Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Песах и связанные с ним воспоминания — причина, по которой мы здесь, в Эрец Исраэль, и имеем право здесь находиться…

Прошел Пурим со всеми его радостями, излишествами и калориями, и еврейский мир устремляется навстречу великому празднику Песах с его подготовительными требованиями. Один из освященных временем ритуалов в еврейских домах — предпасхальная уборка дома, которая захватывает всех домашних, и особенно хозяйку дома.

Удаление из дома хамеца (всех изделий из заквашенного теста) — это только благая цель, которая ставится, чтобы рационализировать иррациональное влечение поставить все в доме на свое место. Чтобы все сияло — без пятнышка и пылинки. Нужные вещи, которыми ежедневно пользуешься, теперь невозможно найти, поскольку их положили «на свое место».

Конечно, со временем, обычно к празднику Шавуот, к новому месту этих предметов, столь необходимых для комфортабельной жизни, уже привыкаешь и отыскиваешь их с легкостью.

Но речь сейчас не об этом. Сейчас важно объяснить, почему все в доме переворачивается вверх дном. Извлекаются из шкафов даже кассеты, бумаги и книги, чего галаха (еврейский закон), собственно, и не требует. Знаю, сейчас, пожалуй, и не ответишь на этот вопрос. Просто еврейские женщины с незапамятных времен не доверяли «послаблениям» галахи, когда речь шла о предпасхальной очистке дома.

Моя задача перед Песахом — протирать от пыли мои книги, опрыскивать их защитным спрэем и возвращать их на прежние места. Поскольку в течение многих лет я собрал немалую библиотеку, сделать это не просто.

Когда дело доходит до домашней работы, я люблю все откладывать. Тем не менее, всегда предвкушаю предпасхальную уборку в книжных шкафах. Книги — это воспоминания. Я помню обстоятельства и места, где я приобрел большинство принадлежащих мне теперь изданий. Без труда узнаю книги моей юности и те, что купил в более поздние годы.

Вижу книги, которые приобрел на сэкономленные гроши, когда учился в иешиве (я никогда не курил — полагал, что деньги на покупку сигарет лучше потратить на книги), и меня подхватывают чистые и радостные воспоминания об этих золотых годах интенсивного изучения Торы и дружбы, которые дает жизнь в иешиве. Помню, что этой книгой я пользовался, когда учился с моим учителем. И, хотя его уже давно нет, для меня он все еще жив, когда я вновь открываю эту книгу и прочитываю несколько абзацев.

Бережно стряхиваю пыль с двух книг, которые достались мне от моего дедушки, и вспоминаю кусок сахара, который он положил мне в рот, когда я был ребенком и правильно объяснил ему слова Раши. Это ощущение сладости никогда не покидает меня. Оно помогает мне в минуты грусти и разочарований.

Мир называет еврейский народ «Народом Книги». Это «книга» сохранила нас как народ и возродила еврейскую жизнь. Ибо «книга» — это Тора, Талмуд, любовь к учению, интеллектуальные стимулы и уважение к учености и ученым. Это — коллективная память еврейского народа. Рассказывая нам о том, что было, книга информирует нас и о том, что происходит сейчас и что предстоит нам в будущем.

Человек не может приблизиться к Песаху без дара памяти. Ибо весь Песах — память. И поэтому чистка дома, которая ему предшествует, тоже часть необходимого процесса «вспоминания». На это можно сетовать, но над этим нельзя смеяться. Песах и связанные с ним воспоминания дают нам право и основание жить здесь, на Земле Израиля.

Парадоксально, что избавление от хамеца позволяет памяти выйти за пределы наших обычных занятий и течь вспять в нашем сердце и нашем сознании.

Так отнесемся же благожелательно к нашей пасхальной уборке. Человек никогда не знает, что найдет, очищая к празднику свой дом.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.