Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость стоят на граните, ложь — на песке»Рамбам

Усилия напрасные и необходимые

Отложить Отложено

 

По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-маамин"

 

Любой нормальный еврей – человек верующий. Вообще-то он верит, что всё происходящее не случайно, и есть Суд, и есть Судья. И эта истина непоколебима.

Но главное препятствие и камень преткновения на пути к тому, чтобы человек действительно мог жить с этой уверенностью – "иштадлут".

 

Иштадлут – это общее обозначение всех тех действий, усилий и предосторожностей, которые человек предпринимает, чтобы улучшить свою безопасность, здоровье, экономическое состояние или что-нибудь ещё.

 

Человеку кажется, что его усилия, иштадлут, помогают ему достичь и здоровья, и приличного заработка, и отыскать подходящего спутника жизни, и улучшить отношения с окружающим миром. Однако в действительности всё это выглядит как "противодействие постановлению Царя" (Тосафот, Бава Кама, 85), и это не стыкуется с нашей отчётливой верой, что всё, что бы не происходило – постановление Свыше.

 

Метания человека в поисках правильного соотношения между его верой и необходимыми усилиями становятся ещё мучительней и напряжённей, когда открывается ему, что обязанность иштадлута является одной из заповеданных Торой мицвот.

 

Как же решают это противоречие? С одной стороны, еврей обязан прилагать необходимые усилия, выглядящие приемлемыми в конкретной ситуации, и считающиеся заповедью, а с другой стороны, запрещено человеку верить, что его усилия хоть в чём-то помогли!

 

Несмотря на этот "парадокс", любому верующему человеку должно быть совершенно очевидно:

 

а) Всё, что приходит к человеку, пришло бы к нему и без его усилий.

б) Действия и усилия сверх необходимых по Закону – ни что иное, как отрицание власти Всевышнего в мире (кфира).

 

 

Возможно, продолжение последует.

Теги: , Еврейство