Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто воздерживается от наказания сына и выгораживает его в ситуациях, когда сын заслуживает наказания — ненавидит своего сына, поскольку в конце концов тот испортится»Виленский Гаон, Совершенная мера, 6
Тема

Сефарды

Сефардские евреи, или Сефарды — так называют потомков евреев Испании, Португалии, Италии, Южной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и бывшей Оттоманской империи. Слово «сфарад» на иврите означает «Испания». Сефардские евреи имеют свои религиозные обычаи, версию молитв (нусах), своих духовных лидеров. Вековое проживание в мусульманских странах оказало существенное влияние на формирование ментально-культурного облика сефардов.

Другая группа евреев — ашкеназы — это, в большинстве своем потомки евреев средневековых Германии и Северной Франции, которые позже осели в Польше, России и других странах Восточной Европы, а затем также перебрались в Америку и Израиль.

Оглавление

Зарождение сефардской традиции ↓

Рамбам ↓

Рамбан и рабейну Йона ↓

Рош и совмещение сефардской и ашкеназской традиций ↓

Арба Турим ↓

Мудрецы Испании X-XV веков ↓

Особенности сефардских обычаев ↓

После изгнания из Испании ↓

Раби Йосеф Каро и «Шульхан Арух» ↓

Анусим и новые центры Торы ↓

Сефарды в Османской империи ↓

Сефардские общины в Сирии и Египте ↓

Появление сефардских общин в Америке и Индии ↓

Сефарды в Земле Израиля ↓

Сефарды в Марокко ↓

Тенденции рубежа XIX-XX веков ↓

Сефарды и Катастрофа ↓

Сефардские общины в диаспоре сегодня ↓

Сефарды в Государстве Израиль ↓

Кто понимается под сефардами и их численность в мире ↓

Зарождение сефардской традиции [↑]

После разрушения Второго Храма евреи рассеялись по многим странам мира и там, в галуте, еврейские общины формировались обособленно друг от друга и под влиянием культуры тех народов, среди которых они поселились, что привело к некоторым различиям в нусахе, обычаях, образе жизни. Так появились ашкеназские, сефардские, горские, бухарские, итальянские, йеменские евреи.

Принято считать, что основу сефардского нусаха заложили потомки евреев, в 1492 году изгнанных из Испании. Этим и объясняется название: Испания на иврите — «сфарад».

Но все же рассказ о зарождении сефардской традиции начинается гораздо раньше, в X веке, когда из одного итальянского порта вышел корабль, на борту которого, среди прочих пассажиров, находились четыре еврейских мудреца: раби Моше (с сыном Ханохом), рабейну Хушиель и рабейну Шмарьяу; имя четвертого неизвестно.

В пути корабль был задержан пиратским судном, и всех пассажиров взяли в плен. Наших мудрецов продали в разных портах: раби Моше вместе с сыном — в Кордове, рабейну Хушиеля — в Кайруане (Тунис), а ра­бейну Шмарьяу — в Александрии (Египет). Там еврейские общины выкупили их, следуя заповеди выкупать пленников, и очень скоро освобожденные мудрецы встали во главе трех самых больших общин Европы и Северной Африки.

Появление «четырех пленников» произвело переворот в тех общинах, которые их выкупили. Хотя уровень преподавания и изучения Торы в Испании и Северной Африке того времени был достаточно высок, но испанские и североафриканские мудрецы были настолько близки к вавилонским ешивам, с которыми вели постоянную переписку, что не привыкли самостоятельно получать из Талмуда ответы на сложные алахические вопросы, ибо всегда знали, что самый компетентный и полный ответ можно получить в виде письма от вавилонских гаонов.

Главной характеристикой эпохи после арабских завоеваний для Испании и Северной Африки была терпимость мусульманской культуры, переживавшей расцвет, ко всем тогдашним новым веяниям. Переводились древнегреческие авторы, появились собственные блестящие философы, ученые, медики, развивалась арабская поэзия. Евреи участвовали во всех этих процессах. И мавры (так принято называть мусульман этого региона) поощряли деятельность евреев во всех областях.

Одного из «четырех пленников» выкупила из рук морских пиратов еврейская община. Обретя свободу, раби Моше вместе с его сыном раби Ханохом отправились в ешиву испанского города Кордова. Здесь раби Моше показал настолько блестящее знание и понимание Талмула, что глава ешивы, раби Натан, встал со своего места и уступил его раби Моше, а сам перешел в ряды его учеников.

В результате, Раби Моше и его сын раби Ханох превратили Кордову в еврейский духовный центр Испании.

Вторым столпом «сефардского» еврейства стал Кайруан, крупный город в Тунисе, куда попал второй из «четырех пленников» — рабейну Хушиель. Самым видным его учеником был его сын, рабейну Хананель, известный своим комментарием к Талмуду.

У рабейну Хананеля учился знамений Рифраби Ицхак Аль-Фаси (1013-1103). «Аль-Фаси» означает «из Феса» — его родной город в Марокко. Можно сказать, что именно он заложил сефардскую традицию и был ее первым учителем. Сотни последователей получили знания непосредственно от него, но еще большее число еврейских учителей черпало мудрость из его книги Рифа «Сефер алахот» («Книга законов»).

