Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хавакук предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Всевышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля.

Хавакук (חבקוק) — пророк в период Первого Храма.

По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души Первого Человека — Адама (см.) (Седер адорот 3254).

Получил пророческую традицию от своего наставника Нахума (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Пророчествовал в царствование Менаше, который правил с 3228 по 3283 год /532-477 гг. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).

Хавакук предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Всевышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук 1:12). И действительно, меньше чем столетие спустя Иерусалимский Храм был уничтожен руками вавилонян, а евреи — изгнаны в Вавилон.

Ряд пророчеств Хавакука относятся к трагическим катаклизмам конца времен, когда народы сойдутся на войну против Израиля, и Творец будет сражаться за Свой народ. «В гневе шествуешь Ты по земле, в негодовании попираешь народы, — говорит пророк о будущей войне эпохи Машиаха. — Вышел Ты для спасения Своего народа, для спасения помазанника Своего сокрушил Ты главу дома скверны…» (3:12-13, Радак и Мальбим).

В служении человека Творцу Хавакук особенно выделял значение чистой веры, говоря: «Ослабеет тот, у кого душа нечестивая, а праведник своей верой жив будет» (2:4; Макот 24а). Его связь с Творцом была настолько прочной, что, обращаясь к Нему с просьбой или молитвой, Хавакук проводил вокруг себя на земле круг и не выходил из него, говоря: «На страже моей буду стоять …и буду ждать, чтобы увидеть, что Он мне скажет и что ответит» (Хавакук 2:1). И однажды он даже сказал Творцу: «Владыка Вселенной, я не сдвинусь отсюда, пока Ты не сообщишь мне срок окончания последнего изгнания сынов Израиля» (Маари Кара, Хавакук 2:1). А много веков спустя, в эпоху Талмуда, к такому же способу молитвы прибегал знаменитый праведник Хони, прозванный Меагель (Проводящий окружность), — в годы засухи он очерчивал вокруг себя круг и не выходил из него, продолжая молиться до тех пор, пока не шел дождь (Таанит 23а).

В 3280 году /480 г. до н.э./ Хавакук передал пророческую традицию своему ученику Цефанье (см.) (Седер адорот).

Погребен в Северной Галилее, у города Хукок (ныне кибуц Хукок в нескольких километрах к северу от Тверии) (там же 3254).

Пророчества Хавакука были сведены в книгу и включены в состав Танаха мудрецами Великого Собрания (Бава батра 15а).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»