Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Микец

Содержание раздела

Пока Йосеф томится в тюрьме по ложному обвинению, Фараону снится вещий сон. Толкования советников и придворных колдунов его не устраивают. Тогда главный виночерпий вспоминает о Йосефе, хорошо объяснившем его сон в тюремной камере. Йосефа доставляют во дворец, и он толкует сны Фараона о семи тучных и тощих коровах и колосьях: скоро Египту предстоят семь лет изобилия, за которыми последует семилетка голода. Поэтому, — говорит бывший узник, — необходимо заготовить побольше зерна. Фараон поручает эту задачу самому Йосефу — назначает его главным управляющим империи, дает ему египетское имя Цафнат Панеах и женит на Оснат, дочери Потифара. Египет становится мировой житницей. Тогда же у Йосефа рождаются два сына Менаше и Эфраим.

После семи благополучных лет во всем регионе начинаются засуха и голод. Яаков посылает сыновей в Египет за провизией. Братья предстают перед Йосефом и, не узнав его, кланяются могущественному правителю — так исполняются юношеские сны Йосефа о кланяющихся снопах и звездах. Йосеф сурово встречает гостей из Кнаана, обвиняет их в шпионаже. Затем продает им зерно и, оставив в заложниках Шимона, требует, чтобы они вернулись домой и привели с собой младшего брата Биньямина, — лишь тогда он убедится в их благонадежности. По указанию Йосефа слуги тайно подкладывают заплаченные за провизию деньги в дорожные сумки братьев. Обнаружив свои деньги на обратном пути, те мучаются неведением и предчувствием беды.

Дома они рассказывают обо всем отцу. Вначале Яаков не желает отпускать Биньямина, но голод усиливается, и он уступает. Перед уходом в Египет Йеуда берет на себя личную ответственность за младшего брата. Йосеф принимает их с почетом, как дорогих гостей. Увидев Биньямина, он выбегает в соседнюю комнату и плачет. Перед расставанием Йосеф снова поручает слугам подложить в мешки братьев уплаченные за провизию деньги, а в мешок Биньямина — свой кубок. На обратном пути посланный вдогонку слуга находит кубок в вещах Биньямина. Йосеф обвиняет младшего брата в краже и в наказание объявляет его своим рабом. Йеуда предлагает себя вместо Биньямина, но Йосеф отказывается от замены.

Настоящая тшува

 

История похожа на гигантский пруд. Каждое действие, каждое событие подобно брошенному в него камню, от которого круги расходятся по всей водной глади. Волнение поверхности зависит от размера камня и от той силы, с которой он был брошен. Так и с нашими поступками; их последствия определяются духовной силой человека и характером тех действий, которые он совершает. Праотцы еврейского народа были духовными гигантами, поэтому их действия мы ощущаем до сих пор. Именно такой судьбоносной для нашей истории была встреча Йосефа с братьями.

Почему Йосеф так жестоко обращается со своими братьями, которые не узнали его? Его действия трудно даже назвать издевательством — он подвергает их тяжелейшей моральной пытке.

Это, конечно, не мстительность и не злорадство. Когда братья продали Йосефа в рабство, в единстве еврейского народа образовалась зияющая брешь. Ее нельзя было заделать одним великодушным прощением, ибо подлинное прощение невозможно без любви. Йосеф знал, что он не сможет до конца простить братьев, пока не увидит, что они искренне раскаиваются в расправе над ним, что они все-таки любят его. Кроме того, он знал, что сами братья не поверят в его прощение, пока он сам не убедит их в своей любви к ним.

Вот почему Йосеф напряженно ждал того момента, когда Йеуда скажет — не одними устами, а всем сердцем: «Что сказать господину моему, что говорить нам и чем оправдываться? Б-г нашел вину за рабами твоими» (44:16). Услышав эти слова, Йосеф понял, что братья действительно раскаиваются, что они по-прежнему любят его и что они поняли истинную причину своих страданий. Лишь теперь, доведя братьев до полного отчаяния, смирения, когда они уже видели себя его рабами, Йосеф смог, наконец, раскрыться перед ними и показать всю бездонную меру своего собственного страдания, прощения и любви к ним.

Нет, это не мелодрама. Йосеф учил все последующие поколения евреев, нас с вами, что наша сила и наше благополучие — в нашем единстве и что нет единства без взаимной любви.

Да, мы очень разные люди; двенадцать сыновей Яакова, основатели колен Израиля, тоже были очень разными. Недаром говорят: на двух евреев — три мнения. Но мы все — дети Единого Б-га, и нет большей печали для Отца, когда его дети ссорятся.

Все от Б-га, и мудрость в том числе

 

«И было утром: встрепенулась душа его (Фараона), и он послал позвать всех волхвов и мудрецов египетских, и рассказал им Фараон свой сон, и не истолковали его Фараону» (41:8).

Толкователей снов в Египте хватало, поясняет Раши, но «не для Фараона»; иными словами, их объяснения и версии (например, что у него родятся семь дочерей, и все они умрут) были неубедительными.

Странно, однако. Ведь Египет был кузницей чародейских кадров. В книге Шмот мы узнаем, например, что они, подобно Моше, превращали свои посохи в змеев и даже копировали, хотя и в гораздо меньших масштабах, первые несколько казней, которыми Б-г поразил их страну. А тут разгадать простой сон не сумели, хотя им не требовалось большого воображения, чтобы понять: коровы, как символ пахоты в Древнем Египте, и колосья указывают на хорошие и плохие урожаи в ближайшие годы. При чем же здесь дочери?

Причину этой непонятной слепоты мы находим в словах Йосефа, с которых он начал толкование Фараоновых снов: «Не я, — Всевышний ответит во благо Фараона». Потом он еще несколько раз ссылался на Б-га, смиренно преуменьшая свою роль в разборе сновидений, хотя понимал, что Фараон мог разочароваться в нем и отправить его обратно в тюрьму.

Мудрость — это Б-жественный дар, и по-настоящему мудрые люди должны неустанно благодарить за него Творца. Сей дар отнюдь не гарантирован; Б-г оставляет за Собой право отнять его в любой момент — иногда надолго, иногда всего на несколько коротких, но очень важных минут, «затмить» разум.

Всевышний блокировал мудрость всех мудрецов Египта, оглупил их на время — лишь с одной целью: помочь возвышению Йосефа. Неслучайно пророк Йешаяу говорил: «Г-сподь… поворачивает мудрецов вспять и знание их делает глупостью» (44:25).

 

Публикуется с разрешения издательства « Швут Ами »

 


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше