Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Цефанья предрекал, что гнев Всевышнего опустошит и все окрестные страны, в течение долгих лет притесняющие сынов Израиля. В том числе «землю филистимлян» на западе, а также Моав и Аммон — на востоке.

Цефанья (צפניה) — пророк в период Первого Храма.

Его отец, праведный пророк Куши, был правнуком царя Хизкии (см.) (Цефанья 1:1, Ибн Эзра; Мегила 15а; Седер адорот).

В 3280 году /480 г. до н.э./ Цефанья получил пророческую традицию от своего наставника Хавакука (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Цефанья предрекал погрязшим в грехах евреям, что возмездие придет очень скоро. «Близок день Б-га, — говорил пророк, — ибо приготовил Б-г резню и назначил, кого позвать [на трапезу]» — созвать полевых зверей и птиц, чтобы пожирать трупы павших в день гнева (Цефанья 1:7, Радак). «И будет в то время, — предрекал пророк от имени Творца, — обыщу Я Иерусалим со светильником и покараю людей, которые живут беззаботно, говоря в своем сердце: “Не делает Б-г добра и не делает зла” (там же 1:12)».

Цефанья оглашал свои пророчества в домах молитвы, призывая евреев к немедленному раскаянию: «Одумайтесь и раскайтесь, бесстыдный народ, — до того, как будет вынесен приговор, …до того, как придет на вас пламя гнева Б-га» (Цефанья 2:1-2; Псикта рабати 26, 20; Седер адорот).

Цефанья пророчествовал в годы царствования Йошии (см.), вступившего на престол в 3285 году /475 г. до н.э./ (Цефанья 1:1; Седер адорот). Но грозные предсказания пророка были произнесены еще до того, как юный царь обратился сердцем к Творцу. И хотя впоследствии Йошия достиг высочайшего уровня праведности, предопределение не было отменено, ведь ни царю, ни пророкам не удалось отвратить народ от идолопоклонства и других тяжких грехов, — приговор был лишь отсрочен до смерти праведного царя (Маари Кара и Мальбим).

Вместе с тем, Цефанья предрекал, что гнев Всевышнего опустошит и все окрестные страны, в течение долгих лет притесняющие сынов Израиля, в том числе «землю филистимлян» на западе, а также Моав и Аммон — на востоке. «Моав будет как Сдом, — предрекает пророк, — а города Аммона станут подобны Аморе». Скорая гибель постигнет и прежде могучую Ассирийскую державу: «И прострет Он руку свою над севером, и уничтожит Ассирию, и обратит Ниневию в пустошь, в пустынные и необитаемые места» (Цефанья 2:4-15).

Важная часть пророчеств Цефаньи относится к последнему периоду истории, когда евреи будут возвращены на свою землю. «В то время Я приведу вас и соберу вас, — передает пророк слова Б-га, — и сделаю вас именитыми и прославленными среди всех народов земли, когда возвращу пленников ваших…» (там же 3:20). «Тогда, — предрекал пророк от имени Б-га, — Я изменю язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Б-га и единодушно Ему служили» (3:9). Комментаторы поясняют, что в те времена, после падения армии царя Гога, все народы будут говорить на святом языке Торы и в согласии осуществлять замысел Творца мира (Ибн Эзра и Радак).

В 3316 году /444 г. до н.э./ Цефанья передал пророческую традицию своему ученику Йирмие (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Похоронен в Сирии (Седер адорот 3280).

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.