Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.

И НЕ МОГ БОЛЬШЕ ЙОСЕФ СДЕРЖИВАТЬСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ, КТО СТОЯЛ ПЕРЕД НИМ, И ВОСКЛИКНУЛ: ПУСТЬ ВСЕ ВЫЙДУТ ОТ МЕНЯ. И НИКТО НЕ СТОЯЛ С НИМ, КОГДА ЙОСЕФ ДАЛ СЕБЯ УЗНАТЬ БРАТЬЯМ (Берешит, 45:1)

Удивительно самообладание Йосефа. Его переполняли чувства, он больше не мог скрываться от братьев. И все же не дал эмоциям затмить разум, не сказал ничего, пока не вышли все египтяне, чтобы братьям не было стыдно в присутствии посторонних[1].

Открыв себя братьям, он добавил:

А ТЕПЕРЬ НЕ ТОСКУЙТЕ И НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, ЧТО МЕНЯ ПРОДАЛИ, ИБО ЭТО БОГ МЕНЯ ПОСЛАЛ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ВАМ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ (Берешит, 45:5)

Р. Йерухам Левовиц комментирует: в такой ситуации именно братья должны были успокаивать Йосефа и просить у него прощения. А мы видим, что он просит их не горевать и не расстраиваться.

Мы должны сознавать: Шулхан арух определяет закон для тех, кто делает зло. Но и для тех, кому сделали зло. К сожалению, очень часто обиженный считает себя вправе воздать обидчику «по заслугам» и отомстить «злодею» (даже если тот причинил зло по ошибке), потому что поступает «справедливо». Но Йосеф опередил братьев и сам их стал успокаивать (Даат Тора).

Однажды нищий перепутал с кем-то р. Зунделя Салантера и стал его ругать и проклинать. Р. Зундель молчал. Прохожие, знавшие рава, возмутились и хотели схватить нищего, но р. Зундель сказал, чтобы не трогали его и дали ему излить гнев. Вечером рав пришел к нищему домой и попросил прощения за то, что расстроил его (аЦадик рав Зундель).

ТАК НЕ ВЫ, А БОГ МЕНЯ СЮДА ПОСЛАЛ — ОН ПОСТАВИЛ МЕНЯ НАМЕСТНИКОМ [отцом] ФАРАОНА, ГЛАВОЙ ЕГО ДОМА И ПРАВИТЕЛЕМ НАД ЕГИПТОМ (Берешит, 45:8)

Конечно, Творец дал свободу выбора человеку, поэтому он может сделать другому что-то плохое, а тот вправе противостоять. Но потом надо быть готовым простить. То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести, он действительно так думал, выражал искренние чувства и простил их. Разве станет человек сердиться на камень, который в него бросили? Так видит жизнь Тора[2].

И ОТПРАВИЛ [Йосеф] СВОИХ БРАТЬЕВ [к ним домой в Кнаан], И КОГДА ПОШЛИ, СКАЗАЛ: ИДИТЕ С МИРОМ (Берешит, 45:24).

Раши объясняет: Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути. Один станет говорить другому: «Это ты во всем виноват, из-за тебя Йосефа продали в Египет; ты говорил о нем лашон гара, поэтому мы его возненавидели». Поэтому он изо всех сил старался предотвратить ссору братьев, которая могла произойти не только в его присутствии, но и потом (Даат Тора).


[1] Р. Йегуда Лейб Хасман в Ор огель.

[2] Р. Йерухам Левовиц.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше