Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Врата молитвы

Когда мне будет горько, призову я к Б-гу… Теилим, 18

И падал я ниц перед Б-гом (Дварим 9)

1

Падение ниц — это особая форма молитвы-просьбы. Настолько отчаянное обращение ко Всевышнему с просьбой о помощи, при котором человек падает на землю, выражая полное отсутствие своего Я и абсолютную беспомощность перед Всесильным Владыкой мира. Этот вид молитвы описывается в Свитке Эстер: «…и продолжила Эстер, и говорила перед царем, и упала ему в ноги, и рыдала, и умоляла его отменить злые козни Амана». Скромность и полное самоотрицание — правила, на которых построен этот особый вид молитвы, порождают верный подход к самой сути молитвы.

Другие правила произнесения просьб, которые мы адресуем Творцу, можно понять, выучив законы пожертвований бедным. Ведь человек получает ответ свыше на свою мольбу, в соответствии с законом, который говорит, как именно следует отзываться на просьбу нуждающегося. Рамбам пишет: «Ты должен дать бедному столько, сколько не достает ему: если у него нет одежды — одень его, если нет посуды — купи ему, если нет жены — найди ему, а если это женщина — выдай ее за достойного человека. Если же он был богатым человеком и имел слугу и коня, а потом он обеднел, то купи ему коня и найми слугу. Ты должен дополнить ему недостающее, но не обогащать его.

Нищего, который побирается у порога, не нужно жаловать богатым даром, но что-нибудь обязательно нужно дать. Нельзя отправлять бедного ни с чем, хотя бы зернышко следует дать. Как сказано: не отправляй пустого обиженным…»

Из этих законов можно понять основное правило молитвы: если мы хотим, чтобы нам ответили, нужно действительно очень нуждаться в том, о чем просишь, постараться передать эту свою острую потребность Творцу через молитву, и Он «дополнит недостающее». В Талмуде (Тмура, 16) говорится о Яавеце, который просил Творца даровать ему глубокое понимание Торы, хорошую память, чтобы не забыть изученное, учеников, которым можно было бы передать все свои знания, умного друга для успешного продвижения в изучении Торы. Яавец молил Всевышнего изо всех душевных сил: «Если исполнишь все — хорошо, а если нет — умру я с горя!» «И сразу — и дал ему Б-г все, что просил», — говорится в Талмуде. Если человек чувствует острую нехватку того, о чем просит — получает ответ без промедления.

2

Рамбам упоминает еще одно условие взаимоотношений просителя и дающего: бедному, околачивающемуся у ворот, не дают больших подарков, но немного дают всегда. Относительно молитвы это очень важно. Если у человека есть неприятности, например, срочно нужно достать определенную сумму денег, он идет от одного приятеля к другому, по дороге молится и просит благословений у праведников. Если кто-то заболел, родные прикладывают все возможные усилия: идут к врачу, покупают лекарства и также молятся о его выздоровлении.

Люди обращаются за помощью по множеству адресов, а среди них и к Хозяину мира. И тогда по закону Всевышний лишь вносит свою долю в общую помощь. Он не отправляет ни с чем, ведь это запрещено. Но дает немного, поскольку проситель обратился и к другим, которые, как он рассчитывает, помогут ему…

Обратите внимание на поведение людей, столкнувшихся с просьбой нуждающегося о большом пожертвовании. Они, как правило, выделив небольшую сумму, абсолютно спокойно думают: «Он устроится; я ему не так уж нужен; соседи тоже помогут, не умрет с голоду!» Тот же, кто готов захлопнуть дверь у бедняка перед носом, рассуждает так: «Зачем он пришел именно ко мне — пусть идет к другим!» А теперь представим себе, что бедняку некуда обратиться, и человек, к которому он пришел, знает это абсолютно точно. В таком случае лишь убийца способен сказать: «Меня это не волнует!»