В возрасте семидесяти лет Риф был вынужден перебраться в Испанию, где на протяжении двух десятилетий продолжал преподавательскую деятельность. Его преемником стал знаменитый талмудист и праведник раби Йосеф Алеви ибн Мигаш, или сокращенно Ри-Мигаш (1077-1141).

Рамбам [↑]

Раби Моше бар Маймон (РАМБАМ) — один из величайших законоучителей всех эпох, а также кодификатор, философ, ученый и врач. Значение Рамбама в жизни еврейского народа переоценить невозможно. «От Моше до Моше не было никого, подобного Моше» — написано на его могиле.

Рамбам родился в 1135 году в Кордове и успел в шестилетнем возрасте получить благословение от знаменитого раби Йосефа АлевиРи-Мигаша, и уже став взрослым, утверждал, что всеми своими достижениями обязан этому благословению.

В книге Мишне Тора, которая и поныне считается одной из основных алахических книг, Рамбам систематизировал всю алаху, все законы, которые евреи обязаны были выполнять в дни Храма и в наши дни, будь то законы Торы или установления мудрецов, сведя в одно место рассуждения, которые в Гемаре зачастую разбросаны по разным трактатам. Свое сочинение Рамбам разделил на 14 частей, поэтому его также называют «Яд аХазака» («Сильная рука»): численное значение слова «Яд» («рука») — 14.

Рамбан и рабейну Йона [↑]

Один из крупнейших комментаторов Торы, Танаха и Талмуда, великий мудрец своего поколения раби Моше бен Нахман (Рамбан, или Нахманид) родился в 1195 году, в городе Герона, в испанской провинции Каталонии.

Уже в молодом возрасте Рамбан написал свои объяснения к Талмуду «Хидушей Рамбан», а также «Сефер а-милхамот» и «Сефер а-Зхут аль аРиф». Две последних книги принесли Рамбану мировую известность. Эти труды в защиту знаменитого кодекса еврейского закона Рифа, составленного на основе Вавилонского Талмуда, поражают бережным отношением к традиции и стремлением понять каждый нюанс алахических постановлений.

Наследие двоюродного брата Рамбана, рабейну Йона, также очень ценно. Наиболее известны два его труда — «Шаарей тшува» и комментарий к трактату Мишны «Пиркей Авот». Оба они относятся не к алахической составляющей Устной Торы, а к цельному учению, занятому такими вопросами, как развитие личности, усовершенствование качеств души, освобождение человека от власти низменных страстей и животных инстинктов. Его книги стали основополагающими в этой области.

Рамбан и рабейну Йона заложили новую школу, из которой вышла целая плеяда ученых, прославившихся своими фундаментальными трудами по исследованию Талмуда.

В то время, независимо друг от друга, разрабатывались два разных подхода. В Испании, находившейся под сильным влиянием гаонов, изучение строилось на традиционной интерпретации талмудической полемики, как было принято в вавилонских ешивах. Толкования Талмуда и алахические выводы, в готовом виде полученные испанскими мудрецами в письмах от гаонов, передавались из поколения в поколение и бережно сохранялись.

В отличие от испанских коллег, ученые Германии, а также северных областей Италии и Франции, не имевшие регулярной связи с гаонами, были вынуждены разработать свои методы анализа текстов Талмуда, которые приводили их к совершенно новым выводам (хидушим), открывая то, что раньше скрывалось за этими текстами, но несомненно в них содержалось. Эти ученые опирались исключительно на логику рассуждений Гемары.

Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию и выработали новый синтетический метод, который заключался в сочетании традиции гаонов с самостоятельным анализом, когда толкования, полученные в вавилонских академиях, не принимаются как сами собой разумеющиеся, а проверяются в свете анализа текста Гемары.

Рош и совмещение сефардской и ашкеназской традиций [↑]

Различия между ашкеназским и сефардским еврейством в методике изучения Талмуда к конце XIII века почти нивелировались и на практике проявлялись, в основном, в порядке и тексте тех молитв, которые были составлены в пост-талмудическую эпоху.

Но постепенно начала обнаруживаться тенденция, которая могла привести к появлению нового серьезного различия между сефардами и ашкеназами. У множества испанских раввинов вошло в обычай решать все алахические вопросы на основании кодексов Рифа и Рамбама без учета мнений мудрецов Франции и Германии. Ашкеназские раввины, наоборот, почти не принимали во внимание мнение Рифа и Рамбама. Дело было не в принципиальном несогласии, а в географической удаленности центров друг от друга.

Раби Ашер бар Йехиэль, или, сокращенно, Рош — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья и один из величайших законоучителей всех времен (ок. 1250-1327), бежавший от гонений из Германии в Испанию, хотел уйти от такой однобокости и совместить оба подхода.

Рош написал свой прославленный кодекс, за которым закрепилось название Пискей а-Рош («Законодательные решения Роша»), в котором подвел итоги более чем двухвековой законодательной работы авторов Тосафот.

Он сумел органично объединить ашкеназские и сефардские трактовки многих законов. К алахическим решениям, приведенным в кодексах Рифа и Рамбама, он добавил мнения Раши, многочисленных тосафистов Франции и Германии, а также свои собственные законодательные постановления и выводы.

Арба Турим [↑]

Сын рабейну Ашера, раби Яаков Бааль аТурим, или, сокращенно Тур (1270-1343), прославился своей книгой «Арба Турим», в которой продолжена линия, начатая его отцом.

