Темы: Ложь, Тора и бизнес, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКогда мы продаем какой-то товар или услугу, то непременно у него есть и преимущества, и недостатки. В нееврейском мире о недостатках рассказывать не принято. Главное — сделать красивую упаковку и «впарить» клиенту. В еврейском — это вроде как запрещено? Не рассказать покупателю о недостатках — это гневат адаат («введение в заблуждение»)? С другой стороны, если рассказывать обо всех недостатках, тогда попросту никто ничего не купит! Причем не потому, что недостатки существенные, а просто потому, что, наслушавшись недостатков, пропадает желание. Я с трудом представляю себе еврейский рынок, на котором продавец «рекламирует» свои товары детальным изложением всех недостатков, чтобы ни в коем случае не ввести покупателя в заблуждение! Скажите, пожалуйста, как устанавливается граница детализации недостатков/рисков, которые докладывать покупателю не обязательно? О.
Уважаемый О.!
Определённо, не все недостатки, не все минусы человек обязан перечислять.
По Торе человек должен быть честен по отношению к другой стороне, продавец — по отношению к покупателю, покупатель — по отношению к продавцу. Если у изделия имеется какой-то недостаток, о котором покупатель не знает, а если бы знал — не купил бы, разумеется, продавец обязан сообщить.
Но Вы спрашиваете не об изъянах. Существуют, например, товары разного качества. Как правило, цены у них разные. Если уровень товара соответствует его цене, продавец ничего не обязан сообщать покупателю. Но говорить покупателю: «Вы совершаете особо выгодную сделку», продавая обычный товар по обычной цене, нельзя. Это неправда и обман.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Захария Матитьяу
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?