Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В своих повседневных трудах помни следующее: не делай ничего, что запрещено, а то, что разрешено, не делай с чрезмерной поспешностью»Раби Исраэль Рижинер
Руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; умер в 4085 /325/ г.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

 

 

Учился у р. Уны (см.), главы ешивы в Суре, у р. Нахмана бар Яакова (см.), главы мудрецов Неардеи; однако ближайшим его учителем был р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы в Пумбедите (Седер адорот).

 

 

Отличался выдающейся эрудицией: мудрецы называли его «Синай», поскольку «все законы Торы были столь же упорядочены в его сознании, как при даровании Торы с горы Синай» (Орайот 14а, Раши). Вместе с тем он был знатоком сокровенной мудрости, изучавшим Маасе амеркава – тайны управления Вселенной (Мегила 13а).

 

 

Р. Йосеф также прославился образцовым выполнением заповеди почитания родителей. Рассказывается, что, «лишь заслышав приближающиеся шаги своей матери, он вставал на ноги, говоря: «Поднимемся навстречу Шехине  (Б-жественному Присутствию)!» (Кидушин 31б).

 

 

В 4060 /300/ году, после смерти р. Йеуды бар Йехезкеля, мудрецы решили, что заменить его во главе ешивы Пумбедиты должен именно р. Йосеф. Однако вавилонские астрологи – халдеи – предсказали р. Йосефу: он умрет через два года после того, как возглавит ешиву, – и р. Йосеф отказался от почетного назначения в пользу Рабы (см.), своего друга и оппонента в ученых спорах, который был значительно младше его. И лишь в 4082 /322/ году, когда сорокалетний Раба скоропостижно скончался, скрываясь от персидских властей, р. Йосеф все же возглавил ешиву (Брахот 64а).

 

 

Преодолев шестидесятилетний рубеж, р. Йосеф устроил для знатоков Торы пир, утверждая, что «избежал наказания карет» – поскольку, по его мнению, именно смерть, наступившая до шестидесятилетнего возраста, свидетельствует об этой каре Небес (Моэд катан 28а).

 

 

К старости р. Йосеф ослеп (Седер адорот), а под конец жизни потерял также и память – однако он сумел в значительной степени восстановить свои познания, благодаря самоотверженной помощи своего ближайшего ученика Абае (см.), ставшего впоследствии главою четвертого поколения мудрецов (Недарим 41а).

 

 

Р. Йосеф умер в 4085 /325/ году, через два с половиной года после того, как он стал руководителем ешивы Пумбедиты (Брахот 64а; Раавад, Седер акабала).

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

 

 


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?