Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Рав Шрира и рав Ай - последние гаоны

Рав Шрира Гаон

После смерти рава Саадии Гаона ешива в Суре снова пришла в упадок. На протяжении нескольких десятилетий она даже была закрыта. Пост рош агола также стал менее значимым, что, по-видимому, было связано с политической обстановкой того времени. Багдадский халиф удерживал свое влияние только на территории Ирака (Вавилонии). Страны-вассалы полностью освободились от власти Багдада, в результате чего ослабли связи евреев, живших там, с вавилонской общиной. Руководители общин в Египте и Эрец Исраэль являлись представителями еврейского народа в глазах местных правителей, однако, благодаря гаону из Пумбедиты — раву Шрире и его сыну раву Айю, духовный центр еврейства на протяжении еще целого столетия находился в Вавилонии.

Раву Шрире было уже за шестьдесят, когда он стал руководителем пумбедитской ешивы. К тому времени ее слава несколько померкла, но рав Шрира энергично приступил к исполнению своих обязанностей. В ешиву вновь съехались видные мудрецы, снова, как и прежде, общины многих стран посылали в Пумбедиту возникавшие у них алахические вопросы. Так, например, община Кайруана (нынешний Тунис) просила разъяснить традицию передачи Торы из поколения в поколение. Дело в том, что в этой общине было сильно влияние караимов, утверждавших, что традиция прервалась в эпоху пророков, а танаи, амораи и гаоны придумали ее заново. Ответом послужило знаменитое послание рава Шриры, где он объяснил, каким образом зародились Мишна и Талмуд и как они связаны с традицией Мужей Великого Собрания, т. е. с концом эпохи пророков. В послании приводился четкий порядок передачи традиций от пророков Мужам Великого Собрания, от них — танаям, амораям, савораям и гаонам.

Рав Шрира руководил ешивой Пумбедиты более тридцати лет. Приблизившись к своему столетнему юбилею, он передал свой пост сыну — раву Айю, который являлся в то время главой еврейского суда.

Рав Ай Гаон

Рав Ай Гаон занял пост, который, благодари усилиям его отца, пользовался уважением и авторитетом в еврейской общине. С большим почетом прошла церемония его назначения на пост гаона. Рав Ай оказывал сильное влияние на многих евреев своего поколения. Современники говорили о нем: «Он способствовал распространению Торы больше, чем кто-либо из гаонов, и воодушевленные его сиянием мудрецы распространили Тору по всему миру». Рав Ай дал ответы на сотни алахических вопросов, заданных различными общинами. Его решения принимались как окончательные всеми евреями мира: в Вавилонии и Персии, в Испании и Франции.

Еще в эпоху рава Шриры вновь открылась ешива в Суре, одним из ее руководителей стал рав Шмуэль бен Хафни, тесть рава Айя. Рав Ай руководил ешивой Пумбедиты на протяжении почти сорока лет. Он умер в 4798 (1038) году, немного не дожив до своего столетнего юбилея.

После смерти рава Айя Гаона ешивой Пумбедиты на протяжении двух лет руководил рав Хизкия. Его враги донесли на него властям, и те посадили рава Хизкию в тюрьму. После долгих лет заключения рав Хизкия вновь возглавил ешиву. Однако к тому времени Вавилония уже потеряла свое значение еврейского духовного центра.

Со смертью рава Айя Гаона центр изучения Торы переместился из Вавилонии в Европу.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.