Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Раскаяние, Народы мира, Пророки, Александр Кац, Упрек
Цефанья (צפניה) — пророк в период Первого Храма.
Его отец, праведный пророк Куши, был правнуком царя Хизкии (см.) (Цефанья 1:1, Ибн Эзра; Мегила 15а; Седер адорот).
В 3280 году /480 г. до н.э./ Цефанья получил пророческую традицию от своего наставника Хавакука (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Цефанья предрекал погрязшим в грехах евреям, что возмездие придет очень скоро. «Близок день Б-га, — говорил пророк, — ибо приготовил Б-г резню и назначил, кого позвать [на трапезу]» — созвать полевых зверей и птиц, чтобы пожирать трупы павших в день гнева (Цефанья 1:7, Радак). «И будет в то время, — предрекал пророк от имени Творца, — обыщу Я Иерусалим со светильником и покараю людей, которые живут беззаботно, говоря в своем сердце: “Не делает Б-г добра и не делает зла” (там же 1:12)».
Цефанья оглашал свои пророчества в домах молитвы, призывая евреев к немедленному раскаянию: «Одумайтесь и раскайтесь, бесстыдный народ, — до того, как будет вынесен приговор, …до того, как придет на вас пламя гнева Б-га» (Цефанья 2:1-2; Псикта рабати 26, 20; Седер адорот).
Цефанья пророчествовал в годы царствования Йошии (см.), вступившего на престол в 3285 году /475 г. до н.э./ (Цефанья 1:1; Седер адорот). Но грозные предсказания пророка были произнесены еще до того, как юный царь обратился сердцем к Творцу. И хотя впоследствии Йошия достиг высочайшего уровня праведности, предопределение не было отменено, ведь ни царю, ни пророкам не удалось отвратить народ от идолопоклонства и других тяжких грехов, — приговор был лишь отсрочен до смерти праведного царя (Маари Кара и Мальбим).
Вместе с тем, Цефанья предрекал, что гнев Всевышнего опустошит и все окрестные страны, в течение долгих лет притесняющие сынов Израиля, в том числе «землю филистимлян» на западе, а также Моав и Аммон — на востоке. «Моав будет как Сдом, — предрекает пророк, — а города Аммона станут подобны Аморе». Скорая гибель постигнет и прежде могучую Ассирийскую державу: «И прострет Он руку свою над севером, и уничтожит Ассирию, и обратит Ниневию в пустошь, в пустынные и необитаемые места» (Цефанья 2:4-15).
Важная часть пророчеств Цефаньи относится к последнему периоду истории, когда евреи будут возвращены на свою землю. «В то время Я приведу вас и соберу вас, — передает пророк слова Б-га, — и сделаю вас именитыми и прославленными среди всех народов земли, когда возвращу пленников ваших…» (там же 3:20). «Тогда, — предрекал пророк от имени Б-га, — Я изменю язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Б-га и единодушно Ему служили» (3:9). Комментаторы поясняют, что в те времена, после падения армии царя Гога, все народы будут говорить на святом языке Торы и в согласии осуществлять замысел Творца мира (Ибн Эзра и Радак).
В 3316 году /444 г. до н.э./ Цефанья передал пророческую традицию своему ученику Йирмие (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Похоронен в Сирии (Седер адорот 3280).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?