Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Песах и связанные с ним воспоминания — причина, по которой мы здесь, в Эрец Исраэль, и имеем право здесь находиться…

Прошел Пурим со всеми его радостями, излишествами и калориями, и еврейский мир устремляется навстречу великому празднику Песах с его подготовительными требованиями. Один из освященных временем ритуалов в еврейских домах — предпасхальная уборка дома, которая захватывает всех домашних, и особенно хозяйку дома.

Удаление из дома хамеца (всех изделий из заквашенного теста) — это только благая цель, которая ставится, чтобы рационализировать иррациональное влечение поставить все в доме на свое место. Чтобы все сияло — без пятнышка и пылинки. Нужные вещи, которыми ежедневно пользуешься, теперь невозможно найти, поскольку их положили «на свое место».

Конечно, со временем, обычно к празднику Шавуот, к новому месту этих предметов, столь необходимых для комфортабельной жизни, уже привыкаешь и отыскиваешь их с легкостью.

Но речь сейчас не об этом. Сейчас важно объяснить, почему все в доме переворачивается вверх дном. Извлекаются из шкафов даже кассеты, бумаги и книги, чего галаха (еврейский закон), собственно, и не требует. Знаю, сейчас, пожалуй, и не ответишь на этот вопрос. Просто еврейские женщины с незапамятных времен не доверяли «послаблениям» галахи, когда речь шла о предпасхальной очистке дома.

Моя задача перед Песахом — протирать от пыли мои книги, опрыскивать их защитным спрэем и возвращать их на прежние места. Поскольку в течение многих лет я собрал немалую библиотеку, сделать это не просто.

Когда дело доходит до домашней работы, я люблю все откладывать. Тем не менее, всегда предвкушаю предпасхальную уборку в книжных шкафах. Книги — это воспоминания. Я помню обстоятельства и места, где я приобрел большинство принадлежащих мне теперь изданий. Без труда узнаю книги моей юности и те, что купил в более поздние годы.

Вижу книги, которые приобрел на сэкономленные гроши, когда учился в иешиве (я никогда не курил — полагал, что деньги на покупку сигарет лучше потратить на книги), и меня подхватывают чистые и радостные воспоминания об этих золотых годах интенсивного изучения Торы и дружбы, которые дает жизнь в иешиве. Помню, что этой книгой я пользовался, когда учился с моим учителем. И, хотя его уже давно нет, для меня он все еще жив, когда я вновь открываю эту книгу и прочитываю несколько абзацев.

Бережно стряхиваю пыль с двух книг, которые достались мне от моего дедушки, и вспоминаю кусок сахара, который он положил мне в рот, когда я был ребенком и правильно объяснил ему слова Раши. Это ощущение сладости никогда не покидает меня. Оно помогает мне в минуты грусти и разочарований.

Мир называет еврейский народ «Народом Книги». Это «книга» сохранила нас как народ и возродила еврейскую жизнь. Ибо «книга» — это Тора, Талмуд, любовь к учению, интеллектуальные стимулы и уважение к учености и ученым. Это — коллективная память еврейского народа. Рассказывая нам о том, что было, книга информирует нас и о том, что происходит сейчас и что предстоит нам в будущем.

Человек не может приблизиться к Песаху без дара памяти. Ибо весь Песах — память. И поэтому чистка дома, которая ему предшествует, тоже часть необходимого процесса «вспоминания». На это можно сетовать, но над этим нельзя смеяться. Песах и связанные с ним воспоминания дают нам право и основание жить здесь, на Земле Израиля.

Парадоксально, что избавление от хамеца позволяет памяти выйти за пределы наших обычных занятий и течь вспять в нашем сердце и нашем сознании.

Так отнесемся же благожелательно к нашей пасхальной уборке. Человек никогда не знает, что найдет, очищая к празднику свой дом.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени