Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжаем публикацию серии интервью с раввинами северных городов.

Рав Давид Перец, раввин города Тверия, считает: «Тверию защищают праведники и святые»

«Мне кажется, что нас учат «нести бремя». До сих пор, когда мы слышали, что евреев в Сдероте и Нетивоте обстреливают ракетами, мы сокрушённо качали головой и переходили к обычным делам. Сегодня, когда обстреливают Тверию, мы понимаем, что чувствовали они. Чем мы приобретаем свою Тору? Мы её приобретаем, среди прочего, способностью «нести бремя ближнего». Сказано у царя Давида: «А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою». Когда другие болели, он изнурял себя и постился, представлял себе их болезнь и страдал их страданием. Нам дали прочувствовать, с помощью нескольких ракет, что чувствовали другие на протяжении долгих лет – чтобы наша молитва за народ Израиля стала более «доходчивой», более слышной.

Я надеюсь, что мы выйдем из этой ситуации, хотя и с тяжёлым чувством. В недельной Афтаре (отрывке из Пророков) мы прочли: «с севера начнётся бедствие» (Ирмеяу 1, 14). Мы прочли это, а через два часа был ракетный обстрел. Пророчество исполнилось очень быстро.

Я просил раввинов в наших районах больше молиться за народ Израиля и призвать общество с особой тщательностью соблюдать заповедь цдаки, о которой сказано «добродетель же избавляет от смерти» (Мишлей 10, 2). Везде, где в Писании говорится «смерть», речь идёт о смерти насильственной, не естественной. И нет более «неестественной» смерти, чем смерть от ракет.

Я пытаюсь успокоить людей. Страх не должен быть чрезмерным. Народ Израиля пережил много кризисов, и Тот, Кто делал чудеса для наших отцов, сделает их и сейчас».

Рав советует людям в эти дни постараться не выходить из дома. «Учили нас мудрецы наши, благословенна их память, - когда снаружи эпидемия – бедствие, следует закрыться в доме: «Ступай, народ мой, войди в покои свои и запри двери свои за собою…» (Йешаяу 26, 20). А когда в городе голод, сказали мудрецы: рассейтесь».

На вопрос, рекомендует ли он жителям покидать город, рав Перец отвечает: «Мы уже видели, если что-то предопределено свыше, нет у людей совета и разумения. Люди бежали из Нагарии в Мирон, чтобы найти свою смерть там. Тверию защищают праведники и святые. Рамбам, рабби Меир Бааль а-Нес, рабби Акива, рабби Хаим Абулафья, праведники и адморы, похороненные здесь, – все они – щит и стена для жителей Тверии и для всего народа Израиля. И я молюсь, чтобы Всевышний послал верное решение тем, кто отвечает за безопасность».

Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.