милиция и мафия. Его всё равно убьют, не одни, так другие. На последние деньги он купил пистолет. Написал прощальное письмо, в котором перечислил на 30 страницах всех, кого следует винить в его смерти.
И вот осталось одно нажатие курка и все счёты с жизнью будут сведены. А он… мне даже стыдно писать… сидит и плачет, как баба. Мимо него пролетает на быстром скакуне сван. Он поет веселую песню, потому что едет на собственную свадьбу. Неожиданно замечает плачущего мужчину с пистолетом в руках, останавливает скакуна и обращается к нему:
— Брат, что случилось? Почему ты плачешь? В пистолете кончились пули, а твой враг сбежал? Возьми мой или хочешь, я поеду с тобой? Мы его догоним.
— Единственный враг себе я сам.
— Не понял, брат?
— Я вынужден застрелиться, но не могу.
— Почему?
— Боюсь.
— Чего?
— Смерти.
— Зачем? Ты кому-то должен деньги? Не волнуйся, я верну твой долг.
— Нет, просто страшно.
— Подумаешь, тоже мне дело! Прямо как маленький. Дай сюда пистолет, я тебе покажу, как это делается. Выхватывает пистолет и стреляет в себя… Бах!!!
Теперь о серьезном. У Руставели есть фраза: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Интересно, что имел в виду гениальный поэт, неужели его слова просто комментарий к нашему анекдоту?
Вернемся к теме. Никто не спорит, что испытаний у праотца евреев Аврама было 10. Рамбан считает, что испытания Аврама начались с приказа Всевышнего: «иди своей дорогой». Другой комментатор говорит, что было 2 испытания до этого. Первое: Аврам распространял знание о Всевышнем, из-за чего 10 лет скрывался от царя Нимрода. А 2-е — царь его ловит и пытается подчинить себе, т.е. заставить Аврама публично поклониться идолу огня.
В Советском союзе людей в добровольно-принудительном порядке заставляли вступать в пионеры, комсомол, партию и т.д. Аврам предпочитает, чтобы его сожгли, но ни в коем случае не идет на поводу у царя. Почему? Неужели Аврам был сваном и собственная жизнь не имела в его глазах никакой ценности?
Вспоминаю историю, когда во время войны сын Сталина Яков попал в плен. Немцы предложили обменять его на фельдмаршала Паулюса. Знаменитый ответ Сталина гласил: «солдата на маршала не меняют».
Он был убийца, и в его глазах человеческая жизнь ничего не стоила. Даже жизнь родного сына.
Праведник, в первую очередь, благодарный человек и умеет ценить подарки. Самым главным подарком является жизнь. Потому что «не мертвый воспоет Твоих деяний славу. Нет радости в аду и преисподней слов». В то же самое время, если человеку не за что умирать, зачем ему жить?
Однажды у дочери мудреца Раби Ханины бен Доса не хватило денег на покупку масла для субботних свечей. И она купила уксус. Отец объявил: «Тот, кто сказал маслу — “гори”, может сказать “гори” и уксусу». И что же, уксус горел лучше всякого масла!
Мой учитель любит повторять эту историю, и каждый раз с сарказмом просит: «давайте все вместе дружно закричим “уксус, гори!” — и добавляет: “Вызовут скорую помощь”. Почему? Мы же верим, что Всевышний может зажечь уксус. Мы верим, а Раби Ханина жил в этой реальности. На человека, живущего в реальности Всевышнего, не действуют законы физики, химии и так далее, созданные Всевышним».
Что было дальше? Гигантская печь, в которую по приказу царя бросили Аврама, пылала языками огня, который сжег веревки, опутавшие руки и ноги праведника. И Аврам разгуливал по печи как по летнем саду. Потому, что тогда Всевышний приказал огню прекратить гореть.
Нимрод, осознав силу, которая превосходит его, отпустил Аврама. Через некоторое время Аврам разбогател, а Нимрод превратился в нищего. Он пришел просить кусок хлеба. Аврам, зная, что все добро он получил от Всевышнено, потребовал, чтобы Нимрод сказал слова благодарности Всевышнему. Тот отказался и навеки остался рабом Аврама.
Принципиальные были тогда правители! Предпочитали «бесславных дней позор», только чтобы не сказать одно «спасибо». Не то что нынешние ласковые телята, которые с удовольствием сосут у двух маток, а глазами ищут третью.
Но был на этом испытании и брат Аврама, Арам. Он внимательно следил за происходящим и для себя решил: если Аврам выйдет живым из печи, значит, Б-г сильнее Нимрода и он пойдет в печь, если нет — то поклонится идолу, потому что Нимрод сильнее. В общем, присоединится к победителю. Но нельзя одновременно служить двум господам, и Арам смело сгорел. Прав Руставели: правильнее и даже безопаснее идти на смерть со славой, освящая Имя Всевышнего, чем бесславных дней позор поклонения идолу. Ибо любые идолы рано или поздно убивают своих поклонников.
Валерий Каджая
О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.
Азриэль Казаков
Как делать людям замечания, если уж делать?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.
Толдот Йешурун
«Только Всевышнему известно, зачем Он посылает нам такие испытания...»
Рав Пинхас Перлов
Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Ита Минкина
Литературная страница
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Из воспоминаний русского чиновника
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из ближайших учеников р. Хаима Воложинера. Уже в годы юности по поручению р. Хаима давал уроки в ешиве.