Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?

Темы: Иштадлут, Танах, Давид, Рав Яков Гельфман, Голиаф

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А.

Отвечает Яков Гельфман

Шалом, уважаемый А.

Ваш вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?

На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день. В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца. (Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).

Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять? Ответ можно найти в комментарии Радака (раби Давида Кимхи). Комментатор приводит мидраш: т.к. Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Сегодня по реке Иордан пролегает граница между Израилем и государством Иордания. А когда-то река Иордан разделяла владения колен Израилевых. Берегам Иордана довелось стать свидетелями многих чудесных событий еврейской и мировой истории Читать дальше

Наш наследный удел 9. Страна чудес

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им

Моше бен Амрам. Завоевание восточного берега Иордана

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.

Гора Сартаба

Разные авторы
5

Это высотка над Иорданской долиной, по свидетельству наших мудрецов, в древние времена, когда начало нового месяца устанавливалось Сангедрином в Иерусалиме, она была второй от Иерусалима точкой передачи "огненного" телеграфа. От Масличной горы до Вавилона были приготовлены большие стога хвороста и в момент освещения нового месяца, которые поочередно зажигались, таким образом передавалось сообщение о начале нового месяца.

Синагога в Бейт Альфа

Рав Авраам Коэн

В кибуце Бейт Альфа нашли остатки древней синагоги с прекрасно сохранившейся напольной мозаикой. Главное в мозаике — это 12 знаков зодиака в еврейском представлении древнего еврейского художника.