В переводе с иврита «арба турим» — четыре ряда, четыре раздела. Раби Яаков разделил книгу на четыре больших части:

1) «Орах Хаим» («Образ жизни») объединяет правила ежедневного поведения, а также законы Субботы, праздников и будней;

2) «Йоре Деа» («Учитель мудрости») посвящена кашруту, законам обрезания, траура и пр.;

3) «Эвен аЭзер» («Скала помощи») включает положения о браке и разводе;

4) «Хошен Мишпат» («Знак суда») посвящена судопроизводству и заповедям, регулирующим имущественные отношения.

Этот труд стал впоследствии основой для составления базисного еврейского законодательного кодекса «Шульхан Арух» (см. о нем ниже), принятого по сей день как сефардскими, так и ашкеназскими общинами во всем мире.

Мудрецы Испании X-XV веков [↑]

В эти века в Испании, кроме уже упомянутых, жили и преподавали в многочисленных ешивах величайшие мудрецы, заложившие основы сефардской традиции.

Вообще, эпоха с X до начала XII в. называется «золотым веком Испанского еврейства». Упомянем лишь некоторых из них.

Раби Хасдай ибн Шапрут (4660-4730 /900-970/ гг.) и Шмуэль аНагид (4753-4815 /993-1055/ гг.) — выдающиеся еврейские ученые и государственные деятели. Они служили мусульманским правителям Кордовы и Гранады и добились значительных успехов на обще-политическом поприще — каждый в свое время и в своем месте — создав тем самым хорошую опору для набиравших тогда силу еврейских общин. Но кроме этого, каждый з них оставил огромный вклад в еврейской мысли — комментарии на Талмуд, ТаНаХ, философские сочинения, а также исследования иврита и грамматики святого языка.

В христианской части Испании жил и творил раби Авраам ибн Эзра — мудрец Торы, выдающийся талмудист и комментатор Танаха.

Несколько позже в Кордове жил мудрец и историк еврейской мысли раби Авраам бар Давид Алеви Ибн Дауд, он же Раавад аРишон (4870-4940 /1110-1180/ гг.), автор «Книги кабалы».

С севера Испании происходил духовный глава своего поколения, великий мудрец Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия (Рама; ок. 4930-5005 /ок.1170-1245/ гг.), автор комментариев на Талмуд «Яд Рама».

Стоит также упомянуть великого мудреца XIV века раби Нисима Геронди (раби Нисим бар Реувен, сокращенно Ран; ок. 5070 — ок. 5135 /ок. 1310 — ок. 1375/ гг.). Этот выдающийся законовед и комментатор был главой своего поколения мудрецов Испании. Хотя он жил уже несколько позже «золотого века евреев Испании», тем не менее, под его руководством Тора в еврейской общине вновь окрепла.

Одним из мудрецов XV-го века был дон Ицхак Абарбанель (5197-5268 /1437-1508/ гг.) — знаток Торы, философ, комментатор ТаНаХа, выдающийся политический деятель. Именно он стоял во главе евреев Испании во время их печального изгнания в 1492 г. — несмотря на все его заслуги перед короной, ему не удалось изменить ситуацию, и он, покинув Пиренейский полуостров вместе с остальными, позже осел в Италии.

Особенности сефардских обычаев [↑]

В XIII-XV веках окончательно определились особенности религиозной практики, характерные для евреев Пиренейского полуострова и отличавшие их от ашкеназов. Эти особенности, унаследованные сефардами, касались прежде всего трактовки алахических вопросов: так, сефардам, в отличие от ашкеназов, было разрешено есть рис и горох в Песах, употреблять в пищу вместе с молочными продуктами яйца, найденные при ритуальном убое внутри кур.

В связи с запретом есть седалищный нерв ашкеназы, как правило, не употребляли в пищу бедро млекопитающего, а сефарды лишь извлекали нерв.

Сефарды не приняли таканот рабейну Гершома (Меор а-Гола), запрещающие многоженство и развод против воли жены.

Ашкеназские раввины отвергали принятую у сефардов практику чтения слихот в субботу, предшествующую Йом-Кипуру.

Обозначились и различия в устройстве синагог и порядке синагогальной службы: так, в сефардских синагогах Свиток Торы хранился в богато инкрустированном деревянном или серебряном футляре (у ашкеназов — в чехле из парчи или шелка), арон а-кодеш — шкаф для хранения свитка — часто имел три отделения, из которых центральное было самым высоким. Возвышение для публичного чтения Торы (бима) располагалось у сефардов в центре синагоги (у ашкеназов — около арон а-кодеш), а возношение Свитка Торы предшествовало его чтению (у ашкеназов — следовало за ним) и т.п.

После изгнания из Испании [↑]

Свыше половины всех испанских беженцев нашли временное убежище в Португалии, но не прошло и года, как евреев, не принявших католичество, изгнали и оттуда. Часть испанских изгнанников переселилась в Среднюю и Северную Италию.

Многие испанские евреи нашли убежище в странах Северной Африки. В Марокко и Алжире они вошли в уже существовавшие с 5151 (1391) года общины. Но после нашествий испанцев на Алжир, Тунис и Триполи, а также вследствие тирании местных властителей в Марокко, многие испанские изгнанники двинулись дальше, в Турцию.

Среди прибывших в Турцию были врачи, купцы, промышленники, сделавшие для развития Турции так много, что турки не могли не видеть несомненную пользу от евреев. Центрами поселения испанских беженцев стали Стамбул (Константинополь), Салоники (Балканский полуостров) и Измир (Смирна) в Малой Азии. Прошло совсем немного времени, и салоникская община стала видным центром изучения Торы.

Несмотря на то, что из коренных турецких евреев вышли такие мудрецы, как глава Стамбульской общины р. Элияу Мизрахи (Раам), знаменитый своими разъяснениями к комментарию Раши на Пятикнижие, в целом пришельцы из Испании превосходили турецких евреев в знаниях. Поэтому все общины Турции быстро стали «сефардскими» (т. е. «испанскими»).

В Египте, столица которого — Александрия — к тому времени уже стала одним из центров сефардской традиции, благодаря одному из выкупленных еврейских пленников — ра­бейну Шмарьяу — евреям удалось удержаться, а после того, как власть там в начале XVI века от мамлюков перешла к туркам, еврейская община расцвела.

В 1517 году турки-османы захватили Палестину, и началось массовое переселение евреев в Святую Землю — восхождение в Эрец Исраэль.

Раби Йосеф Каро и «Шульхан Арух» [↑]

Раби Йосеф Каро, будущий великий учитель и ученый, известный всему еврейскому миру как автор «Шульхан Аруха», прибыл в Землю Израиля в 5296/1536 году и поселился в городе Цфат.

В этот период туда съезжались евреи Испании и Португалии. Первым появился в Цфате р. Яаков Бейрав. Он родился в Испании в 5234 (1474) году, а после изгнания поселился в Марокко, откуда в возрасте 60 лет прибыл в Цфат и стал раввином процветающей общины.

К прибытию раби Каро в Цфате жили наиболее авторитетные раввины сефардской общины того времени. Все они тут же единогласно пригласили рава Каро возглавить их общину. Вопросы по поводу исполнения мицвот, связанных с Эрэц Исраэль, были особенно популярны в ту эпоху, поэтому рабби Каро должен был разбираться в этом вопросе.

Влияние евреев, изгнанных из Испании и Португалии, возрастало и распространялось по всей территории Средиземноморья и Востока. Оттоманская империя широко распахнула перед ними свои двери, и учителя-сефарды задавали тон в своих общинах. Понемногу большие массы были завоеваны посредствам обрядов, испанских обычаев и даже языка — ладино, — который они во многих местах сохранили вплоть до Второй Мировой войны.

Но в Эрец Исраэль жили и евреи-ашкеназы, желавшие сохранить свои обычаи. Такое сосуществование общин, следовавших разным традициям, порождало противоречия, которые предстояло решать учителям поколения, и в частности, рабби Йосефу Каро.

Будучи сефардом, он выступал за сохранение испанского наследия. Но все же многие его решения соответствовали ашкеназской традиции.

В то время многие еврейские общины утеряли свою традицию, находясь в изгнании: они были уничтожены и вновь восстановлены. Раби Йосеф Каро написал обширный труд под названием «Бейт Йосеф», основываясь по каждому алахическому вопросу на трудах Рифа, Рамбама и Роша. Риф — как носитель традиции гаонов, полученной им от рабейну Хананеля. Рамбам — в качестве представителя испанской школы. И Рош — как наиболее видный, по мнению раби Йосефа Каро, представитель ашкеназских мудрецов.

Сокращенным вариантом «Бейт Йосефа», написанным, «чтобы Тора Вс-вышнего оставалась истинной в устах каждого сына Израиля, и чтобы каждый учитель, которому зададут вопрос, мог дать недвусмысленный ответ» стала книга Шульхан Арух (дословный перевод — «Накрытый стол»). В Шульхан Арухе сохранено деление Тура на четыре части: «Орах хаим», «Йорэ деа», «Эвен аэзер» и «Хошен мишпат». Таким образом, вновь соединились — под одной обложкой — сефардская и ашкеназская традиции.

При этом ашкеназы стали принимать Шульхан Арух только с примечаниями к нему, написанными раби Моше Исерлисом (Рамо) и названными «Мапа» (дословно — «Скатерть»).

Анусим и новые центры Торы [↑]

Анусим — так называли евреев, принужденных под страхом смерти властями перейти в другую религию, однако, как правило, анусим лишь делали вид, что принимали другую веру, но, на самом деле, оставались верны иудаизму и всем еврейским традициям. В Испании в свое время было очень много т.н. марранов — испанских анусим. Много их было и в Португалии. Нередко они были вынуждены оставлять свои города и бежать в другие.

Анусим, бежавшие из Испании и Португалии, основали многочисленные общины в Европе, включая те страны, где до этого проживали преимущественно ашкеназские евреи.

В начале XVI в. община анусим возникла во Фландрии, в середине XVI в. — в Италии, в конце XVI в. — во Франции, Нидерландах и Германии, в первой половине XVII в. — в Дании, в середине XVII в. — в Великобритании.

Из Нидерландов, Германии и Дании некоторые сефарды переселялись в Польшу, Литву и Латвию.

