Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Хеврон и пещера Махпела — пещера праотцов

Одно из самых святых мест Израиля, как для Иудаизма, так и для Ислама.

Хеврон. Галут. Мольба

Зачем евреи едут в Хеврон? Молиться. Просить. Плакать.

Молитва на могилах близких, праведников, раввинов, и, тем более, Патриархов, — как называют Авраама, Ицхака и Якова с женами — имеет особенную силу и возвышенность, хотя Хеврон совсем не туристичен.

Хеврон встречает тишиной, пустотой, безлюдием. Только полицейские как-то оживляют эти омертвевшие декорации. Но тишина обманчива; в любой момент она может разорваться камнем, брошенным в лобовое стекло, или визгом амбуланса…

В почти полном безлюдии то здесь, то там в пуленепробиваемых будках сидят наши одинокие солдаты:

Арабов тоже не видно.

Мурка несет свою службу, ожидая праздников и наплыва молящихся; в будни здесь поживиться нечем.Зато в праздники Песах и Суккот многие тысячи евреев просят здесь Б-га вспомнить заслуги наших предков…

Какие страшные катаклизмы подвинули эти десятитонные плиты? Какие страшные землетрясения посягались на эти стены, построенные, возможно, до разрушения Второго Храма? Эти камни — свидетели трагичной истории еврейского народа.

После разрушения Храма еврейское население Хеврона, первой столицы царя Давида, было почти полностью изгнано и продано в рабство. Цена раба-еврея упала здесь до цены дневного корма для римского коня…

Только к середине 16 века в Хевроне вновь расцветает еврейская община. В 1590 году строится синагога «Авраам-авину», которая из-за запрета евреям молиться в пещере Патриархов стала одним из главных центров духовной жизни Эрец Исраэль. Вместе с Иерусалимом, Тверией и Цфатом Хеврон становится одним из четырёх святых городов Эрец-Исраэль.

В Бейт-Адасса, здании бывшей хевронской больницы, лечили и евреев, и арабов вплоть до погрома 1929 года, когда все еврейское население Хеврона, включавшие в себя и ешиву «Слободка», и хабадскую ешиву «Торат Эмет», было изгнано из Хеврона, а многих зверски убили, искалечили, ранили… Здесь еврейский вопрос был решен «окончательно». Вдохновителем резни и нагнетания антисемитизма стал Эмин Аль Хусейни, который был назначен англичанами на должность муфтия Иерусалима, — настоящий нацист, отец арабского фашизма.

В самой пещере евреям молиться не разрешалось на протяжение многих веков. Лишь около ста лет назад турки позволили евреям молиться на одной из лестниц, ведущих к центральному входу, да и то подниматься по ней разрешалось не выше седьмой ступени. Про эту седьмую ступень ходит немало легенд, и она стала символом…

Говорят, Арафат специально заселял Хеврон палестинскими бедняками из Газы и «деклассироваными» элементами. Здесь они провожают тебя липким взглядом, оценивающим неосторожно-приоткрытое в машине окно.

Восстановление синагоги «Авраам-авину» началось приехавшим из новосибирского академгородка профессором физики Бенционом Тавгером, отцом моего первого раввина Элияу Тавгера. Именно Бенцион Тавгер начал раскопки загаженного арабами еврейского кладбища, он расчистил помойную яму и свалку трупов домашнего скота, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги «Авраам-авину».

Книга профессора Тавгера «Мой Хеврон» стала одной из лучших книг на русском языке о современном Израиле. Всего себя он отдал Хеврону.

Цитирую Якова Шехтера про погром 1929 года (для объективности надо заметить, что были арабские семьи, спасавшие евреев):

«Утром в субботу тысячи арабов, вооруженных саблями, ножами, топорами, вилами и ломами, двинулись к еврейским домам с криками “Бей жидов!”, “Власти с нами!” Выломав двери, погромщики безжалостно рубили всех без разбору. Женщин и девочек, прежде чем убить, многократно насиловали. Отрубали пальцы, на которых были кольца, вместе с серьгами рвали мочки ушей. Некоторым перед изнасилованием выкалывали глаза, другим, досыта поглумившись, вспарывали животы, вырывали, словно во время языческих жертвоприношений, печень и сердце…»

2010, Хеврон, Бейт Адасса. Ряды шкафов с медикаментами. Ждут…

Напряженность снимают наши мальчишки, которые играют под ногами у солдат — или с ними — в «кошки-мышки»,

и бреславские ребята

продающие всякую религиозно-сувенирную всячину.

