Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Шрира и рав Ай - последние гаоны

Рав Шрира Гаон

После смерти рава Саадии Гаона ешива в Суре снова пришла в упадок. На протяжении нескольких десятилетий она даже была закрыта. Пост рош агола также стал менее значимым, что, по-видимому, было связано с политической обстановкой того времени. Багдадский халиф удерживал свое влияние только на территории Ирака (Вавилонии). Страны-вассалы полностью освободились от власти Багдада, в результате чего ослабли связи евреев, живших там, с вавилонской общиной. Руководители общин в Египте и Эрец Исраэль являлись представителями еврейского народа в глазах местных правителей, однако, благодаря гаону из Пумбедиты — раву Шрире и его сыну раву Айю, духовный центр еврейства на протяжении еще целого столетия находился в Вавилонии.

Раву Шрире было уже за шестьдесят, когда он стал руководителем пумбедитской ешивы. К тому времени ее слава несколько померкла, но рав Шрира энергично приступил к исполнению своих обязанностей. В ешиву вновь съехались видные мудрецы, снова, как и прежде, общины многих стран посылали в Пумбедиту возникавшие у них алахические вопросы. Так, например, община Кайруана (нынешний Тунис) просила разъяснить традицию передачи Торы из поколения в поколение. Дело в том, что в этой общине было сильно влияние караимов, утверждавших, что традиция прервалась в эпоху пророков, а танаи, амораи и гаоны придумали ее заново. Ответом послужило знаменитое послание рава Шриры, где он объяснил, каким образом зародились Мишна и Талмуд и как они связаны с традицией Мужей Великого Собрания, т. е. с концом эпохи пророков. В послании приводился четкий порядок передачи традиций от пророков Мужам Великого Собрания, от них — танаям, амораям, савораям и гаонам.

Рав Шрира руководил ешивой Пумбедиты более тридцати лет. Приблизившись к своему столетнему юбилею, он передал свой пост сыну — раву Айю, который являлся в то время главой еврейского суда.

Рав Ай Гаон

Рав Ай Гаон занял пост, который, благодари усилиям его отца, пользовался уважением и авторитетом в еврейской общине. С большим почетом прошла церемония его назначения на пост гаона. Рав Ай оказывал сильное влияние на многих евреев своего поколения. Современники говорили о нем: «Он способствовал распространению Торы больше, чем кто-либо из гаонов, и воодушевленные его сиянием мудрецы распространили Тору по всему миру». Рав Ай дал ответы на сотни алахических вопросов, заданных различными общинами. Его решения принимались как окончательные всеми евреями мира: в Вавилонии и Персии, в Испании и Франции.

Еще в эпоху рава Шриры вновь открылась ешива в Суре, одним из ее руководителей стал рав Шмуэль бен Хафни, тесть рава Айя. Рав Ай руководил ешивой Пумбедиты на протяжении почти сорока лет. Он умер в 4798 (1038) году, немного не дожив до своего столетнего юбилея.

После смерти рава Айя Гаона ешивой Пумбедиты на протяжении двух лет руководил рав Хизкия. Его враги донесли на него властям, и те посадили рава Хизкию в тюрьму. После долгих лет заключения рав Хизкия вновь возглавил ешиву. Однако к тому времени Вавилония уже потеряла свое значение еврейского духовного центра.

Со смертью рава Айя Гаона центр изучения Торы переместился из Вавилонии в Европу.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.