Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав возвратился в Вавилонию; с его приходом началась новая эпоха в жизни общин изгнания

Рав — полное имя раби Аба бар Ибо (в другом прочтении бар Аву), (3935-4007 /175-247/ гг.) — глава евреев Вавилонии; основатель ешивы в Суре, ставшей новым центром изучения Торы.

Современники называли его почетным титулом «Рав», поскольку он был Равом (наставником) всех евреев изгнания (слово «рав» — арамейский аналог еврейского слова «раби»).

Рав происходил из рода Шимы, брата царя Давида; его отец, раби Ибо, был родным братом р. Хии.

Родился в Вавилонии, изучал Тору у р. Хии, а затем вместе с ним переехал в Землю Израиля. Впоследствии р. Хия ввел своего ученика в ешиву р. Йеуды Анаси, главы Санхедрина (Седер адорот).

Раби Йоханан, великий составитель Иерусалимского Талмуда, вспоминал, что, когда он вместе с Равом учился в ешиве р. Йеуды Анаси, Рав «во всем превосходил остальных» — и в познании Торы, и в благочестии (Хулин 54а; Раши). По свидетельству р. Йоханана, алахические дискуссии между р. Йеудой Анаси и сидевшим прямо перед ним Равом проходили на таком высоком уровне, что многие ученики, и среди них сам р. Йоханан, не могли даже проследить за ходом их рассуждений — «казалось, что огненные метеоры пролетают от Рава к Раби и от Раби к Раву» (там же 137б).

Рав принимал участие в заседаниях Санхедрина, возглавляемого р. Йеудой Анаси, и его мнение учитывалось при подсчете голосов (Гитин 59а).

Как и его учитель р. Хия, Рав стал связующим звеном между двумя эпохами — он на равных дискутировал со своими старшими современниками, мудрецами Мишны, в то время, как другие ученые его поколения уже не позволяли себе оспаривать мнения Мишны, но только всесторонне обсуждали их и старались верно истолковать (Эрувин 50б, Хулин 122б и др.).

В 3979 (219) г., еще при жизни р. Йеуды Анаси, Рав возвратился в Вавилонию; с его приходом началась новая эпоха в жизни общин изгнания. Организованная им по образцу знаменитых ешив Израиля ешива в г. Суре привлекала тысячи учеников со всей Вавилонии (Ктубот 106а; Седер адорот). Ближайшими учениками Рава стали рав Уна, рав Йеуда, р. Нахман и другие лидеры следующего поколения мудрецов Вавилонии.

На протяжении восьми веков ешива, основанная Равом на берегу Сурского озера, оставалась одним из важнейших духовных центров всего еврейского мира (Седер адорот).

Когда в 4007 (247) году Рав ушел из жизни, евреи Вавилонии соблюдали законы траура по нему в течение 12 месяцев (Шабат 110а).

Кабалисты указывают, что новым воплощением души Рава через много поколений стал великий комментатор Торы Раши (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»