Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося мыслителя и проповедника

Раби Менаше бар Йосеф Бен-Исраэль (5364-5418 /1604-1658/ гг.) — выдающийся мыслитель и проповедник.

Происходил из рода дона Ицхака Абраванеля, духовного главы евреев Испании в поколении изгнания.

Родился в Лисабоне, столице португальского королевства, в семье марранов, — его первоначальное имя Мануэль Диас Сойерио.

Когда Мануэлю было около десяти лет, его семья бежала из Португалии в Амстердам и открыто вернулась к иудаизму. Отец Мануэля сменил свое христианское имя на еврейское — Йосеф бен Исраэль, а двух сыновей назвал Эфраим и Менаше — в память о двух сыновьях праведного Йосефа, которые выросли в языческом Египте, среди иноверцев.

Менаше изучал Тору у р. Ицхака Узиэля, раввина амстердамской общины Неве шалом (Обитель мира), организованной бывшими марранами.

В дополнение к традиционным еврейским дисциплинам, он изучал также естественные науки и древние языки: помимо иврита, он свободно владел древне-греческим языком и латынью, — к тому же, он говорил на восьми современных языках.

В семнадцать лет р. Менаше Бен-Исраэль написал свою первую книгу Сафа брура (Ясный язык), посвященную грамматике святого языка.

В 5382 /1622/ году, после смерти р. Ицхака Узиэля, восемнадцатилетний р. Менаше сменил его во главе общины Неве шалом. Он стал произносить в общинной синагоге драшот (проповеди), как это раньше делал его наставник, — и выступления молодого раввина привлекали многочисленных слушателей.

В 5386 /1626/ году р. Менаше организовал в Амстердаме еврейскую типографию, в которой были изданы труды многих выдающихся мудрецов — в том числе, знаменитые кабалистические трактаты главы раввинского суда Амстердама р. Йосефа-Шломо Дельмедиго, ставшего близким другом р. Менаше.

В этой типографии р. Менаше Бен-Исраэль выпустил в свет и целый ряд своих сочинений, призванных познакомить читателей — в первую очередь, бывших марранов — с глубинными пластами еврейской мудрости. Его книги выходили в свет не только на святом языке, но также на испанском и португальском.

Основным произведением р. Менаше, прославившим его имя, стала книга Нишмат хаим (Дыхание жизни). Названием этого трактата стали слова из стиха Торы: «И создал Всемогущий Б-г человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и ожил человек» (Берешит 2:7). В этой книге рассказывается о духовных феноменах, связанных с существованием человеческой души: раскрываются секреты сновидений и посмертной жизни души; особый раздел трактата посвящен таинствам реинкорнации — переселению душ.

Эта книга выдержала множество изданий и по сей день является одной из самых читаемых.

Около 5400 /1640/ года р. Менаше Бен-Исраэль совершил длительное путешествие в Бразилию, где поселился в одной из нидерландских колоний, г. Пернамбуку (ныне Ресифи), — он возглавил там ешиву, в которой обучались дети марранов.

В 5402 /1642/ году р. Менаше возвратился в Амстердам. В период своей зрелости он пользовался высочайшим авторитетом не только среди евреев, но и среди христиан, которые видели в нем выдающегося мыслителя и ученого, — с ним переписывались короли и государственные деятели, финансисты и купцы, естествоиспытатели и философы. Среди его друзей был знаменитый художник Рембрандт ван Рейн, написавший его портрет.

Последние годы жизни р. Менаше посвятил борьбе за право евреев вновь поселиться в Англии, откуда сыны Израиля были изгнаны еще в 5050 /1290/ году. В скором возвращении на британские острова р. Менаше видел осуществление древних пророчеств. В своей книге Микве Исраэль (Собрание Израиля) он писал: «Еще до геулы, конечного избавления еврейского народа, свершится сказанное в Торе: “И рассеет тебя Б-г от края земли и до края земли” (Дварим 28:64) — и попадут сыновья Израиля в своих скитаниях на “край земли”, в Англию».

Эту книгу р. Менаше перевел на латынь и отправил в дар парламенту Англии, чтобы привлечь его внимание к проблеме. А в 5415 /1655/ году р. Менаше сам прибыл в Англию и вступил в переговоры с парламентом, а также с лордом-протектором Оливером Кромвелем, с которым он и прежде состоял в ученой переписке.

Результаты его усилий сказались довольно быстро. Уже в 5416 /1656/ году марраны, прибывшие в Англию по торговым делам, открыто вернулись в еврейство и получили разрешение на проведение своих богослужений. А в 5420 /1660/ году — уже после смерти р. Менаше — евреи получили право свободно селиться на британских островах.

Р. Менаше Бен-Исраэль умер четырнадцатого кислева 5418 /1658/ году в голландском городке Мидделбурге — вскоре после возвращения из Англии.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.