Когда же перед Всевышним кто-то падает в мольбе с просьбой о спасении, убежденный в том, что если не поможет Б-г, он останется в горе навеки, то Творец ответит сразу. Это и есть «падение ниц» перед Всемогущим. Взывая о помощи, человек показывает свою полную ничтожность, как бы говоря этим: все мое существование зависит от Тебя, никто другой мне не поможет.

Именно об этом написал царь Давид (Теилим, 131): «Если бы я прижимался к Тебе всей душой, как младенец к матери…» Мы знаем, что любая мать должна заниматься новорожденным малюткой день и ночь, потому что он полностью от нее зависит. Если он заплачет ночью, ей не будет тяжело встать накормить его, ведь его плач означает: «Если мама не придет меня кормить, я умру от голода». Так и человек, стоящий в молитве перед Всевышним в ясной уверенности, что он целиком зависит от Б-га, никогда не испытает он нужды. Но в тот момент, когда ребенок подрос и уже способен сам о себе позаботиться, мать начинает сердиться, если он мешает ей спать. Теперь он может жить более самостоятельно, и у матери сразу уменьшается возможность сделать для него добро. Так же и у Всевышнего.

Не случайно говорится, чтобы каждый в молитве был подобен сироте и вдове. Ведь им некого позвать на помощь кроме самого Всевышнего, и поэтому Он всегда им отвечает. Тора повторяет дважды: «Если он закричит, закричит ко Мне», подчеркивая: «Человек попросит один раз и, видя, что ему не отвечают, идет по другому адресу, но сироте и вдове некуда больше обратиться, они кричат еще и еще раз, и Всевышний отвечает им». «Если меня оставят родители, Б-г меня подберет! Нет другого адреса, только Он один. Потому Он всегда ответит».

Как замечательно то, что написал царь Давид (Теилим, 143): «Спаси меня от врагов, у Тебя я укроюсь…» Раши объясняет: «Мои беды я скрываю ото всех, чтобы сказать их Б-гу». То есть царь Давид не делился своими горестями со всеми подряд, рассчитывая на случайную помощь каких-то людей, наоборот, он скрывал ото всех свои страдания, подчеркивая этим, что никакой другой помощи, кроме помощи Б-га, ему не нужно.

Есть пословица: «Молитва решает полбеды». Многие ошибаются в ее правильной интерпретации, думая, что половину дает Б-г, а вторая половина проблемы и сама решится. Это позорная ошибка, ведь все на свете — от Всевышнего. Если человек думает, что есть еще источники решения его проблем и удовлетворения его нужд, то и половины ему не получить. Ему Творец даст лишь совсем немного, чтобы не отправлять просителя без ответа. Правильное же понимание того, что молитва дает половину, состоит в том, что для исполнения просьбы, изложенной в молитве, необходимо соблюдение условия о приложении собственных усилий. Смысл этой пословицы объясняется в Талмуде (Нида, 70): «Что сделать человеку, чтобы поумнеть, разбогатеть,…пусть приложит усилия в учебе и работе. Но ведь многие это делали и не получили того, что хотели, поэтому нужно помолиться и просить милости у Хозяина Мудрости и богатства». Но если все зависит от молитвы, зачем трудиться? Всевышний устроил так этот мир, чтобы научить нас, что и то, и другое — важно. Молитва вместе с соответствующими усилиями приносит удачу. Это значит — молитва дает половину.

И хотя упоминаются усилия более глубокие, чем простая физическая работа, такие как учеба, вера, освящение себя самоограничением, все равно определенно видно в этом отрывке, что невозможно ничего добиться без вмешательства свыше, ведь «Всевышний дает мудрость, от Него познание и понимание». Все на свете принадлежит Б-гу, ничего нельзя «взять» без Его помощи, более того — Он раздает блага лишь тем, кто трудится для их получения, но, в действительности, все зависит только от Него.

В молитве–преклонении мы выражаем полную уверенность в том, что нет никого кроме Всевышнего для обращения за помощью. А Он всегда близок к призывающим Его, как сказано: «Близок к зовущим Его по-настоящему». Нет другого пути к успеху. Все от Него.

3.

