Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Милосердием и правдою очищается грех»Мишлей 16:6

Преследования евреев

Всего лишь через двадцать лет после смерти рава Аши — великого редактора Талмуда — в Вавилонии начались преследования евреев. Царь Ездегер пытался навязать евреям религию новоперсов. После его смерти преследования прекратились, но вскоре царь Пируз возобновил гонения. Он казнил рэйш галута и многих мудрецов, разрушил синагоги и собрал еврейских детей для обращения в веру язычников. Со смертью Пируза в Персии произошел переворот, еще более усугубивший страдания евреев. Ешивы были закрыты, и лишь нескольким мудрецам удавалось продолжать занятия Торой.

Правление Мара Зутры

Во времена волнений в Персии рэйш галута Map Зутра восстал против наместника властей. Семь лет Map Зутра самостоятельно правил в городе Махоза и его окрестностях. Однако персидским властям удалось сломить сопротивление евреев, они пленили Мара Зутру и казнили его. Репрессии распространились и на Пумбедиту. Мудрецы, жившие там, были вынуждены оставить город и переехать в другое место — город Пизур-Шабур. Когда же преследования евреев в Пумбедите прекратились, часть мудрецов возвратилась обратно и местная ешива стала функционировать вновь.

Падение Персии

Правительству Персии для удержания власти приходилось прилагать неимоверные усилия. Гражданские войны истощали страну. Евреи сильно страдали от этих войн. Если они помогали одной из противоборствующих сторон, то другая сторона, одержав победу, немедленно начинала подвергать евреев преследованиям. Однако не становилось лучше и тогда, когда побеждала сторона, поддерживаемая евреями. Победители требовали помощи в войне и поставок продовольствия своей армии. Правление персов длилось до тех пор, пока не было противостоящего им сильного врага. Единственной реальной силой, выступавшей против персов, была Византия, но в тот период и она была ослаблена.

Неожиданно у персов появился сильный организованный противник. Арабы, объединившись под знаменами ислама, превратились в мощную военную силу. Подобно ураганному ветру они вторглись в Персию. В 4397 (637) году войска халифа Омара захватили Вавилонию, которую с тех пор стали называть Ираком. Царь Вавилонии Ездегер III погиб, спасаясь от преследования завоевателей. Войска победителя захватили всю территорию Вавилонии до ее границы с Индией.

Арабы хорошо отнеслись к евреям. Они признали рэйш галута автономным правителем и передали в его ведение не только решение вопросов, относящихся к религии, но также и судопроизводство. От евреев они требовали лишь уплаты налогов. Рассказывают, что халиф Омар приказал отдать дочь царя Ездегера к жены рэйш галута Бустенаю, показав, тем самым, что глава евреев считается в глазах халифа равным царю.

Caвopau

Мудрецов, живших в Вавилонии после завершения Талмуда, называют савораями. Они привели Талмуд к его окончательному виду и объяснили некоторые трудные места; в Талмуде есть также добавления, сделанные савораями.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни Читать дальше

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Дерех Хаим 29. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:12

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Рав Ноах Вайнберг

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...

Рав Ашер Кушнир

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:10

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Тот, кто желает возвысить и усилить свою способность к новому творению и к обновлению, должен максимально использовать духовный прилив Рош аШана.

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.