Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вселенная — книга Всевышнего. Комментарий на неё — Тора»Рабби Цадок а-Коэн из Люблина
Биография выдающегося мыслителя и проповедника

Раби Менаше бар Йосеф Бен-Исраэль (5364-5418 /1604-1658/ гг.) — выдающийся мыслитель и проповедник.

Происходил из рода дона Ицхака Абраванеля, духовного главы евреев Испании в поколении изгнания.

Родился в Лисабоне, столице португальского королевства, в семье марранов, — его первоначальное имя Мануэль Диас Сойерио.

Когда Мануэлю было около десяти лет, его семья бежала из Португалии в Амстердам и открыто вернулась к иудаизму. Отец Мануэля сменил свое христианское имя на еврейское — Йосеф бен Исраэль, а двух сыновей назвал Эфраим и Менаше — в память о двух сыновьях праведного Йосефа, которые выросли в языческом Египте, среди иноверцев.

Менаше изучал Тору у р. Ицхака Узиэля, раввина амстердамской общины Неве шалом (Обитель мира), организованной бывшими марранами.

В дополнение к традиционным еврейским дисциплинам, он изучал также естественные науки и древние языки: помимо иврита, он свободно владел древне-греческим языком и латынью, — к тому же, он говорил на восьми современных языках.

В семнадцать лет р. Менаше Бен-Исраэль написал свою первую книгу Сафа брура (Ясный язык), посвященную грамматике святого языка.

В 5382 /1622/ году, после смерти р. Ицхака Узиэля, восемнадцатилетний р. Менаше сменил его во главе общины Неве шалом. Он стал произносить в общинной синагоге драшот (проповеди), как это раньше делал его наставник, — и выступления молодого раввина привлекали многочисленных слушателей.

В 5386 /1626/ году р. Менаше организовал в Амстердаме еврейскую типографию, в которой были изданы труды многих выдающихся мудрецов — в том числе, знаменитые кабалистические трактаты главы раввинского суда Амстердама р. Йосефа-Шломо Дельмедиго, ставшего близким другом р. Менаше.

В этой типографии р. Менаше Бен-Исраэль выпустил в свет и целый ряд своих сочинений, призванных познакомить читателей — в первую очередь, бывших марранов — с глубинными пластами еврейской мудрости. Его книги выходили в свет не только на святом языке, но также на испанском и португальском.

Основным произведением р. Менаше, прославившим его имя, стала книга Нишмат хаим (Дыхание жизни). Названием этого трактата стали слова из стиха Торы: «И создал Всемогущий Б-г человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и ожил человек» (Берешит 2:7). В этой книге рассказывается о духовных феноменах, связанных с существованием человеческой души: раскрываются секреты сновидений и посмертной жизни души; особый раздел трактата посвящен таинствам реинкорнации — переселению душ.

Эта книга выдержала множество изданий и по сей день является одной из самых читаемых.

Около 5400 /1640/ года р. Менаше Бен-Исраэль совершил длительное путешествие в Бразилию, где поселился в одной из нидерландских колоний, г. Пернамбуку (ныне Ресифи), — он возглавил там ешиву, в которой обучались дети марранов.

В 5402 /1642/ году р. Менаше возвратился в Амстердам. В период своей зрелости он пользовался высочайшим авторитетом не только среди евреев, но и среди христиан, которые видели в нем выдающегося мыслителя и ученого, — с ним переписывались короли и государственные деятели, финансисты и купцы, естествоиспытатели и философы. Среди его друзей был знаменитый художник Рембрандт ван Рейн, написавший его портрет.

Последние годы жизни р. Менаше посвятил борьбе за право евреев вновь поселиться в Англии, откуда сыны Израиля были изгнаны еще в 5050 /1290/ году. В скором возвращении на британские острова р. Менаше видел осуществление древних пророчеств. В своей книге Микве Исраэль (Собрание Израиля) он писал: «Еще до геулы, конечного избавления еврейского народа, свершится сказанное в Торе: “И рассеет тебя Б-г от края земли и до края земли” (Дварим 28:64) — и попадут сыновья Израиля в своих скитаниях на “край земли”, в Англию».

Эту книгу р. Менаше перевел на латынь и отправил в дар парламенту Англии, чтобы привлечь его внимание к проблеме. А в 5415 /1655/ году р. Менаше сам прибыл в Англию и вступил в переговоры с парламентом, а также с лордом-протектором Оливером Кромвелем, с которым он и прежде состоял в ученой переписке.

Результаты его усилий сказались довольно быстро. Уже в 5416 /1656/ году марраны, прибывшие в Англию по торговым делам, открыто вернулись в еврейство и получили разрешение на проведение своих богослужений. А в 5420 /1660/ году — уже после смерти р. Менаше — евреи получили право свободно селиться на британских островах.

Р. Менаше Бен-Исраэль умер четырнадцатого кислева 5418 /1658/ году в голландском городке Мидделбурге — вскоре после возвращения из Англии.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе