Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Создание ешив помогло приостановить отход от иудаизма. Централизованная сеть учебных заведений нанесла удар Аскале.

Одним из главных достижений восточноевропейского еврейства в девятнадцатом веке было создание великих центров изучения Торы — ешив.1 Эти образовательные учреждения постепенно стали жизненными центрами еврейских общин, распространяя ученость и согласие, необходимые для поддержания традиционного образа еврейской жизни и поведения, вначале среди митнагдим, а затем и среди хасидов. Подъем этих ешив тоже был новшеством по отношению к методам обучения, принятым в 17—18 веках в Восточной Европе. В ту пору центры Торы были рассеяны и малы. Раввин общины отвечал за образование молодых людей2. Чем крупнее был ученый, тем больше учеников он обычно привлекал, но вся ешива была частным делом, сосредоточенным за столом у раввина или в местной синагоге. А новое движение сделало ешиву «учреждением», примерно таким, каким мы видим ее сейчас.

Большинство еврейских мальчиков учились в хедере3 с трех до десяти лет. После этого некоторые продолжали формальное образование, обычно до тринадцати лет, бар мицвы, посещая местные классы или частного учителя. А потом большинство молодых людей вливалось в местную рабочую силу, помогая ремесленникам или торговцам, или покидали дома, чтобы, терпя лишения, зарабатывать на жизнь в чужом, враждебном окружении. Другие продолжали обучение до шестнадцатисемнадцати лет, когда уже становились талмудическими учеными, поскольку изучение Торы было их единственным занятием с раннего детства. Было принято, чтобы все люди изыскивали время для занятий, хотя бы несколько часов в день.

Однако только избранные с выдающимися способностями, подающие большие надежды в Торе и интеллектуальном развитии, продолжали учиться целый день, а раввин общины был их учителем или наставником. Когда эти одаренные юноши исчерпывали знания местного раввина, им советовали поехать в другое место к большему знатоку Торы, выдающемуся раввину и учиться у него дома. Эти великие раввины принимали, учили, формировали их и постепенно передавали им звание раввина. Но в середине 18 века эта система стала давать сбои, рушиться. Раздел Польши, который длился с 1772 года по 1794 год, разрушил еврейскую экономику и социальную жизнь в Литве, северной Польше и Белоруссии. Хаос войны и социальной нестабильности подорвал традиционную еврейскую образовательную систему. Великим раввинам пришлось покидать свои дома, странствовать, претерпевая опасности, и изучение Торы сильно пострадало от этого.

Существует ностальгический миф относительно восточноевропейского еврейства, изображающий мир наших предков идиллией.4 Все были благочестивы. Процветало изучение Торы. Общественная жизнь евреев не была подвержена кризисам. И хотя материально жили бедно и свирепствовал антисемитизм, евреи в штетле5 были счастливы, терпимы и принимали свой жизненный удел. Мифы в лучшем случае преувеличивают, а часто и во многом они очень неточны. Таков и этот миф. В 19 веке (раздел 3, глава 16 «Просвещение») Аскала (Просвещение) становится серьезной угрозой традиционной еврейской жизни в Литве, северной Польше и Белоруссии, особенно в больших городах, хотя это движение захватывало и местечки.

«Гаон из Вильны ясно видел опасности беспрецедентного роста нового движения [Аскалы] и был очень озабочен его разрушительным влиянием [на соблюдение заповедей]».6 Уровень изучения Торы стал стремительно снижаться не только в деревнях, но даже в окрестностях Вильны, этого «литовского Иерусалима». Многие молодые евреи относились теперь к этому занятию без прежнего энтузиазма. Статус ученого Торы падал в глазах общества. В 1864 году рав Моше Йосеф, раввин из Кринака (Литва) написал письмо в поддержку Воложинской ешивы, описывая в деталях еврейскую жизнь в Литве в начале 19 века.

Мне семьдесят восемь лет, и когда святой рав [Хаим Воложин] основал ешиву, мне было пятнадцать или шестнадцать лет. Я был сообразительным и очень интересовался окружающим миром. До того, как он основал дом Б-га [ешиву в Воложине], мир литовского еврейства был заброшенным, пустым, бесформенным, никто тогда не знал даже ни названия «ешива», ни зачем она нужна, ни чему она учит. Талмудические ученые не пользовались уже славой и популярностью, потому что еврейский мир был лишен серьезных занятий Торой. И святые книги, например Талмуд, не везде можно было найти, а только у некоторых богатых людей. Даже в синагогах больших общин не было всех томов Талмуда, и люди не считали это необходимым, поскольку этим не пользовались7.

Нет сомнения, это письмо рисует слишком мрачную картину, потому что в каждом местечке было несколько выдающихся ученых. Но верно, что традиционному миру митнагедов угрожало невежество, светское влияние и апатия. Он нуждался в жизнеспособной альтернативе хасидизму8 и в силе противодействия Аскале. Решением проблемы было создание ешив по всей Европе. Этим было положено начало движению молодых людей и ученых Торы, которое и до сих пор является одной из главных жизненных сил еврейской традиции.

Полный обзор всех ешив 19 века (и их наследников в 20 веке) выходит за рамки этой книги. Но даже беглый взгляд даст представление о масштабах этого явления.

Он позволяет понять, в чем источник внутреннего напряжения современного еврейского мира, потому что ешивы, по выражению известного неортодоксального еврейского поэта Бялика, это «национальная творческая работа еврейского народа».9


1 Примечательно, что почти все современные учебники истории еврейского народа игнорируют роль ешив. Например, Толдот ам Исраэль, Г. Сасин, Тель-Авив 1969, уделяет этому два параграфа, но посвящает несколько глав светским еврейским движениям, которые столетием позже уже исчезли.

2 Формальное образование для женщин в ортодоксальных кругах появляется лишь в двадцатых годах 20 века. Хотя во всех поколениях встречались женщины больших знаний, раньше их воспитывали дома, чтобы они могли достойно выполнять роль жены и матери, но образовательной структуры для этого не было.

3 Буквально «комната». Традиционное название начального учебного заведения у восточноевропейских евреев.

4 Прославление этого мира в литературе, драме и песнях повсеместно, яркий пример — мюзикл Скрипач на крыше на основе ШоломАлейхема.

5 Штетл — букв, маленькая деревня, местечко. Этот термин стал синонимом образа жизни евреев Восточной Европы до урбанизации еврейских масс и их постепенной эмиграции в 19 веке.

6 Эц хаим, Моше Синонвиц, Тель-Авив 1972, стр. 16.

7 Там же, стр. 15.

8 Рационалистическая, консервативная и неэмоциональная природа большинства литовских евреев делала хасидизм неподходящим для них.

9 Хаим Нахман Бялик (1873—1934), бывший ученик ешивы в Воложине, стал ведущим светским поэтом, особенно популярным в среде политического сионизма.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»