Очевидно, что женщина, в доме которой царит хаос, не отвечает своему предназначению, не может называться хранительницей очага, как было принято с древности, будь она хоть трижды профессор.

Современное общество придает очень большое значение образованию молодого поколения. Именно так и видит свою роль большинство родителей: чтобы дети могли шагать в ногу с двадцать первым веком, им надо дать академические знания, а для гармоничного развития — физическую закалку. Престижные школы, персональные репетиторы, спортивные клубы — все это призвано сделать молодого человека успешным, богатым, сильным.

Очевидно, роль семьи должна заключаться в ином: нигде, кроме семьи, невозможно привить девочке (пока речь идет только о девочках) чувство дома.

Такая позиция может показаться старомодной: разве в наш век скоростей и соблазнов не важнее получить востребованную профессию, добиться карьерного роста, преуспеть в финансовом плане? И разве не проще в этом случае нанять прислугу (благо, будет на что), чтобы освободить себя от домашней рутины, оставив время и силы на что-то более приятное?

Пусть так, пусть будет помощница (я ни в коей мере не против стремления добиться профессиональных успехов и материального благополучия), но главное все же, повторю, — в воспитании чувства дома, желания наводить в нем уют не только тогда, когда вот-вот нагрянут гости. Девочка должна расти не просто с пониманием необходимости порядка, но и ощущать дискомфорт, когда его нет.

Задача эта — не из простых. Помню небольшой эксперимент, который провели в одной из школ для девочек. Посреди коридора поставили стул, на который был пролит кофе, на спинку набросили шарфик. Ученицы, заполнявшие коридор в переменки, долгое время не обращали на него внимания, никого не смущала необходимость обходить этот стул стороной. В конце концов, нашлась одна девочка, которая передвинула его к стене, не подумав, разумеется, что можно было бы и кофе вытереть, и спросить, не потерял ли кто шарфик. О чем говорит этот эксперимент? О том, что у детей попросту не привита эта потребность — потребность в порядке.

Прививка эта необходима, но она должна быть безболезненной, не раздражающей, не бьющей по самолюбию «объекта воспитания».

«Как приятно зайти в дом, где чисто и все на своих местах!» — говорит дочери мама, возвращаясь с совместной прогулки. — «Ты обратила внимание, как уютно у наших друзей?»

«Давай сделаем так: ты сначала наведешь порядок в своей комнате, а потом пойдешь гулять. Увидишь, как тебе самой будет комфортно, когда вернешься!»

Так или примерно так можно постепенно приучать ребенка к порядку, давать ему почувствовать, что красота окружающего мира начинается с собственного дома.

Очевидно, что женщина, в доме которой царит хаос, не отвечает своему предназначению, не может называться хранительницей очага, как было принято с древности, будь она хоть трижды профессор. Приготовить вкусную еду, красиво сервировать стол, не копить в мойке грязную посуду, не коллекционировать пыль на книжных полках — казалось бы, несложные вещи, но почему столько усилий требуется, чтобы это сделать!

А ведь именно они придают девушке уверенность в себе, помогают полнее реализовать интеллектуальный потенциал, добиться успехов на профессиональном поприще.

— Моей дочери это не дано! — утверждает сорокалетняя женщина, пришедшая ко мне на консультацию. — Она рождена совсем для другого!

И ей, успевшей стать уже и бабушкой, невдомек, что семейные проблемы ее дочери, нелады с мужем — во многом следствие домашнего беспорядка. Того самого, в котором начинает свою жизнь новый человечек, обреченный, если ничего не изменится, принять по наследству эту примитивную установку — что его возможности ограничены и ему тоже многое «не дано».

В каждом ребенке изначально заложен вкус к гармонии, красоте, но его надо раскрывать, давать ему возможность проявить себя. Кто как не семья может это сделать? Любовь к хорошей музыке, умение одеваться в соответствии с тем, что тебе действительно идет, способность подобрать цветовую гамму домашнего интерьера, манера общения с людьми и т.д. — все это рождается во время семейных разговоров и благодаря родительскому примеру.

Вообще, застольные разговоры, когда дети сидят вместе с родителями, бабушками-дедушками очень и очень важны, если только они не сводятся к наставлениям и указаниям типа «ешь, пей, вытри нос, иди делать уроки».

Одна фраза, одно какое-то воспоминание, может «зацепиться» на всю жизнь, стать уроком.

…Моя прабабушка, преподававшая когда-то в женской гимназии, рассказывала о том, как девушка должна улыбаться (ни в коем случае не «зубами вперед!»), как правильно встать, сесть, как достойно вести себя в любом обществе. Она рассказывала, что нескромной может быть и излишне замкнутая, «зажатая» девушка. Ведь скованностью она привлекает к себе повышенное внимание… Сколько лет прошло, а как помнятся эти разговоры, как запали они в душу!

Иногда наступает момент, когда девушка хочет отгородиться от семейного влияния, почувствовать себя самостоятельной, но взрослея и вступая в собственный дом, с удивлением обнаруживает, что является отражением своей мамы. А по-другому и быть не может: другого опыта у нее попросту нет.

Когда мы развиваем у девочки опрятность, чистоплотность, желательно, чтобы ее стремления в этой области не доходили до крайности, не оборачивались высокомерием, брезгливостью по отношению к тем, кто менее аккуратен. При виде таких людей у нее должно «включаться» не чувство превосходства, а умение относиться уважительно и с любовью ко всем, кто ее окружает.