Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде

Мудрецы Иерусалимского Талмуда

К первому поколению амораев Эрец Исраэль причисляют р. Яная и двух сыновей р. Хии: Хизкию и Йеуду. Р. Янай был очень состоятельным человеком. Ему принадлежали обширные поля и плантации. Доходами от них он поддерживал мудрецов своей ешивы и их семьи. Основанная им ешива продолжала существовать и после его смерти, а ее воспитанников называли «Мудрецы школы р. Яная».

Одним из выдающихся амораев второго поколения был р. Йоханан. Юношей он учился у Раби, а затем у р. Яная и Хизкии. Р. Иоханан основал свою ешиву в Тверии, бывшей тогда резиденцией руководителей Санхедрина: р. Гамлиэля IV и р. Йеуды Анаси II — сына и внука раби Иеуды Анесиа. Оба они учились в ешиве р. Йоханана и считали его своим наставником и учителем. Все время пока были живы Рав и Шмуэль — величайшие мудрецы поколения, р. Йоханан признавал их главенство и называл их «наши мудрецы из Вавилонии». После их смерти он стал бесспорным духовным лидером еврейского народа. Центр изучения Торы вновь переместился в Эрец Исраэль. В ешиву р. Йоханана переехали многие мудрецы из Вавилонии — наследники традиции своих учителей.

Р. Шимон бен Лакиш (Рейш Лакиш) так же, как и р. Йоханан, в молодости учился в ешиве у Раби. Однако он попал в плен к разбойникам и оказался в их среде. Однажды он встретил р. Йоханана, который убедил его вернуться к изучению Торы. Вначале Рейш Лакиш был учеником р. Йоханана, а затем он стал изучать Тору наравне с учителем. Сестра р. Йоханана вышла замуж за Рейш Лакиша.

Позднее р. Йоханан и Рейш Лакиш вместе руководили ешивой. Обычно, когда р. Йоханан объяснял какое-либо положение Торы, Рейш Лакиш начинал задавать многочисленные вопросы. Завязывалась дискуссия, в результате которой стороны приходили к взаимоприемлемому решению. Р. Йоханан так привык к вопросам Рейш Лакиша, что без них ему было трудно учить Тору. Долгие годы совместной учебы сблизили мудрецов. Однако в старости между ними вспыхнули разногласия и они отдалились друг от друга.. Несмотря на это весть о смерти Рейш Лакиша причинила р. Иоханану жестокие страдания. Ученики безуспешно пытались утешить своего учителя, и вскоре он умер. Это произошло в 4039 (279) году.

Одним из лучших учеников р. Йоханана был р. Элазар бен Педат. После смерти своего учителя он стал во главе мудрецов Эрец Исраэль. Кроме р. Элазара бен Педата, у р. Йоханана учились выдающиеся мудрецы: р. Ами и р. Аси, специально переехавшие для этого из Вавилонии, а также, р. Абау. Р. Абау жил в Кейсарии — резиденции римских наместников — и имел влияние на представителей римских властей. Это влияние он использовал для улучшения положения евреев в Эрец Исраэль.

Ешивы Эрец Исраэль и Вавилонии постоянно контактировали друг с другом. Их мудрецы общались между собой и вместе занимались изучением Торы. Ученики р. Йоханана, переехав в Вавилонию, перенесли туда и традиции своего учителя. Этих мудрецов часто называют нахутей — «спустившиеся» (в духовном плане Земля Израиля выше всех других земель, поэтому переезд из Эрец Исраэль в Вавилонию называется спуском). Наиболее известными из нахутей были Ула, Равин и рав Дими. А р. Ирмия, который родился в Вавилонии и учился там у р. Зейры, переехав, в Святую Землю, стал во главе четвертого поколения мудрецов Эрец Исраэль.

Разрушение ешив Эрец Исраэль и установление календаря

В последние годы жизни р. Ирмии Галл и Урсикин возобновили преследования евреев. В 4111 (351) году ешивы были разрушены, а занимавшиеся там мудрецы бежали в Вавилонию. По окончании периода репрессий ешивы не смогли вновь восстановить свою былую мощь и процветать как прежде. Это было связано с ростом влияния христиан.

Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде. Из-за нестабильности обстановки и постоянных преследований Иерусалимский Талмуд не удалось составить и упорядочить так же тщательно, как Вавилонский Талмуд. Иерусалимский Талмуд написан на западном наречии арамейского языка, который в то время был распространен на территории Эрец Исраэль. (В Вавилонии пользовались восточным наречием арамейского языка.)

В эпоху амораев мудрецы Эрец Исраэль обладали полномочиями судить и налагать штрафы, положенные по Торе, тогда как мудрецы Вавилонии эти полномочия утратили. Поэтому амораи Эрец Исраэль носили титул «Раби» (как и танаи), а амораи Вавилонии — титул «Рав».

Еврейский календарь устанавливался руководителем Санхедрина при непосредственном участии мудрецов Эрец Исраэль. Они должны были определять начало месяцев (полных и неполных) и устанавливать високосные годы. Из Эрец Исраэль календарь передавался во все уголки мира, где жили евреи. По мере того как усиливалось влияние христианства, возникли опасения, что передача еврейского календаря евреям диаспоры может нарушиться. В связи с этим Гилель II, бывший в то время руководителем Санхедрина, установил постоянный календарь и освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха. Таким образом отпала необходимость оповещать диаспору о решении Санхедрина относительно полного или неполного месяца и о високосном годе. Правила установления новомесячий. и високосных годов Гилель передал последующим поколениям. Это произошло в 4120 (360) году.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.