Почти все общины, основанные анусим в Западной и Южной Европе, первоначально были тайными или полулегальными и нередко становились объектами дискриминации и гонений; только в Ливорно, Гамбурге, Копенгагене, Амстердаме и некоторых других местах они с самого начала имели официальный статус. Лишь к концу XVIII в. все сефардские общины, созданные анусим, стали полностью легальными.

В 5353 (1593) году большая группа анусим оставила Португалию и отправилась в Амстердам, где им разрешили построить синагогу и открыто исповедовать иудаизм.

По следам первой группы в Амстердам двинулись новые группы анусим, и вскоре в разных городах Северной Голландии стали образовываться еврейские общины, в основном состоявшие из испанских и португальских беженцев, которых называли «португезим».

Среди анусим второго поколения известен раби Менаше бар Йосеф Бен-Исраэль (5364-5418 /1604-1658/ гг.) — выдающийся мыслитель и проповедник, глава амстердамской общины «Неве Шалом», автор книг Нишмат хаим («Дыхание жизни») и Сафа брура («Ясный язык»), посвященной грамматике святого языка, а также многих других сочинений.

В 5386 /1626/ году р. Менаше организовал в Амстердаме еврейскую типографию, в которой были изданы труды многих выдающихся мудрецов — в том числе, знаменитые кабалистические трактаты главы раввинского суда Амстердама р. Йосефа-Шломо Дельмедиго.

Благодаря всему этому Амстердам стал новым центром Торы в Европе.

Надо сказать, что именно сефарды были в числе главных распространителей еврейского книгопечатания в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке: они открыли первые еврейские типографии в Стамбуле, Салониках, Амстердаме, Дамаске, Фесе и некоторых других городах.

Сефарды в Османской империи [↑]

В XVI веке сефарды занимали в Османской империи привилегированное положение и пользовались значительным влиянием при султанском дворе — как, например, Йосеф Наси. Поэтому жившие раньше на Балканах и в Малой Азии евреи-романиоты в скором времени влились в сефардские общины.

Кроме того, сефарды Османской империи выкупали из рабства многих ашкеназов, захваченных крымскими татарами на Украине и в Польше во время Хмельнитчины.

В еврейских общинах этого региона наиболее бережно сохранялся еврейско-испанский язык ладино (с заимствованиями из турецкого). На нем издавались переводы Танаха, Пиркей Авот и мидраши, философские и этические сочинения, литературные произведения, позднее начали выходить газеты.

Особое место занимает комментированный перевод «Меам Лоэз», выполненный раби Яаковом Кули, позднее переведенный на иврит и пользующийся и в наши дни большой популярностью.

Выдающийся законоучитель раби Йеуда Розанес, известный, как Мишнэ Ламелех (5417-5487 /1657-1727/ гг.), был главным раввином Стамбула и одним из духовных вождей евреев Османской империи. Со всех концов обширной державы обращались к нему за решением спорных вопросов. После его смерти были изданы сборник его хидушим (аналитических заметок), получивший название Мишнэ Ламелех (дословно — «Второй после царя») который приобрел широчайшую популярность в качестве комментария к кодексу Рамбама.

Сефардские общины в Сирии и Египте [↑]

В Сирии и в Египте сефарды перешли на арабский язык, а мустараби (евреи из арабских стран) и муграби (евреи из стран Магриба) восприняли сефардский нусах — так начали возникать единые общины в Халебе, Дамаске, Александрии, Каире, во главе которых часто стояли сефардские раввины.

Сходные процессы происходили и в Магрибе, однако здесь разговорным языком единых общин стал хакетия, генетически восходящий к испанскому, но испытавший заметное влияние арабского языка и берберских диалектов.

Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра, или Ридваз (5240-5334 /1480-1574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля, в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем — главным раввином Каира и всей страны.

Раби Ибн Зимра на свои средства основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет) и упоминавшийся выше раби Ицхак Лурия, ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш), будущий глава евреев Египта.

Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, раби Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении — со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов — респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.

Раби Яаков Кастро возглавлял в Каире общину мистаарвим (евреев, говоривших по-арабски) и руководил большой ешивой. Он написал хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда, однако сохранились только хидушим к трактату Бейца — они изданы под названием Толдот Яаков.

Появление сефардских общин в Америке и Индии [↑]

В XVI—XVII вв. большое число анусим переселялось в португальские и испанские владения в Северной, Центральной и Южной Америке, а также на острова Карибского моря — в Кубу, Пуэрто-Рико и Ямайку, где к середине XVII в. сефарды составили почти половину белого населения. В некоторых городах Нового Света (например, в столице Перу — Лиме) существовали тайные сефардские общины, члены которых подвергались преследованиям инквизиции.

К концу XVIII века почти во всех испанских и португальских колониях в Новом Свете сефарды полностью ассимилировались; единственным исключением стала Панама.

В колониях Нидерландов (северо-восточная часть Бразилии с центром в Ресифи, Суринам, остров Кюрасао), где оседали главным образом выходцы из Амстердама, а также во владениях Великобритании (остров Барбадос) и Дании (остров Сент-Томас) сефарды получили свободу вероисповедания.

Небольшая группа (23 человека) высадилась на восточном побережье Северной Америки, в голландской колонии Новый Амстердам, которая позже стала называться Нью-Йорком и создала первую еврейскую общину на территории современных США. Сефардские общины возникали и в других британских колониях в Северной Америке, и после провозглашения независимости США сефарды составили половину еврейского населения вновь созданного государства.

В 1768 г. сефарды организовали в Монреале первую еврейскую общину Канады.

С начала XVI века анусим жили также в португальской колонии Гоа на западном побережье Индии; эта община просуществовала до начала XVIII века. Сефарды, селившиеся с конца XV века на Малабарском берегу, оказали значительное влияние на живших там кочинских евреев, которые приняли сефардскую литургию. Группа «белых» кочинских евреев, существующая по сей день, — это, в основном, потомки сефардов. В настоящее время почти все они живут в Израиле.

Сефарды в Земле Израиля [↑]

Ко второй половине XVI в. Цфат, находившийся на завоеванных Оттоманской империи землях Эрец Исраэль, вступил в период высочайшего духовного подъема. Помимо раби Йосефа Каро (см. выше), здесь жили великие мудрецы и раввины.

В 1535 году в Цфат прибыл раби Шломо Алькабец (ок. 5265-5344 /ок.1505-1584/ гг.) — выдающийся знаток сокровенного учения и пайтан, автор субботнего гимна Леха Доди. Основал ешиву на горе Мерон недалеко от Цфата.

Раби Моше Кордоверо, сокращенно — Рамак (5282-5330 /1522-1570/ гг.) — один из величайших кабалистов всех поколений. Происходил из семьи изгнанников из Испании (из его фамилии следует, что семья жила в Кордове). Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан Арухр. Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы — у кабалиста р. Шломо Алькабеца в его знаменитой ешиве на горе Мерон.

Раби Кордоверо основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь, а позже — и р. Ицхак Лурия (Аризаль, см. ниже). В своем основном труде, трактате Пардес римоним («Гранатовый сад»), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар.

Аризаль — раби Ицхак Лурия Ашкенази (он же Ари аКадош, 5294-5332 /1534-1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы. Был главой каббалистов Цфата. Сформулированные Аризалем идеи и разработанные им подходы к каббалистическому учению каббалы были записаны одним из его учеников, р. Хаимом Виталем, и легли в основу всего дальнейшего развития каббалы. В дальнейшем «лурианская каббала» наложила глубокий отпечаток на религиозную мысль у многих групп евреев, не сефардов, но и восточноевропейских ашкеназов: хасиды не только восприняли многие положения учения раби Ицхака Лурии и его учеников, но и широко использовали сефардский нусах для создания своей литургии.

Также в Цфате работали великие мудрецы и законоучители сефардского происхождения: раби Моше Альшейх (Альшейх Акадош, или Альших; ок. 5267-5360 /ок.1507-1600/ гг.); раби Моше Терани (Мабит; 5260-5340 /1500-1580/ гг.) и другие.

В Иерусалиме жил выдающийся комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения, Ор а-Хаим а-Кадошраби Хаим бен Атар, название самой известной книги которого «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — заменило в сознании евреев его настоящее имя.

Раби Хаим бен Атар родился в городе Гали в Северной Африке, в Марокко. Он вел кочевую жизнь учителя Торы, писал книги о своих открытиях в разных областях Традиции, воспитывал учеников, многие из которых являлись гигантами Торы, главами нашего народа. Наиболее известный из них — рабейну Хида (раби Хаим Азулай). Переехав в 1741 году вместе со своими учениками в Святую землю, раби Хаим бен Атар основал иерусалимскую ешиву, которая сейчас называется «Ор а-Хаим», а тогда — «Кнессет Исраэль».

Книга «Ор а-Хаим» — это энциклопедия комментариев на Тору, которая по праву занимает важнейшее место наряду с комментариями Раши и Рамбана. Она дает объяснения на всех уровнях Торы: пшат — простой смысл, ремез — намек, драш — мидраш, сод — тайна.

Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, или рабейну Хида (5484-5541 /1724-1806/ гг.) — выдающийся законоучитель, кабалист и историк еврейской мысли. Его прапрадед, знаменитый кабалист р. Авраам Азулай, переехал из Марокко в Землю Израиля и поселился в Хевроне.

Рабейну Хида — автор более 80 книг, самая знаменитая из которых — его комментарий на Йоре деа — один из разделов кодекса Шульхан Арух, посвященный законам ритуального характера. В своих разъяснениях р. Хида широко использовал сведения, почерпнутые им из кабалистических источников. Во многих изданиях Шульхан Аруха этот комментарий, получивший название Биркей Йосеф («Колени Йосефа»), печатается рядом с основным текстом.

Р. Хида стал одним из самых значительных еврейских историков и библиографов. В книгах Шем аГедолим («Имена великих») и Ваад лехахамим («Собрание мудрецов») он привел около тысячи трехсот биографий выдающихся мудрецов — от эпохи вавилонских гаонов и до своего поколения.

В Эрец-Исраэль сефарды до конца XIX в. составляли самую большую, динамичную и влиятельную группу еврейского населения страны. В 1842 г. турецкие власти назначили сефардского верховного раввина Эрец-Исраэль, носившего с XVII в. титул Ришон ле-Цион, на должность хахам-баши, тем самым признав его единственным представителем всей еврейской общины и главным авторитетом в ее духовных и административных делах.

В результате такой влиятельности сефардов, другие неашкеназские общины (часть которых к тому же использовала в литургии сефардский нусах) быстро сблизились с сефардами, а затем и стали идентифицировать себя с ними.