В понятии преклонения, падения ниц перед Творцом есть также аспект скромности, самоотрицания и признания полной беспомощности перед Б-гом. Это необходимое условие для молитвы. Написано: « Надменный человек — мерзость для Всевышнего». Слово «мерзость» Ункелус переводит буквально: «далекий от Б-га». Тот, кто гордиться собой — далек от Создателя и не способен молиться, ведь молитва — приближение к Б-гу. Скромность — сущность молитвы, ее душа. Человек принижает себя, исходя из глубокого сознания своей полной зависимости от Всевышнего. Он прославляет, воспевает Величие Его во всей Бесконечности его, понимая свою ничтожность перед Властелином мира.

Однако скромность не только условие для любой молитвы, но и особый вид молитвы. Не случайно мудрецы, перечисляя виды молитв, отдельно упоминают падение ниц. Она рождает новый вид ощущения молящегося, который стоит перед милостивым Хозяином как несчастный и оборванный, грязный и униженный нищий, молящий о милосердии. Мы падаем перед Творцом с разбитым сердцем, понимая, что неоткуда получить помощь, только Он поможет.

Представим лишь на минутку, насколько нет у нас ничего своего. Все даровано Всевышним: тело, Тора, понимание, заповеди, страх. Без Его даров вся жизнь полна глупостей и нелепостей. Осознание этого порождает самые страстные просьбы к Творцу. Написано (Теилим, 123): «Как глаза раба к господину, как глаза служанки к госпоже, так глаз наши к Тебе, пока не сжалишься над нами!» Любая просьба, обращенная к Творцу, должна быть произнесена очень скромно. В Шулхан Арухе говорится, что следует умолять Всевышнего, «как бедняк у порога».

Написано: «Израиль — мой мальчик, Я люблю его» (Ошея, 11). Если молящий Творца о помощи чувствует себя беззащитным ребенком, зависящим от Отца, то Творец, действительно, становится над ним, как Отец над сыном.

4.

Основа создания мира — доказать, что нет в мире ничего кроме Величия Создателя. Это единственная цель сотворения мира. Человек, думающий, что и он имеет большое значение в этом мире, противоречит цели сотворения. О нем сказано (Сота, 5): «Говорит о нем Всевышний: “Я и он не можем уместиться в одном мире”, он наступает на ноги Шхины» (Брахот, 43).

Особенно важно понимание единственности Создателя в час молитвы, вся сущность которой — понимание, что все на свете зависит от Б-га, и кроме Его Воли нет ничего. Получается, что тот, кто чувствует и себя важной персоной противоречит самой сущности молитвы.

Скромность и самопринижение — главное в молитве в час нужды. У мудрецов есть множество свидетельств о том, насколько важно забыть о себе в трудное время и беззаветно молиться во имя спасения. Через скромность и самопринижение выражается красота молитвы, поэтому были установлены в молитве преклонения и падения ниц в зависимости от положения человека в обществе. Обычный человек преклоняет колени в начале и в конце молитвы, первосвященник — в каждом благословении, а царь, поклонившись, не встает до конца молитвы. Так и написано (Млахим, 8): «… и встал Шломо с колен после окончания молитвы». Чем выше положение человека, тем большая скромность требуется от него, ведь его положение диктует обратное.

Этот закон касается и нас. Если кто-то знает, что есть у него преимущество в мудрости, доброте, богатстве и так далее, он должен чаще и больше задумываться о ничтожности перед Б-гом. Во время преклонения в молитве нужно подумать о смысле этого действия: отрицание своего положения и абсолютное самопринижение способно привести к трепету перед Небесами. Жалко, что многие из нас преклоняют колени во время молитвы по привычке, не чувствуя глубины и величественности этого установления мудрецов. Для достижения возвышенного чувства в нем нужно много размышлять и работать над собой, как и в любой другой ступени духовного роста. Пусть каждый постарается быть скромным. Это путь к чистоте молитвы.

Рав Шимшон Давид Пинкус, из журнала «Мир Торы», Москва


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?