Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения

Раби Залман бар Бен-Цион Сороцкин (5641-5726 /1881-1966/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в литовском крае.

Прославился как илуй (вундеркинд). Уже в возрасте десяти лет начал заниматься в Воложинской ешиве, возглавляемой р. Нафтали-Цви-Йеудой Берлиным (Нецив).

После того, как российские власти закрыли Воложинсую ешиву, он продолжил образование в ешиве г. Телза (Тельшая) и стал ближайшим учеником главного раввина этого города р. Элиэзера Гордона. Женился на дочери р. Гордона.

После женитьбы р. Сороцкин совершенствовал свои познания в Воложинской ешиве, восстановленной зятем Нецива, р. Рефаэлем Шапиро (Торат Рефаэль). Некоторое время спустя он вернулся в Телз и взвалил на свои плечи административное руководство ешивой, проявив на этом поприще выдающиеся организаторские способности.

В 5671 /1911/ году, после смерти р. Гордона, р. Сороцкин покинул Телз и возглавил общину одного из местечек около Вильно (Вильнюса). Позднее он стал раввином в местечке Жейтеле, расположенном недалеко от г. Гродно (в Жейтеле родился р. Исраэль-Меир Акоэн Хафец Хаим).

В годы первой мировой войны р. Сороцкин после длительных скитаний поселился в Минске, где много сделал для организации помощи другим беженцам.

В период между двумя мировыми войнами он был главным раввином г. Луцка на Волыни — в этом городе, вошедшем в состав независимой Польши, проживало около тридцати тысяч евреев.

Он приобрел высокий авторитет законоучителя — впоследствии его алахические респонсы вышли в свет отдельной книгой, получившей название Мознаим леМишпат («Весы правосудия»).

Р. Сороцкин был ближайшим соратником таких духовных лидеров поколения, как Хафец Хаим и р. Хаим-Озер Гродженский, — и в первую очередь, в деле руководства Советом ешив (Ваад аешивот), созданной в 5684 /1924/ году для оказания материальной поддержки ешивам Польши и литовского края.

С началом второй мировой войны советские войска захватили Луцк, и над р. Сороцкином нависла угроза ареста. Ему удалось бежать в г. Вильно (Вильнюс).

Когда осенью 5700 /1939/ года разнесся слух, что советское правительство собирается передать Вильно независимой Литве, будто по единому сигналу со всех концов оккупированной русскими и немцами Польши в этот город устремились знатоки Торы — среди нескольких тысяч беженцев были руководители и ученики двадцати трех ведущих ешив, в том числе, из Мира, Гродно, Каменца, Клецка, Новардока (Новогрудка) и Любавичей. По поручению р. Хаима-Озера Гродженского, возглавлявшего общину Вильно, р. Сороцкин занялся размещением ешив и благоустройством их быта (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).

После того как летом 5700 /1940/ года Литовская республика «добровольно» влилась в состав СССР, р. Сороцкин совершил алию на Землю Израиля.

В 5702 /1942/ году он создал на Святой Земле Ваад аешивот (Совет ешив) — по образцу существовавшего до войны в Восточной Европе.

Поддержка, оказываемая Ваадом, позволила многим ешивам устоять в голодные военные годы. Наряду с предоставлением прямых финансовых дотаций, эта организация приобретала для учащихся необходимые одежду и книги. Ваад помогал не только «литовским», но и хасидским, и сефардским ешивам Земли Израиля (Везэ шаар ашамаим с.540-541).

В 5714 /1954/ году, после смерти р. Исера-Залмана Мельцера, р. Сороцкин сменил его во главе всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль.

В 5710-е — 5720-е /1950-е — 1960-е/ годы он возглавлял и деятельность организации Хинух ацмаи (Независимое образование), объединяющей широкую сеть общеобразовательных школ, преподавание в которых строилось на основе ценностей Торы.

Р. Сороцкин прославился как выдающийся даршан (проповедник) и оратор — его беседы, содержащие толкования Торы, были изданы под названием Адеа веаДибур («Знание и речь»).

Его комментарии на Пятикнижие вошли в книгу, озаглавленную Ознаим леТора («Прислушиваясь к Торе»).

Р. Залман Сороцкин умер восьмого тамуза 5726 /1966/ года — ему было восемьдесят пять лет.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»