Сефарды в Марокко [↑]

В XVII-XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Однако, в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым.

В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов.

Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети. Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях.

Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели XV—XVIII вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном, из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано. Главный раввин города Макнес Раби Рафаэль Барух Толедано тоже был сефардом.

В начале XIX в. еврейская община Марокко насчитывала от 50 до 100 тысяч человек и была самой многочисленной в Северной Африке.

Марокканские евреи делились на две четко выраженные группы: одна — потомки евреев, бежавших в Марокко из Испании и Португалии, а также слившиеся с их общинами местные евреи, жившие на побережье и в некоторых крупных городах внутри страны (например, в Фесе); другая — потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов.

Сефарды находились в лучшем положении, благодаря защите со стороны европейских стран и наличию среди них большого числа образованных и богатых людей, в которых нуждались султаны Марокко. Из их среды в XVIII—XIX вв. вышли министры, дипломаты, известные раввины, судьи.

Раби Яаков Абухацера (5550-5640 /1790-1880/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, духовный лидер евреев Северной Африки, уже в молодые годы был одним из ведущих раввинов Марокко и возглавлял общину г. Тафилета, расположенного в горах на юге страны. Он прославился как бааль мофет (чудотворец) — многие приходили к нему в поисках исцеления и избавления от бед.

Респонсы раби Яакова собраны в книге Йору мишпатеха леЯаков («Учили Твоим законам Яакова»). После его смерти было издано его кабалистическое сочинение Гинзей амелех («Сокровищница царя»). В этой книге приведено семьдесят различных толкований первого слова в Пятикнижии — Берешит.

Внук раби Яакова Абухацеры, раби Исраэль Абухацера «Баба Сали» (5650-5744 /1890-1984/гг.), тоже стал выдающимся кабалистом, раввином и законоучителем. Называть его «Баба Сали» (в переводе с арабского — «Молящийся Старец») стали за удивительную духовную силу его молитвы.

Тенденции рубежа XIX-XX веков [↑]

В конце XIX-начале XX в., с ухудшением экономического положения и осложнением политической обстановки на Балканах, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, тысячи сефардов из Греции, Турции, Болгарии и Эрец-Исраэль, а также десятки тысяч евреев из общин Сирии, Египта и Марокко, следовавших сефардскому нусаху, эмигрировали в Северную, Центральную и Южную Америку. Они создали общины почти во всех государствах Западного полушария. В 1910-х гг. сефарды появились также в Бельгийском Конго и в Родезии.

В начале Первой Мировой войны в странах ислама проживало более миллиона евреев: в Иране, в странах Магриба, Северо-Западной Африке — Тунисе, Алжире и Марокко, в Ираке, Египте, Йемене и в пределах правления Османской империи: в Турции, Сирии, Ливане и Земле Израиля.

Массы сефардских евреев были благочестивыми, глубоко преданными Торе. Позиция хахама (раввина) была престижной и авторитетной. Сефарды веками поддерживали еврейское присутствие в Земле Израиля и ревностно хранили свои обычаи и традиционный образ жизни. Даже в двадцатом веке, когда уровень религиозного соблюдения так упал, сефардские евреи, в целом, оставались более близки к еврейской традиции, чем их ашкеназские братья.

Хотя талмудическая ученость сефардских общин снизилась по сравнению с возвышенными образцами прошедших столетий, но и в девятнадцатом веке здесь был ряд признанных во всем мире ученых. Среди них Раби Хаим Медини или Сде Хемед (1834-1908) — выдающийся законоучитель, живший в Иерусалиме. Талмудическая энциклопедия «Сде Хемед», над которой он работал в течение всей жизни, была издана в 18 томах и до сих пор не потеряла своего значения.

Примерно в это же время жил Бен Иш Хайрав Йосеф Хаим (1832-1909). «Бен Иш Хай» — так назывались его многотомные сочинения, содержащие респонсы и толкования. Рав Йосеф Хаим был главным раввином Багдада, каббалистом и духовным лидером иракских евреев, ведущим алахическим авторитетом среди сефардских общин. В Иерусалиме по его указанию были заложены основы ешивы Порат Йосеф, ставшей крупнейшей сефардской ешивой в Эрец-Исраэль.

Сефардские евреи, как правило, не страдали от открытого и беспощадного антисемитизма и насилия, которое было постоянным уделом их братьев в христианской Европе. Но насилие всегда присутствовало под поверхностью арабской жизни. Революция, социальное напряжение и религиозный фанатизм часто угрожали всплеском ненависти к евреям. Например, в 1941 году переворот Рашида Али в Ираке послужил началом большого погрома в Багдаде, были убиты 150 евреев.

Перед Первой Мировой войной и в 1920—30-х гг. сефарды продолжали передвигаться в Западное полушарие: только в США в 1908—1925 гг. прибыло 50—60 тыс. евреев, называвших себя сефардами. Вновь прибывшие, как правило, не вливались в уже существовавшие сефардские общины, а создавали собственные, объединялись по языковому принципу: основные группы составили эмигранты, чьими родными языками были еврейско-испанский, греческий и арабский. В 1941 г. возникла Центральная сефардская община Америки.

Сефарды и Катастрофа [↑]

В годы Катастрофы нацистами были уничтожены почти все сефарды, жившие в Нидерландах, Югославии, Греции (за исключением Афин, где многих евреев спасло заступничество архиепископа Дамаскина), на острове Родос (принадлежавшем тогда Италии). Погибла также значительная часть сефардов северной и центральной Италии, Франции.

Из всех стран, оккупированных гитлеровской Германией или сотрудничавших с ней, лишь в Болгарии сефардские общины почти не пострадали. Немало сефардов (особенно во Франции и на Балканах) было спасено благодаря усилиям правительств Испании и Португалии, предоставивших им (а также многим ашкеназам) гражданство и въездные визы.

Большое число памятников истории и культуры сефардов (таких, как синагога Ливорно) было полностью или частично разрушено; почти полное уничтожение общины Салоник нанесло невосполнимый ущерб духовной культуре сефардов.

Сефардские общины в диаспоре сегодня [↑]

В настоящее время в диаспоре сефардские общины существуют в Турции, Болгарии, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Греции, Франции, Нидерландах, Великобритании, Италии, США.

Действующий в США Союз сефардской конгрегации объединяет свыше 30 общин, однако, собственно сефардскими среди них являются лишь общины Сиэтла и Нью-Йорка.

В Центральной и Южной Америке чистокровных сефардов почти не осталось.

В СНГ существует Совет сефардских общин, но по сути он не столько сефардский, сколько «неашкеназский», так как объединяет бухарских, грузинских и горских евреев России, Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Киргизии.

Ассимиляция в диаспоре привела, в числе прочего, к тому, что постоянно уменьшается число носителей еврейско-испанского языка; владение им все чаще рассматривается исключительно как дань традиции.

Сефарды в Государстве Израиль [↑]

Переезд в Землю Израиля в конце 1940-х — начале 1960-х годов сефардских евреев из мусульманских стран, а также из Болгарии, Греции и Югославии, и их столкновение с сионизмом обернулись для них настоящей трагедией. Общины распались, привычный жизненный уклад ушел в прошлое, и это привело к стремительному отходу от традиции огромных масс новоприбывших. Немногие сохранившиеся раввины не могли стабилизировать ситуацию.

Кроме того, в израильском обществе того времени сефарды автоматически становились «вторым сортом»: малограмотные торговцы из Магриба и Персии не могли конкурировать с эмансипированными и образованными европейскими евреями. Повсюду заправляли ашкеназы, а сефардов презрительно называли «второй Израиль» и старались расселить в бесперспективные «города развития».

Сефардское население оказалось потерянным, раздробленным, лишенным прошлого, будущего и всякой гордости.

Эту ситуацию изменил, по сути, один человек — рав Овадья Йосеф, сын бедного багдадского торговца, ставший вождем сефардов, руководителем их духовного возрождения. Он объединил израильских сефардов в огромную общину, дал им цель, вернул им утраченную гордость.

В 1973 году р. Овадья Йосеф был назначен на должность Главного сефардского раввина Израиля. Его знаменитый лозунг — «Вернуть короне прежнюю славу» — подразумевал сефардское возрождение, как в религиозном плане, так и в общественном. Он хотел вернуть сефардскому еврейству «классическую» систему практической алахи, когда решение строится на Шулхан Арухе.

С равом Овадьей советовались не только рядовые евреи, но и политики, представители армейских структур.

Его монументальный труд «Ябиа Омер» стал настольной книгой в сотнях тысяч еврейских домов в Израиле и за его пределами.

После кончины Рава Овадьи Йосефа в 2013 году главным сефардским раввином Израиля стал его сын, рав Ицхак Йосеф.

Одним из наиболее известных раввинов Израиля и ведущим сефардским каббалистом своего времени былРав Ицхак Кадури, истинный праведник, большой мудрец Торы, всю свою жизнь посвятивший ее изучению и служению Б-гу. Рав Кадури был наставником и руководителем семинарии-ешивы «Нахалат Ицхак». Он ушел в другой мир в 2006 году в Иерусалиме.

Кто понимается под сефардами и их численность в мире [↑]

Сефардов как таковых (на иврите их иногда называют самех-тетниким, сокращенно ס"ט, в распространенном толковании от сфаради тахор, «чистокровный сефард») в Израиле не так много, всего около 250 тысяч человек.

В наши дни к сефардам относят почти всех не ашкеназских евреев: из Марокко, Курдистана, Ирака, Туниса, Алжира, Ливии, Ливана, Йемена и Египта, из советской Грузии, Греции, Турции и Афганистана.

По прибытии в Израиль евреев из десятков стран, говорящих на десятках языков и придерживающихся совершенно разных традиций, объединяют в одну группу под общим названием «сефарды», или «эдот мизрах» — народы Востока.

Сегодня во всем мире насчитывается ок. 1,5-2 млн евреев, которых относят к сефардским. Больше всего их проживает в Израиле (ок. 700 000 чел.), во Франции (почти 350 000) и США (ок. 70 000).

В принципе, само разделение еврейских общин в диаспоре и в Земле Израиля на сефардские и ашкеназские достаточно условно. Сегодня ашкеназские и сефардские евреи живут бок о бок как в Израиле, так и в Америке, и во многих странах Европы. Большинство из тех, кто сохраняет еврейский образ жизни, сохраняет и свои традиции.

Выводить материалы