Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
В конце эпохи танаев центром иудаизма в Вавилонии стал город Неардея.

Первые поколения

Еще во времена танаев в Вавилонии существовали большие ешивы. Однако тогда все мудрецы признавали Эрец Исраэль центром Торы. Великие законоучители, подобно Гилелю и р. Хие, покинули Вавилонию, чтобы изучать и преподавать Тору в Святой Земле. В конце эпохи танаев центром иудаизма в Вавилонии стал город Неардея. Ешива Неардеи называлась Сидра, а возглавлял ее Рейш Сидра. Во времена р. Хии этот пост занимал р. Шела.

Рав и Шмуэль

В 3979 (219) году из Эрец Исраэль в Вавилонию возвратился р. Аба — ученик Раби и р. Хии. В Вавилонии р. Абу называли просто Рав. После смерти р. Шелы мудрецы Неардеи собирались сделать Рава главой ешивы, но он предложил назначить на эту почетную должность Шмуэля, уроженца Неардеи. Сам Рав переехал в город Суру, где и основал свою ешиву. Сура располагалась на юге Вавилонии. До приезда туда Рава в тех краях не было ни одной ешивы. Благодаря ему Сура стала одним из важнейших центров изучения Торы. После того как ешива в Тверии утратила главенствующую роль, центральное место в изучении Торы заняли ешивы Неардеи и Суры, которыми руководили Шмуэль и Рав. Эти ешивы назывались по-арамейски метивтами.

Хотя в ешивах круглый год было многолюдно, особенно большое количество учеников съезжалось в месяцы элуль и адар, которые назывались месяцами собраний. Это время посвящали интенсивному изучению определенного трактата Мишны. В конце такого месяца глава метивты объявлял название трактата, который будет изучаться на протяжении следующей половины года. Мудрецы должны были изучать этот трактат дома, чтобы на следующей сессии обсудить его под руководством главы метивты. Месяцы адар и элуль были выбраны потому, что в это время прерывались земледельческие работы и это облегчало приезд в метивту мудрецов, зарабатывавших себе на жизнь обработкой земли.

Рав и Шмуэль были большими друзьями, однако это не мешало им вести жаркие алахические дискуссии. По вопросам алахических запретов и разрешений преобладала точка зрения Рава, который учился у последнего поколения танаев Эрец Исраэль. Шмуэль же был признанным авторитетом в вопросах, связанных с имущественными спорами. Он также врачевал и хорошо разбирался в законах природы. Шмуэль учился в ешиве Раби, который хотел дать ему смиху. Однако каждый раз что-то мешало Раби выполнить свое решение. Поэтому Шмуэль так и не получил титула раби, и его называют просто Шмуэль или Map Шмуэль.

Рав и Шмуэль составили новые молитвы, а также ввели в службу некоторые молитвы своих предшественников. В тот самый шабат, когда евреи благословляют наступающий месяц, ашкеназские общины произносят молитву «Дай нам долгие дни», которую Рав произносил каждый день по окончании молитвы. От Рава и его учеников идет традиция строения молитвы Мусаф Рош ашана. Хотя основы этой молитвы установлены еще Мишной, Рав и его ученики расширили ее рамки и изложили ее величественным языком, соответствующим святости этого дня.

После смерти Рава в 4007 (247) году Шмуэль на протяжении семи лет был руководителем мудрецов Вавилонии. Некоторые из учеников Рава переехали в Неардею, чтобы продолжать учиться у Шмуэля (Рав Йеуда бен Ехезкель). Ученики, оставшиеся в Суре, для разрешения сложных вопросов также обращались к Шмуэлю.

Политическое положение

Во времена Рава и Шмуэля политическое положение в Вавилонии изменилось. Власть в стране захватил царь Ардэшир из Сасана. Языческие священники-огнепоклонники (хабарей на языке Талмуда) помогли Ардэширу установить свое господство. Евреям было запрещено пользоваться огнем (поэтому евреи часто не могли зажигать свечи Хануки на улице, как положено по закону). Персы не хоронили умерших в земле, а клали их на высокие башни, оставляя на съедение птицам. Они полагали, что захоронения оскверняют землю, и поэтому запретили евреям хоронить умерших и разрушили еврейские кладбища. К счастью, вскоре Ардэшира сменил на престоле Шабур, и преследования евреев прекратились. Языческие священники не имели влияния на Шабура. Царь очень уважал Шмуэля, и благодаря этому положение евреев значительно улучшилось.

Прошло около пяти лет после кончины Шмуэля, и Неардея была разрушена военачальником Пальмиры Папой бар Нацаром. Еще до разрушения города ешива Неардеи переехала в Пумбедиту. На протяжении почти восьми веков Пумбедита являлась центром изучения Талмуда.

Второе и третье поколения

После смерти Шмуэля главой еврейских мудрецов стал р. Йоханан, живший в Эрец Исраэлъ. С его смертью центр изучения Торы снова переместился в Вавилонию. Лидером поколения являлся р. .Уна, ученик Рава и руководитель сурской ешивы. В это время рав Йеуда бар Ехезкель руководил ешивой в Пумбедите и после смерти р. Уны наследовал ему как глава еврейских мудрецов. Он обладал необыкновенно проницательным умом (хариф) и старался привить своим ученикам это ценное качество. Поэтому мудрецов Пумбедиты также называют харифей Пумбедита. Ко второму поколению амораев причисляют также рава Хисду и рава Нахмана бар Якова.

Руководителями третьего поколения являлись Раба бар Нахмани и р. Йосеф из Пумбедиты. Рабу бар Нахмани за его острый и проницательный ум называли Окер арим (вырывающий горы), а р. Йосефа — Синай за его всеобъемлющие знания.

Должность руководителя ешивы не приносила доходов. Лишь немногие, подобно раву Уне и раву Хисде, обладали значительным состоянием. Остальные бедствовали. В доме у Рабы зачастую не было даже черного хлеба. Завистники Рабы донесли на него персидскому царю, и тот отдал приказ арестовать мудреца. Раба был вынужден бежать, долго скрывался от преследования и умер в своем укрытии среди зарослей тростника. После его смерти ешивой руководил друг Рабы — рав Йосеф.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.