Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Аси: цдака важна как все заповеди, вместе взятые.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Руководитель ешивы в Пумбедите, один из величайших «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от «рав Аба»; 4042 – 4082 /282 – 322/ гг.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из величайших «архитекторов» Вавилонского Талмуда. Происходил из рода коэнов, восходящего к первосвященнику Эли из Шило.Учился в Суре у р.Уны (см.) и в Пумбедите у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.); после смерти р. Йеуды, последовавшей в 4060 /300/ году, Раба в возрасте 18 лет возглавил ешиву в Пумбедите (Седер адорот).

Ближайшим его другом и помощником в руководстве ешивой был р. Йосеф бар Хия (см.); они очень дополняли друг друга: р. Йосефа отличала колоссальная эрудиция, а Рабу – острота и точность анализа (Брахот 64а, Раши). Многочисленные алахические дискуссии между ними, собранные в Вавилонском Талмуде, в значительной степени определили облик этого грандиозного свода Устной традиции, – и в большинстве случаев, кроме трех исключений, законодательное решение принималось в соответствии с точкой зрения более молодого Рабы (Тосафот, Бава батра 114б; Седер адорот). Талмуд называет Рабу «колебателем гор» (Орайот 14а) – настолько острым и неожиданным был его подход к решению любой проблемы.

Ближайшими учениками Рабы были его племянник Абае (см.) и его друг Рава (см.) – лидеры четвертого поколения мудрецов Вавилонии.Под руководством Рабы ешива в Пумбедите стала самым авторитетным центром изучения Торы: в ней одновременно занимались несколько сотен учеников (Ктубот 106а, Раши), а на ежегодные открытые конференции – ярхей кала – собиралось до 12 тысяч слушателей (Бава меция 86а).

Персидский царь Шабур II, запретив евреям устраивать такие многолюдные съезды, повелел схватить их главного вдохновителя. Рабе удалось бежать, но, скрываясь от преследования, он умер – в возрасте 40 лет (там же; Моэд катан 28а).

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.