Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Хесед, Рав Александр Кац, Ешива Воложин, Литва
Раби Залман бар Бен-Цион Сороцкин (5641-5726 /1881-1966/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в литовском крае.
Прославился как илуй (вундеркинд). Уже в возрасте десяти лет начал заниматься в Воложинской ешиве, возглавляемой р. Нафтали-Цви-Йеудой Берлиным (Нецив).
После того, как российские власти закрыли Воложинсую ешиву, он продолжил образование в ешиве г. Телза (Тельшая) и стал ближайшим учеником главного раввина этого города р. Элиэзера Гордона. Женился на дочери р. Гордона.
После женитьбы р. Сороцкин совершенствовал свои познания в Воложинской ешиве, восстановленной зятем Нецива, р. Рефаэлем Шапиро (Торат Рефаэль). Некоторое время спустя он вернулся в Телз и взвалил на свои плечи административное руководство ешивой, проявив на этом поприще выдающиеся организаторские способности.
В 5671 /1911/ году, после смерти р. Гордона, р. Сороцкин покинул Телз и возглавил общину одного из местечек около Вильно (Вильнюса). Позднее он стал раввином в местечке Жейтеле, расположенном недалеко от г. Гродно (в Жейтеле родился р. Исраэль-Меир Акоэн Хафец Хаим).
В годы первой мировой войны р. Сороцкин после длительных скитаний поселился в Минске, где много сделал для организации помощи другим беженцам.
В период между двумя мировыми войнами он был главным раввином г. Луцка на Волыни — в этом городе, вошедшем в состав независимой Польши, проживало около тридцати тысяч евреев.
Он приобрел высокий авторитет законоучителя — впоследствии его алахические респонсы вышли в свет отдельной книгой, получившей название Мознаим леМишпат («Весы правосудия»).
Р. Сороцкин был ближайшим соратником таких духовных лидеров поколения, как Хафец Хаим и р. Хаим-Озер Гродженский, — и в первую очередь, в деле руководства Советом ешив (Ваад аешивот), созданной в 5684 /1924/ году для оказания материальной поддержки ешивам Польши и литовского края.
С началом второй мировой войны советские войска захватили Луцк, и над р. Сороцкином нависла угроза ареста. Ему удалось бежать в г. Вильно (Вильнюс).
Когда осенью 5700 /1939/ года разнесся слух, что советское правительство собирается передать Вильно независимой Литве, будто по единому сигналу со всех концов оккупированной русскими и немцами Польши в этот город устремились знатоки Торы — среди нескольких тысяч беженцев были руководители и ученики двадцати трех ведущих ешив, в том числе, из Мира, Гродно, Каменца, Клецка, Новардока (Новогрудка) и Любавичей. По поручению р. Хаима-Озера Гродженского, возглавлявшего общину Вильно, р. Сороцкин занялся размещением ешив и благоустройством их быта (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).
После того как летом 5700 /1940/ года Литовская республика «добровольно» влилась в состав СССР, р. Сороцкин совершил алию на Землю Израиля.
В 5702 /1942/ году он создал на Святой Земле Ваад аешивот (Совет ешив) — по образцу существовавшего до войны в Восточной Европе.
Поддержка, оказываемая Ваадом, позволила многим ешивам устоять в голодные военные годы. Наряду с предоставлением прямых финансовых дотаций, эта организация приобретала для учащихся необходимые одежду и книги. Ваад помогал не только «литовским», но и хасидским, и сефардским ешивам Земли Израиля (Везэ шаар ашамаим с.540-541).
В 5714 /1954/ году, после смерти р. Исера-Залмана Мельцера, р. Сороцкин сменил его во главе всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль.
В 5710-е — 5720-е /1950-е — 1960-е/ годы он возглавлял и деятельность организации Хинух ацмаи (Независимое образование), объединяющей широкую сеть общеобразовательных школ, преподавание в которых строилось на основе ценностей Торы.
Р. Сороцкин прославился как выдающийся даршан (проповедник) и оратор — его беседы, содержащие толкования Торы, были изданы под названием Адеа веаДибур («Знание и речь»).
Его комментарии на Пятикнижие вошли в книгу, озаглавленную Ознаим леТора («Прислушиваясь к Торе»).
Р. Залман Сороцкин умер восьмого тамуза 5726 /1966/ года — ему было восемьдесят пять лет.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»