Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек уважает отца и мать, Творец, благословен Он, говорит: Это значит, что он чтит Меня»Вавилонский Талмуд, Трактат Нида 31а

Рав Аба бар Йосеф (в Талмуде назван Рава; 4039—4112 /279—352/ гг.) — основатель ешивы в Махозе; один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.

Родился в день, когда умер р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы Пумбедиты (Кидушин 72б).

В раннем детстве вместе со своим другом Абае (см.) изучал Тору в доме Рабы (Брахот 48а). Учился также у двух великих «старцев из Суры» — р. Уны (см.) и р. Хисды (см.), оказавших на него значительное влияние (Седер адорот).

В Талмуде рассказывается, что «Рава просил у Небес два дара и получил их: он молился, чтобы ему была дарована мудрость, подобная мудрости р. Уны, и благосостояние, подобное благосостоянию р. Хисды» (Моэд катан 28а). Впоследствии он женился на дочери р. Хисды (Йевамот 34б; Седер адорот).

В более зрелом возрасте наставниками Равы были знаменитые мудрецы старшего поколения — р. Нахман бар Яаков (см.) из Неардеи (Тосафот, Бава батра 46б) и р. Йосеф бар Хия (см.) из Пумбедиты. В годы совместного изучения Торы под руководством р. Йосефа еще более окрепла дружба Равы с Абае: в совместных обсуждениях неразлучные оппоненты выработали уникальный стиль острого, всестороннего анализа проблем. Многочисленные дискуссии между ними, исполненные интеллектуального блеска и глубины, составили основу целого ряда разделов Вавилонского Талмуда, — и при расхождении в понимании закона окончательное решение, как правило, устанавливалось в соответствии с точкой зрения Равы.

В 4083 /323/ году со смертью р. Йосефа Абае заменил его во главе ешивы, а Рава, возвратившись в свой родной город Махозу, основал собственную ешиву. В 4098 /338/ году скончался Абае, и его ученики перебрались из Пумбедиты к Раве, — с той поры ешива в Махозе стала самой авторитетной в еврейском мире (Раавад, Седер акабала; Седер адорот).

Рава всячески подчеркивал значимость изучения Торы. Он говорил: «Тот, кто занят изучением Торы, не нуждается ни в жертве всесожжения, ни в хлебном даре, ни в грехоочистительной, ни в повинной жертвах» — поскольку «само изучение Торы искупает наши грехи» (Менахот 110а, Раши). Вместе с тем он отмечал, что исследование Торы не является самоцелью: но «цель мудрости — раскаяние и добрые дела» (Брахот 17а).

Он учил, что страдания обусловлены поступками человека. В трактате Брахот (5а) приведено его знаменитое изречение: «Если человек видит, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки… Проверил и не нашел за собой греха — значит, страдания вызваны тем, что он недостаточно изучает Тору (и страдания призваны привести его к занятиям Торой — Раши). Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что эти страдания вызваны любовью (Творца к нему), как сказано: “Ибо кого Б-г любит, того наставляет” (Мишлей 3:12)».

Рава был величайшим знатоком тайной мудрости. В Талмуде рассказывается, что, изучая кабалистическую «Книгу Творения» (Сефер Йецира), «Рава сотворил человека» и привел его к мудрецам (Санхедрин 65б). Рава утверждал: «Если бы мы были праведниками (чистыми от любых грехов — Раши), то творили бы миры, как сказано: “Ибо только грехи отделяют вас от вашего Б-га (Йешая 59:2)” (Санхедрин там же).

В Талмуде рассказывается: в суде Равы одного подсудимого приговорили к наказанию плетьми за то, что он, вопреки еврейскому закону, находился в связи с нееврейкой. Во время бичевания осужденный умер. Получив донос о случившемся, персидский царь Шабур решил наказать Раву за “убийство”, но мать царя предостерегла: “Не связывайся с евреями, ибо все, что они просят у своего Б-га, Тот дает им”. “Что же Он им дает?”. “Например, они просят — и идет дождь”. “Это потому, что они просят в сезон дождей, когда дождь и так вот-вот должен хлынуть. Пусть они попросят сейчас, в разгар лета, когда дождей не бывает”. Тогда Рава обратился с мольбой к Всевышнему, — и в середине месяца тамуза “хлынул ливень, переполнивший хранилища воды и заливший улицы Махозы до Тигра” (Таанит 24б).

Ближайшим учеником Равы был р. Папа — глава следующего поколения мудрецов.

С разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.