Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как-то раз раббан Йоханан бен-Закай вышел из пределов Иерусалима, а за ним шел рабби Йегошуа. Увидел рабби Йегошуа разрушенный Храм и сказал:«Горе нам, разрушено было место, которое искупало все грехи!» Ответил ему раббан Йоханан бен-Закай: «Не огорчайся, есть у нас заповедь, искупающая грехи таким же образом — безвозмездные поступки».»«Авот-де-рабби Натан» 4:5
Появлением на свет Вавилонского Талмуда, этого кладезя еврейской мысли мы обязаны раву Аши. Он скрупулезно систематизировал наследие мудрецов и расположил их согласно порядку законов Мишны.

Рав Аши (4112—4186 /352—426/ гг.) — один из величайших мудрецов Израиля всех поколений; составитель и редактор Вавилонского Талмуда. Родился в день, когда умер Рава (см.), основатель ешивы в Махозе: именно Рава был учителем р. Папы (см.), ставшего впоследствии основным наставником р. Аши (Седер адорот).

В талмудическом трактате Кидушин (72б) сказано: «Когда умер р. Акива, родился Раби (р. Йеуда Анаси — составитель Мишны); когда умер Раби, родился рав Йеуда (р. Йеуда бар Йехезкель — основатель ешивы в Пумбедите); когда умер рав Йеуда, родился Рава; когда умер Рава, родился рав Аши — отсюда мы видим, что не покидает мир праведник прежде, чем рождается праведник, подобный ему».

Принял устную традицию от р. Папы. После смерти наставника, последовавшей в 4136 /376/ году, р. Аши возглавил ешиву в Суре. Он руководил ешивой около полувека — за эти годы Сура вновь стала мировым центром еврейской мысли (Раавад, Седер акабала; Седер адорот).

Вместе со своими учениками р. Аши начал работу по сбору и систематизации многовекового наследия мудрецов прошлых поколений. Весь накопленный материал он располагал в соответствии с порядком законов в Мишне. Первоначально каждый раздел Талмуда подвергался публичному обсуждению на открытых конференциях — ярхей кала, на которые дважды в год, в месяцы нисан и тишрей, в Суру собирались сотни знатоков Торы из различных общин диаспоры. Полный цикл обсуждения всего Талмуда занял 30 лет, и при жизни р. Аши он был повторен дважды (Рашбам, Бава батра 157б). Результаты обсуждений записывались.

Составляя краткую историю еврейской мысли, Рамбам (см.) так подвел итоги этой многолетней работы: «Рав Аши записал Талмуд — все, сказанное мудрецами, жившими после р. Йеуды Анаси, подобно тому, как в свое время р. Йеуда Анаси записал слова мудрецов, живших после Моше. Рав Аши собрал все комментарии к Мишне и все установленные к тому времени законы — все это впитала в себя его мудрость, полученная им от Всевышнего, — и так рав Аши создал Вавилонский Талмуд» (Рамбам, Введение ккомментарию на Мишну).

Рав Аши пользовался большим влиянием при дворе персидского царя Йездегерда I (Ктубот 61а); к тому же он обладал значительным состоянием. Наряду с его высочайшим авторитетом законоучителя, все эти факторы способствовали тому, что составленный им Талмуд был принят общинами Вавилонии, а затем и всей диаспоры в качестве основного свода законов.

По свидетельству мудрецов, «со дней Моше и до Раби (составителя Мишны) величие в познании Торы и власть не соединялись в одном человеке; … и со дней Раби и до рава Аши величие в Торе и власть не соединялись в одном человеке» (Гитин 59а).

При р. Аши завершился цикл дарования Торы: Моше, получивший Тору от Б-га, передал толкования законов устно, р. Йеуда Анаси — Раби — записал их кратко, а р. Аши и его ученики развернуто и подробно. По словам Рамбама, «р. Аши, составив Вавилонский Талмуд, …объединил в нем все законы и толкования со времен Моше и до своего времени — таким образом, рав Аши и его соратники завершили кодификацию Устной Торы» (Предисловие к Мишнэ Тора).

Сам р. Аши не успел довести свой гигантский труд до конца; запись и редактирование Талмуда продолжили его ближайший ученики, и среди них его сын — Мар бар рав Аши (см.).

Рассказывается, что когда явился ангел смерти, р. Аши попросил у него месячную отсрочку, чтобы еще раз повторить весь огромный материал, собранный им в Талмуд. Он сказал: «Благо тому, кто приходит в этот (посмертный) мир с руками, полными знаний» (Моэд катан 28а).

Что такое Талмуд? Тематический обзор

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"