Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Иштадлут

Иштадлут — это общее обозначение всех тех действий, усилий (стараний) и предосторожностей, которые человек предпринимает, чтобы улучшить свою безопасность, здоровье, экономическое состояние, найти подходящий шидух и т.д. Иштадлут — это наша обязанность. Вместе с тем, существует также обязанность полагаться на Вс-вышнего, битахон. Истинный пусть лежит в нахождении правильного баланса между этими двумя обязанностями во всех сферах жизни.

Оглавление

Битахон и иштадлут [↑]

Существуют две, на первый взгляд, противоречащие друг другу обязанности. С одной стороны, мы обязаны верить в то, что Вс-вышний управляет миром и что ничего не проиcxодит без Его разрешения. Вс-вышний является источником как всех наших радостей, так и всех наших бед, и за решением наших проблем нужно обращаться к Hему. Автор книги Ховот аЛевавот, рабейну Бахье, объясняет, что такое осознание называется битахон и оно проявляется во внутреннем спокойствии и уверенности, что все от Вс-вышнего.

С другой стороны (Ховот аЛевавот, Шаар аБитахон, гл. 3), человек обязан предпринимать усилия, чтобы добиться целей, которые Б-г ставит перед ним в жизни. Поэтому мы обязаны заботиться о своем пропитании, здоровье и безопасности. И в этом состоит иштадлут.

Получается, что есть обязанность прилагать усилия и есть обязанность верить и надеяться на Б-га и не прилагать усилий, которые противоречат этой вере.

Какие усилия считать приемлемыми? [↑]

Иштадлут — это общее обозначение всех тех действий, усилий и предосторожностей, которые человек предпринимает, чтобы улучшить свою безопасность, здоровье, экономическое состояние, найти подходящий шидух и так далее.

Человеку кажется, что его усилия, иштадлут, помогают ему достичь того, что ему нужно. Однако в действительности всё это выглядит как «противодействие постановлению Царя» (Тосафот, Бава Кама, 85), и не стыкуется с нашей отчётливой верой, что всё, что бы ни происходило, — постановление Свыше.

Когда старания приемлемы и необходимы, а когда — запрещены? Можно выделить три основных правила.

1. Нельзя предпринимать усилия, которые противоречaт Воле Творца. То есть нельзя зарабатывать себе на жизнь воровством или запрещенной работой в шабат.

2. Усилия должны быть реальными и иметь немалый шанс на успех. Искать работу — иштадлут. Покупать лотерейный билет — пустая трата денег.

3. Усердие не должно становиться обсессивным. Излишнее усердие уже переходит за рамки обязанности «иштадлут». И здесь очень многоe зависит от обстоятельств и от человека. Не всегда с первого взгляда на ситуацию можно определить, предпринимает ли человек лишние усилия или лишь необходимые. Но важно помнить, что действия и усилия сверх необходимых по Закону — не что иное, как отрицание власти Вс-вышнего в мире (кфира).

Когда усилия уже не нужны… [↑]

Рав Ицxак-Зеев Соловейчик, знаменитый Брискер Ров, во время Войны за Независимость Израиля находился в Иерусалиме. Город обстреливала арабская артиллерия. Брискер Ров обычно во время артобстрела очень нервничал, метался и пытался найти место побезопаснее. Некоторым казалось, что артобстрелы очень плохо действовали на нервы Брискер Рова. Однажды он оказался заперт в каком-то помещении во время очередного обстрела и, к удивлению окружающих, в абсолютном спокойствии стоял на месте. Его спросили: «Ребе, почему когда было куда бежать или спрятаться, Вы так нервничали, а сейчас, когда ничего сделать нельзя, Вы совершенно спокойны?»

«В других случаях, — ответил рав Соловейчик, — я мог и был обязан предпринимать какие-то действия для выполнения заповеди спасения своей жизни. И я нервничал, думая, правильно ли я выполняю эту заповедь: нужно же искать самое безопасное место. Я переживал, правильно ли я установил алаху, должен ли я был делать именно то, что я делал. А сейчас ничего не поделаешь, Вс-вышний уже сам за меня решил, где мне находиться, и поэтому мне нечего волноваться!»

В чем смысл обязанности «иштадлут»? [↑]

Мудрецы говорят, что всё, что приходит к человеку, пришло бы к нему и без его усилий. И тем не менее, на человека возложена обязанность делать усилия. Творец, который поместил человека в этот мир, желает, чтобы тот вёл себя в нём мудро и действовал в соответствии с законами этого мира. Еврейские мудрецы часто упоминают правило: «Нельзя полагаться на чудо».

