Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Египет, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Яаков бар Авраам Кастро (Маарикаш; ок. 5285—5370 /ок. 1525—1610/ гг.) — глава еврейских общин Египта.
Родился в Египте. Внук р. Авраама Кастро, казначея Египта и управляющего монетным двором.
В юности совершил паломничество в Землю Израиля и учился в Иерусалиме у р. Леви Ибн Хабиба (Ральбаха; см.), главного раввина святого города.
Возвратившись в Каир, изучал Тору у духовного руководителя евреев Египта р. Давида Ибн Зимры (Радваза; см.).
Возглавлял в Каире общину мистаарвим (евреев, говоривших по-арабски — в отличие от выходцев из Испании, говоривших на языке ладино). Постоянно поддерживал алахическую переписку со своими наставниками — Ральбахом и Радвазом, переселившимся в Иерусалим, а также с великими мудрецами Цфата — р. Йосефом Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабитом; см.).
Руководил большой ешивой в Каире.
В 5330 /1570/ году Маарикаш вновь посетил Святую Землю; в Цфате он был гостем в доме р. Йосефа Каро.
После того, как в 5348 /1588/ году раввин Каира р. Бецалель Ашкенази (см.) «поднялся» в Иерусалим, Маарикаш сменил его на этом посту — он стал духовным и административным главой евреев Египта. Со всех концов страны обращались к нему со сложными алахическими вопросами — его респонсы собраны в книге Оалей Яаков (Шатры Яакова).
Маарикаш написал также хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда, однако сохранились только хидушим к трактату Бейца — они изданы под названием Толдот Яаков.
Умер в Каире, в 5370 /1610/ году.
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»