Около тысячи еврейских поселенцев живут сейчас в самом Хевроне, и около десяти тысяч — в соседнем городке Кирьят Арба. Их называют самоубийцами, сумасшедшими, оккупантами… Но разве не все мы, живущие здесь, в Земле Израиля, «оккупанты» — по логике тех, кто не признает истинность Торы? Ведь только Тора дает нам право и легитимность жить здесь.

Пока мои спутники пошли молиться внутрь, в синагогу над Меарат а-махпела (дословно «Двойную пещеру», куда коэны обычно не заходят), я остался молиться у «седьмой ступени», снаружи.

Дальше седьмой ступеньки вход евреям был запрещен. Именно это место стало символом бесправия и униженности евреев, да и сейчас, после разрушения лестницы с пресловутой седьмой ступенью, — что изменилось? Наши самые святые места — в руках самообманутых рейдеров. Храмовая гора, могилы Рахели, Йосефа, Шмуэля, Хеврон с могилами Авраама, Сары, Ицхака, Ривки, Якова, Леи — это арабские «территории», и все международные пакты говорят об их принадлежности арабам, и все государства мира требуют от нас их «возвращения» арабам! Большая часть человечества принимает на себя истинность Библии, и именно Тора свидетельствует о приобретении трех земельных участков наши предками здесь, в Земле Израиля. Это Хеврон, Шхем, Храмовая гора. Парадокс: мы — здесь, а эти три наших места — у ишмаэльтян.

Разве закончился наш галут, если самое почитаемое для евреев молельное место вот уже две тысячи лет — лишь подножие Храмовой горы, ее Стена? Нет у нас Храма… Помню, как лет десять назад я подошел к воротам, ведущим на Гору, совсем рядом от Святая Святых (недалеко от т.н. Малого Котеля). В проеме внутри стояли иорданские полицейские, а с этой стороны — израильские, и метрах в тридцати-сорока место Храма…. я поклонился, и, не успев произнести несколько слов молитвы, был оттащен «нашими». Потом мне объяснили, что молиться напротив их мечети, даже снаружи, вне Храмовой горы — евреям нельзя!

За какие наши грехи мы так и остались у «седьмой ступени»? Дорогой читатель, ты знаешь, где могилы твоих дедушек? Кто за ними ухаживает и убирает по весне? Может они предназначены на снос, или их надгробные плиты уже унесли? Увы, мы сами виноваты перед памятью наших предков, видно, мало в нас осталось поклонения корням, и страшное подтверждение этому — Хеврон. Здесь после римлян властвовали византийцы, персы, мусульмане, крестоносцы, мамлюки, турки, англичане, а мы?

Вдруг тишину разорвали радостные крики девочки со связкой воздушных шариков. Вернулось ощущение, что Хеврон — не кладбище, не только и не столько украденная святость могил наших Патриархов, не только наша история…

Выводить материалы

Авраам. 25 лет в Хевроне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.

Мой Хеврон

Бенцион Тавгер

Саба из Слободки

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...После одной из бесед, проведенных р. Симхой-Зислом в ешиве, р. Натан-Цви не сумел уснуть и проплакал всю ночь, орошая подушку очистительными слезами раскаяния. В ту ночь он решил посвятить всю свою жизнь изучению Торы и трепетному служению Творцу...

Хеврон, Израиль

Давид Робертс

Картина шотландского художника Давида Робертса, изображающая город Хеврон в 1839 году. Хеврон (חֶבְרוֹן) — город в Иудее, один из четырех священных городов в еврейской традиции (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом). Известен тем, что в нем находится знаменитая пещера Махпела (пещера Праотцов) — место захоронения праотцов и праматерей еврейского народа.

Праотец Яаков. Возвращение в Хеврон

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Врата востока. Недельная глава Шлах.

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Комплекс пещеры Махпела

Неизвестный автор

Одно из внутренних помещений комплекса пещеры Махпела.

Хеврон в конце XIX — начале XX века

Неизвестный автор
22

В этом альбоме содержится подборка фотографий города Хеврон в конце XIX — начале XX века. Хеврон — город в Иудее, один из четырех городов, священных в иудаизме (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом). Хеврон находится в Иудейских горах (930 м над уровнем моря) в 36 км к юго-западу от Иерусалима, на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней. Горный климат благоприятен для выращивания плодовых деревьев и виноградников. Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Б-гу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами. Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира — так называемый мамрийский дуб.В Хевроне в пещере Махпела похоронены Авраам, Исаак, Яаков и их жены Сара, Ривка и Лея.