Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После покушения на Рабина в израильском обществе началась «охота на ведьм»

Убийство Рабина и его последствия

Продолжение «мирного процесса» вело к дальнейшему расколу и горю израильского общества. После каждой террористической акции большое число израильтян выражало протесты против правительства и конкретно Рабина и Переса. Раздавались даже подстрекательские призывы, а полное игнорирование и грубые ответы Рабина в адрес критиков еще сильнее усугубляли проблему.

А потом наступил кошмар израильского общества. Субботней ночью зимой 1995-6 года во время марша мира в Рабина выстрелили и убили его. В убийстве признался Игаль Амир,[1] бывший студент ешивы Мизрахи и солдат Армии Обороны Израиля, в то время изучавший право в университете. Он заявил, что этим спас Израиль от беды, в которую его завел Рабин. Несмотря на осуждение этого акта мусульманами, раввинами и политическими лидерами разных спектров, настроение израильской публики и особенно прессы повернулось после убийства против правых и религиозных.[2]

Шимон Перес наследовал Рабину на посту премьер-министра и стал продвигать «мирный процесс» дальше, бросая намеки, что теперь может достичь окончательного соглашения с ООП относительно Иерусалима, Хеврона и Западного Берега, и даже с Сирией, относительно мира и Голанских высот. Перес был так уверен в поддержке избирателей после этого убийства, что даже отложил выборы 14 Кнессета с конца осени на май 1996 года. Это были первые прямые выборы премьер-министра. Соперником Переса от правой партии Ликуд был Биньямин Нетаниягу. К удивлению многих, выиграл Нетаниягу[3] и сформировал правительство, основанное на религиозных партиях,[4] новой русской партии иммигрантов и других малых группах в Кнессете.

Снова Израиль оказался на перепутье. Будущее было неясным, неопределенным. Но надежда на уверенный безопасный мир осталась в сердце народа Израиля и евреев мира. Только время покажет будущее всех надежд и молитв Израиля на прочный мир и духовное обновление и возрождение.

ЭПИЛОГ: еврейское выживание

Эта книга покрыла период в 350 лет. На ее страницах встречаются герои, святые, праведники и жертвы. А также законченные злодеи, безумцы, глупцы, трусы и предатели. В ней описаны великие и благородные события в жизни людей и еврейской истории. Это драматическая сага о еврейской истории и испытания с 1640 по 1990 годы показывает истину, которую не мог бы представить себе ни один романист, она написана рукой Провидения посредством событий и поведения смертных — обычных и необычайных.

Светские историки, наблюдая лес и не всегда деревья еврейской истории, останавливаются в трепете от этого рассказа. Даже они замечают действие Божественного Провидения в истории людей и еврейского народа.[5] Верующие евреи всегда видели руку Творца в своей личной жизни и в жизни народа. Все события, которые произошли с Израилем в современную эпоху, предсказаны в Божественной песне Моше, записанной в книге Дварим.[6] В точном предвидении, события, предсказанные Торой и пророками, произошли в нашу эпоху с Израилем, который преследовал ложных богов современности. Но как-то еврейский народ и его вечная Тора выжили. Несмотря на все давление и проклятия, суть Израиля осталась верной Торе и ее принципам, ценностной системе и ее стилю жизни. Реагируя на современную эпоху и ее новую технологию, надежды и политические системы, Тора осталась спасением еврейства, позволив ему быть частью современного мира и в то же время отделенным от него.

Современный мир кисло-сладок по отношению к евреям. Евреи свободнее, богаче и влиятельнее, чем когда-либо раньше в истории диаспоры. И в то же время они хрупче, физически и духовно, больше подвержены разрушению. Дилемма духа и плоти, светского и священного, раздельного и объединенного, которая отмечала для евреев зарю современной эпохи, остается еще нерешенной. Движущие силы истории, влияющие на Израиль, на народ и страну, еще не вполне поняты и оценены. Но чудо выживания евреев и Торы превосходит все события и аспекты современной эпохи евреев. Детализированное будущее народа и Страны Израиля непредсказуемо. Но общее видение судьбы евреев, мира и радости для Земли Израиля, цели и благородства Торы для народа Израиля, спасения и мессианского благословения для Израиля и всего человечества ясно и распознаваемо. История говорит еврею: «Чтобы поняли все народы земли, что сильна рука Творца, и благоговели вы пред Творцом, Богом вашим, во все дни».[7]

 


 

[1] Убил ли он и был ли единственным, кто стрелял в Рабина, неизвестно до сих пор — Г.С.

[2] Что, как некоторые полагают, учитывая вмешательство агента Шабака в это дело, было изначальной целью этой акции — Г.С.

[3] Он обошел Переса всего на один процент, но среди евреев получил перевес в 11 процентов, потому что арабы целиком проголосовали за Переса.

[4] Религиозные партии получили в Кнессете 23 голоса, и среди членов других партий тоже были религиозные евреи.

[5] См. Сесиль Рот, История евреев (НЙ, 1963), стр. 424: «Сохранение евреев, конечно, не случайно. Оно обусловлено силой некого идеала, основанного на признании воздействия Высшей Силы на человеческие события. Но время от времени в истории еврей спасался от уничтожения так, что это нельзя описать иначе как провиденциальное, сверхъестественное событие. Автор (С. Рот) намеренно старался писать в светском духе, но не думаю, что читатели могут совершить ошибку и не увидеть на каждой станице присутствие высшей вечности».

Подобным образом пишет и Пол Джонсон, История евреев (НЙ, 1987), стр. 586-7: «Историк должен брать в расчет все формы свидетельств, включая и те, что кажутся метафизическими. То, что древние евреи смогли выжить и живут среди нас, им самим не кажется удивительным. Они всегда знали, что еврейское общество было избрано, чтобы стать образцовым проектом для всего человечества. Что еврейские дилеммы, драмы и катастрофы должны быть примером, больше чем сама жизнь — это для них казалось только естественным. Евреи тысячи лет вызывали такую беспримерную и неописуемую ненависть, о которой можно лишь сожалеть, но не удивляться ей. Но евреи не только выжили, когда все другие древние народы изменились или исчезли на протяжении истории, и это вполне можно было предсказать. Как могло быть иначе? Так решило Провидение, и евреи подчинились ему».

[6] Дварим (Второзаконие), гл. 28 до конца книги.

[7] Йегошуа 4:24.


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше