Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
После покушения на Рабина в израильском обществе началась «охота на ведьм»

Убийство Рабина и его последствия

Продолжение «мирного процесса» вело к дальнейшему расколу и горю израильского общества. После каждой террористической акции большое число израильтян выражало протесты против правительства и конкретно Рабина и Переса. Раздавались даже подстрекательские призывы, а полное игнорирование и грубые ответы Рабина в адрес критиков еще сильнее усугубляли проблему.

А потом наступил кошмар израильского общества. Субботней ночью зимой 1995-6 года во время марша мира в Рабина выстрелили и убили его. В убийстве признался Игаль Амир,[1] бывший студент ешивы Мизрахи и солдат Армии Обороны Израиля, в то время изучавший право в университете. Он заявил, что этим спас Израиль от беды, в которую его завел Рабин. Несмотря на осуждение этого акта мусульманами, раввинами и политическими лидерами разных спектров, настроение израильской публики и особенно прессы повернулось после убийства против правых и религиозных.[2]

Шимон Перес наследовал Рабину на посту премьер-министра и стал продвигать «мирный процесс» дальше, бросая намеки, что теперь может достичь окончательного соглашения с ООП относительно Иерусалима, Хеврона и Западного Берега, и даже с Сирией, относительно мира и Голанских высот. Перес был так уверен в поддержке избирателей после этого убийства, что даже отложил выборы 14 Кнессета с конца осени на май 1996 года. Это были первые прямые выборы премьер-министра. Соперником Переса от правой партии Ликуд был Биньямин Нетаниягу. К удивлению многих, выиграл Нетаниягу[3] и сформировал правительство, основанное на религиозных партиях,[4] новой русской партии иммигрантов и других малых группах в Кнессете.

Снова Израиль оказался на перепутье. Будущее было неясным, неопределенным. Но надежда на уверенный безопасный мир осталась в сердце народа Израиля и евреев мира. Только время покажет будущее всех надежд и молитв Израиля на прочный мир и духовное обновление и возрождение.

ЭПИЛОГ: еврейское выживание

Эта книга покрыла период в 350 лет. На ее страницах встречаются герои, святые, праведники и жертвы. А также законченные злодеи, безумцы, глупцы, трусы и предатели. В ней описаны великие и благородные события в жизни людей и еврейской истории. Это драматическая сага о еврейской истории и испытания с 1640 по 1990 годы показывает истину, которую не мог бы представить себе ни один романист, она написана рукой Провидения посредством событий и поведения смертных — обычных и необычайных.

Светские историки, наблюдая лес и не всегда деревья еврейской истории, останавливаются в трепете от этого рассказа. Даже они замечают действие Божественного Провидения в истории людей и еврейского народа.[5] Верующие евреи всегда видели руку Творца в своей личной жизни и в жизни народа. Все события, которые произошли с Израилем в современную эпоху, предсказаны в Божественной песне Моше, записанной в книге Дварим.[6] В точном предвидении, события, предсказанные Торой и пророками, произошли в нашу эпоху с Израилем, который преследовал ложных богов современности. Но как-то еврейский народ и его вечная Тора выжили. Несмотря на все давление и проклятия, суть Израиля осталась верной Торе и ее принципам, ценностной системе и ее стилю жизни. Реагируя на современную эпоху и ее новую технологию, надежды и политические системы, Тора осталась спасением еврейства, позволив ему быть частью современного мира и в то же время отделенным от него.

Современный мир кисло-сладок по отношению к евреям. Евреи свободнее, богаче и влиятельнее, чем когда-либо раньше в истории диаспоры. И в то же время они хрупче, физически и духовно, больше подвержены разрушению. Дилемма духа и плоти, светского и священного, раздельного и объединенного, которая отмечала для евреев зарю современной эпохи, остается еще нерешенной. Движущие силы истории, влияющие на Израиль, на народ и страну, еще не вполне поняты и оценены. Но чудо выживания евреев и Торы превосходит все события и аспекты современной эпохи евреев. Детализированное будущее народа и Страны Израиля непредсказуемо. Но общее видение судьбы евреев, мира и радости для Земли Израиля, цели и благородства Торы для народа Израиля, спасения и мессианского благословения для Израиля и всего человечества ясно и распознаваемо. История говорит еврею: «Чтобы поняли все народы земли, что сильна рука Творца, и благоговели вы пред Творцом, Богом вашим, во все дни».[7]

 


 

[1] Убил ли он и был ли единственным, кто стрелял в Рабина, неизвестно до сих пор — Г.С.

[2] Что, как некоторые полагают, учитывая вмешательство агента Шабака в это дело, было изначальной целью этой акции — Г.С.

[3] Он обошел Переса всего на один процент, но среди евреев получил перевес в 11 процентов, потому что арабы целиком проголосовали за Переса.

[4] Религиозные партии получили в Кнессете 23 голоса, и среди членов других партий тоже были религиозные евреи.

[5] См. Сесиль Рот, История евреев (НЙ, 1963), стр. 424: «Сохранение евреев, конечно, не случайно. Оно обусловлено силой некого идеала, основанного на признании воздействия Высшей Силы на человеческие события. Но время от времени в истории еврей спасался от уничтожения так, что это нельзя описать иначе как провиденциальное, сверхъестественное событие. Автор (С. Рот) намеренно старался писать в светском духе, но не думаю, что читатели могут совершить ошибку и не увидеть на каждой станице присутствие высшей вечности».

Подобным образом пишет и Пол Джонсон, История евреев (НЙ, 1987), стр. 586-7: «Историк должен брать в расчет все формы свидетельств, включая и те, что кажутся метафизическими. То, что древние евреи смогли выжить и живут среди нас, им самим не кажется удивительным. Они всегда знали, что еврейское общество было избрано, чтобы стать образцовым проектом для всего человечества. Что еврейские дилеммы, драмы и катастрофы должны быть примером, больше чем сама жизнь — это для них казалось только естественным. Евреи тысячи лет вызывали такую беспримерную и неописуемую ненависть, о которой можно лишь сожалеть, но не удивляться ей. Но евреи не только выжили, когда все другие древние народы изменились или исчезли на протяжении истории, и это вполне можно было предсказать. Как могло быть иначе? Так решило Провидение, и евреи подчинились ему».

[6] Дварим (Второзаконие), гл. 28 до конца книги.

[7] Йегошуа 4:24.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье