Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для метода исследований р. Ирмии была характерна постановка самых неожиданных и парадоксальных вопросов с целью выяснить все аспекты применения законов Торы

Раби Ирмия — руководитель ешивы в Тверии.

Родился в Вавилонии; в юности переехал в Землю Израиля. Учился у р. Йоханана (см.) в Тверии; однако основным его наставником стал р. Зейра (см.), называвший р. Ирмию своим «сыном» (Моэд катан 4а). Р. Зейра утверждал: со времен поколения р. Акивы не было подобного р. Ирмии в прилежании, усидчивости и тяге к изучению Торы (ИТ Недарим 8:2).

Для метода исследований р. Ирмии была характерна постановка самых неожиданных и парадоксальных вопросов с целью выяснить все аспекты применения законов Торы, и даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, вообще не встречаются в реальности или же случаются крайне редко. Много раз, завершая обсуждение поставленной им проблемы, Талмуд вынужден констатировать: тейку — «вопрос не разрешен», «ответа не найдено» (см. Шабат 38б; Сукка 33а).

Так, например, когда мудрецы обсуждали закон о птенце, выпавшем из голубятни, — «если он был обнаружен в пределах 50 локтей от голубятни, нашедший обязан вернуть его хозяину, но если вне 50 локтей, нашедший может взять его себе», — р. Ирмия спросил: «А каков закон в случае, если одна нога птенца в пределах 50 локтей, а вторая — вне?». Рассказывается, что за этот вопрос мудрецы удалили р. Ирмию из дома учения — «потому что он замучил их своими вопросами» (Бава батра 23б, Раши). Однако, не сумев обойтись без него при решении очередной сложной проблемы, они вскоре попросили его вернуться (там же 165б).

Подобно своему наставнику р. Зейре, р. Ирмия перенял методы изучения Торы, применяемые в ешивах Земли Израиля. В то же время о путях постижения Торы, принятых в Вавилонии, он отзывался весьма скептически, называя их «тьмой» и «мраком» (Санхедрин 24а, Песахим 34б).

Вместе с тем, выдающиеся мудрецы Вавилонии Абае (см.) и Рава (см.) высоко ценили его, утверждая, будто «он один стоит нескольких мудрецов» (Ктубот 75а). В Вавилонском Талмуде многократно приводится его мнение; более того, если в Вавилонском Талмуде написано: «Так сказали на Западе (т.е. в Земле Израиля)», то всегда имеется в виду именно его точка зрения (Санхедрин 17б).

В течение ряда лет р. Ирмия возглавлял ешиву в Тверии (ИТ Шабат 19:1).

Р. Ирмия погребен в Тверии (Седер адорот). Он завещал после смерти облачить его в белые одежды, на ноги надеть сандалии и вложить в руку посох — чтобы он был готов к воскрешению мертвых, которое произойдет с приходом Машиаха (ИТ Килаим 9:3).

С разрешения издательства Швут Ами


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре