Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на поколение знатоков Торы и в Земле Израиля, и в изгнании.

Раби Зейра — выдающийся праведник и мудрец, оказавший влияние на поколение знатоков Торы и в Земле Израиля, и в изгнании.

Родился в Вавилонии; учился у р. Уны (см.), руководителя ешивы в Суре, и у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.), руководителя ешивы в Пумбедите (Менахот 29а, Брахот 39а).

Р. Зейра стремился совершенствоваться в познании Торы на Святой Земле. Вопреки запрету своего наставника р. Йеуды, он тайно покинул Пумбедиту и, добравшись до Йордана, переправился через него, ухватившись за веревку, протянутую прямо над водой от одного берега до другого — он вступил на Святую Землю мокрым до нитки. На вопрос, почему он действовал настолько поспешно, что даже не нашел перевозчика или мост, р. Зейра ответил: «Кто мог мне гарантировать, что я удостоюсь войти в страну, в которую не удостоились попасть даже Моше и Аарон» (Ктубот 110б-111а, 112а; ИТ Швиит 4:7).

Р. Зейра пришел в Тверию; он учился у р. Йоханана (см.) и р. Шимона бен Лакиша (см.), а затем и у их преемников — р. Ами бен Натана (см.) и р. Аси (см.).

Рассказывается, что р. Зейра держал сто постов с целью «забыть пути изучения Торы, принятые в Вавилонии» (Бава меция 85а) — чтобы навыки, полученные в ешивах Суры и Пумбедиты, не мешали ему в полной мере овладеть методами анализа, принятыми в Святой Земле. Объясняя столь существенное изменение своих подходов к постижению законов Торы, р. Зейра говорил: «Сам воздух Земли Израиля умудряет» (Бава батра 158б).

Р. Зейра получил смиху от мудрецов Тверии (Ктубот 43б, Раши; Санхедрин 14а).

Талмуд повествует: р. Зейра молился, «чтобы над ним не властвовал огонь Геинома» — ради этого он выдержал еще сто постов. Каждые 30 дней он устраивал испытание обыкновенным, земным огнем: «р. Зейра разжигал печь, заходил в нее — и огонь не причинял ему вреда» (Бава меция 85а).

Раби Зейра удостоился исключительного долголетия. На расспросы учеников, в заслугу чего он получил этот дар, р. Зейра перечислил несколько самых «простых» причин: он сказал, что «никогда в жизни не придирался к своим домашним, …и никогда не проходил четырех локтей без тфилин и не размышляя о Торе, и ни разу в жизни не задремывал в доме учения, и не разу не радовался несчастью своего ближнего» (Мегила 28а).

Ближайшим учеником р. Зейры был р. Ирмия (см.), один из лидеров следующего поколения мудрецов Земли Израиля.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!