Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вавилонский Талмуд рождался в острой полемике Абае и Равы...

Абае (4038 /278/ – 4098 /338/) – руководитель ешивы в Пумбедите.

Племянник Рабы (см.); как и тот, происходил из рода коэна Эли – первосвященника из Шило (Рош ашана 18а).

Был сиротой от рождения и воспитывался в семье Рабы.

В Талмуде рассказывается: когда еще совсем маленькими детьми Абае и его друг Рава (см.) начинали изучать Тору, Раба спросил у них: «К кому обращены наши молитвы?». Малыши ответили: «К Милосердному». Наставник спросил: «А где Милосердный пребывает?». Рава показал пальцем вверх, в сторону потолка, а Абае выбежал на улицу и показал на небо. Раба предсказал, что они оба вырастут мудрецами (Брахот 48а).

Учился также у р. Йосефа бар Хии и относился к нему с великим почтением (Кидушин 33а, Недарим 41а). Позже Абае стал талмид-хавером р. Йосефа – его младшим соратником в совместном постижении Торы (Седер адорот). После смерти р. Йосефа в 4083 /323/ году Абае возглавил ешиву Пумбедиты (Гитин 60б, Раши).

Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава – их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда.

Вавилонский Талмуд рождался в острой полемике Абае и Равы – за строительными лесами их дискуссий и споров все яснее выявлялись очертания грандиозного сооружения, вскоре ставшего на века общим домом еврейского народа в изгнании.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

Тематический обзор: Что такое Талмуд и как он выглядит?


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.