Однако, несмотря на необходимость «стараться», человек должен чётко осознавать: сами действия как таковые не могут ему помочь, только Творец даёт желаемое (после того, как человек приложит необходимые для этого усилия). Сказал царь Шломо в книге Мишлей (3:5): «Полагайся на Б-га всем сердцем твоим, а на свою мудрость не опирайся». Это учит нас, что полагаться на Творца следует в полной мере, осознавая, что наша мудрость не может служить нам опорой.

Йосеф и излишние старания [↑]

Мудрецы говорят (Берешит Рабба 89:3): за то, что Йосеф-праведник сказал виночерпию фараона (сар а-машким): «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома» (Берешит 40: 14), а не положился на Творца, Небеса постановили, что он проведёт в тюрьме ещё два года.

Комментаторы спрашивают: за что Йосеф был наказан? Ведь, прося сар а-машким напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность «старания», которая возложена на каждого. На это есть несколько ответов.

Один из них, рабби Шимона Шкопа (приводится в книге Зивхэй Шай, стр. 178), состоит в том, что запрещено «стараться» чересчур. Ведь чрезмерным старанием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само «старание». Его поведение свидетельствует: человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостаёт веры.

Хазон Иш пишет в книге Эмуна у-Витахон, что запрещено делать усилие, которое явно не может помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.

Побольше заработать? [↑]

Особенно люди любят свою погруженность в работу объяснять тем, что они обязаны усердно зарабатывать себе на пропитание. А между тем, в Талмуде сказано: «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение субботы и обучение детей Торе» (Бейца 16а). Т.е. всё, что касается пропитания и, в частности, финансовый успех устанавливается для человека по результатам суда в Рош а-Шана.

Но для того, чтобы переправить всё заслуженное им «с Небес на землю», человеку необходимо приложить определённые усилия со своей стороны. В этом состоит одно из проклятий, посланных нам после греха первого человека, как сказано (Берейшит 3:17-19): «…а Адаму сказал (Б-г): так как внял ты голосу жены своей и отведал от запрещённого древа, проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои… в поте лица будешь есть хлеб…».

До греха [Адама] земля взращивала уже готовую к употреблению пищу, а мидраш, выражаясь аллегорически, говорит, что ангелы разбавляли человеку вино и жарили мясо (здесь говорится также о разных видах постижения Торы, которая уподобляется мясу и вину). Сам же человек был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя главной и единственной цели, ради которой был сотворен, — постижению Творца и соблюдению Его воли.

После греха Адама все изменилось, и теперь, для того, чтобы добыть себе пропитание, необходимо приложить усилия. Однако по мере духовного роста человека и его приближения к Создателю, он исправляет в себе те дурные свойства, которые явились следствием этого греха, таким образом, уменьшая влияние проклятия и «освобождаясь» от необходимости чрезмерных стараний. А сэкономленные время и силы, соответственно, направляются в «духовные» сферы. Праведники, находившиеся на самом высоком уровне, порой совсем игнорировали иштадлут, полагаясь только на помощь и опеку Вс-вышнего. Этого уровня они достигали путём тяжёлой работы над собой в течение многих лет.

В любом случае, чрезмерное усердие не сможет привести к результатам, превосходящим те, что были заранее установлены для данного человека в Новолетие. Усилия, которые мы прилагаем, добывая пропитание, не причина, по которой нам посылают пропитание, а только стороннее условие для его получения — исполнение проклятия Адама.

Выводить материалы

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?

Гади Поллак

Про усилия, напрасные и необходимые

Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?

Рав Яков Гельфман

Достаточно было взять один камень?

Пути праведников. Беспокойство

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

«Нет признака беспокойства в людях великой души». «Всевышний наделяет пророчеством каждого мудреца во Израиле, который обладает действительным знанием Учения и который вздыхает о славе Всевышнего и о славе евреев, что убавилась, и желает, и жаждет, и ожидает славы Иерусалима, и Храма, и Избавления, чтобы оно наступило скорее, и собирания изгнанников». А потому пусть беспокоится и плачет об Учении, которое забыто, и пусть вздыхает о страшащихся Всевышнего, которые презираемы, и горюет о том, что благочестие убавляется, и об Израиле, народе Всевышнего, который топчут ногами. И пусть вознесет Иерусалим на вершину веселия своего и тогда удостоится видеть радость Иерусалима, как написано (Ишая 66; 107): «Возрадуйтесь с ним радостью все, скорбящие о нем»