Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Хавакук предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Всевышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля.

Хавакук (חבקוק) — пророк в период Первого Храма.

По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души Первого Человека — Адама (см.) (Седер адорот 3254).

Получил пророческую традицию от своего наставника Нахума (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Пророчествовал в царствование Менаше, который правил с 3228 по 3283 год /532-477 гг. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).

Хавакук предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Всевышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук 1:12). И действительно, меньше чем столетие спустя Иерусалимский Храм был уничтожен руками вавилонян, а евреи — изгнаны в Вавилон.

Ряд пророчеств Хавакука относятся к трагическим катаклизмам конца времен, когда народы сойдутся на войну против Израиля, и Творец будет сражаться за Свой народ. «В гневе шествуешь Ты по земле, в негодовании попираешь народы, — говорит пророк о будущей войне эпохи Машиаха. — Вышел Ты для спасения Своего народа, для спасения помазанника Своего сокрушил Ты главу дома скверны…» (3:12-13, Радак и Мальбим).

В служении человека Творцу Хавакук особенно выделял значение чистой веры, говоря: «Ослабеет тот, у кого душа нечестивая, а праведник своей верой жив будет» (2:4; Макот 24а). Его связь с Творцом была настолько прочной, что, обращаясь к Нему с просьбой или молитвой, Хавакук проводил вокруг себя на земле круг и не выходил из него, говоря: «На страже моей буду стоять …и буду ждать, чтобы увидеть, что Он мне скажет и что ответит» (Хавакук 2:1). И однажды он даже сказал Творцу: «Владыка Вселенной, я не сдвинусь отсюда, пока Ты не сообщишь мне срок окончания последнего изгнания сынов Израиля» (Маари Кара, Хавакук 2:1). А много веков спустя, в эпоху Талмуда, к такому же способу молитвы прибегал знаменитый праведник Хони, прозванный Меагель (Проводящий окружность), — в годы засухи он очерчивал вокруг себя круг и не выходил из него, продолжая молиться до тех пор, пока не шел дождь (Таанит 23а).

В 3280 году /480 г. до н.э./ Хавакук передал пророческую традицию своему ученику Цефанье (см.) (Седер адорот).

Погребен в Северной Галилее, у города Хукок (ныне кибуц Хукок в нескольких километрах к северу от Тверии) (там же 3254).

Пророчества Хавакука были сведены в книгу и включены в состав Танаха мудрецами Великого Собрания (Бава батра 15а).

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.